Методология

Методология как инструмент развития способностей

Автор материала: 
Кому предназначен материал: 
Дополнительное свойство: 
Разделы по содержанию: 
Форма материала: 

Эта работа была выполнена в рамках темы «От теории к жизни», разрабатываемой в Московском методолого-педагогическом кружке (ММПК, руководитель Анисимов О.С.). Рассматривая возможность продвижения наработок ММПК в различные ныне существующие практики, было отмечено, что использование результатов, полученных в методологии, будет успешно только в том случае, если тот, от кого будет зависеть их применение, получит что-то конкретное для себя лично, или, по крайней мере, это не будет противоречить его личным устремлениям.

Что такое методология?

Автор материала: 
Кому предназначен материал: 
Разделы по содержанию: 
Форма материала: 

Тот, кто активно участвовал в инновационных процессах второй половины ХХ века, в самых острых дискуссиях в связи с развитием практики, науки, культуры, пытался разобраться в крупномасштабных проектах отраслевого, регионального и федерального уровня, не мог не встретиться с особой группой, характерным множеством людей, которые называли себя «методологами». Их поведение настолько отличалось от проявлений «обычных» специалистов, что первый период делового знакомства осознавался в словах превосходной степени. Какие именно содержания оценивались в «превосходной риторике», какие особенности в поведении производили яркий след в памяти и т.п., зависело от сферы деятельности, от предметной прикрепленности. Во всяком случае, они открывали «новый мир», мир рефлексии, анализа действий, мышления, взаимодействий, оснований действий и мышления.

Емельянов А. Тематические обзоры схем из работ О.С.Анисимова

Автор материала: 
Кому предназначен материал: 
Разделы по содержанию: 
Форма материала: 

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляются три тематических обзора схем из работ О.С.Анисимова:

Обзоры призваны оказать помощь в ознакомлении и использовании концептуально-понятийного аппарата, накопленного ММПК, и выраженного в работах его руководителя О.С.Анисимова. Обзоры далеки от полноты и совершенства, поэтому приглашаю тех, кто так или иначе знакомится с текстами ОСА, принять участие в пополнении и совершенствовании этих обзоров.

Рефлексия. Методология. Наука

Автор материала: 
Кому предназначен материал: 
Разделы по содержанию: 
Форма материала: 

Как хорошо известно, роль аналитики постоянно повышается. Вместе с этим повышается значимость анализа мыслительных процессов, форм и средств аналитических процедур. Осуществляется не только инвентаризация аналитических процедур и обоснований, но и сравнение различных версий, поиск наиболее перспективных. Все разработки можно разделить на те, которые уделяют внимание процессам как таковым, с направленностью на содержание конечного результата, и те, которые ставят результат и процессы в зависимость от понимания природы мышления и рефлектирующего мышления. Второе направление менее типично, менее представлено, в силу традиции предпочитать либо содержательность мысли аналитика, либо внешне выраженную процессуальность. Даже в том случае, когда аналитик пользуется очень сложными ориентирами, концепциями, понятийными средствами, рефлексивное слежение за мыслью и анализ оснований самого построения мысли остаются в тени.

Московская методологическая школа

Кому предназначен материал: 
Разделы по содержанию: 
Форма материала: 

Громыко Ю.В.

Текст опубликован в журнале «Вопросы методологии», №4, 1991 г. 

В данной статье я ставлю своей задачей охарактеризовать одно из направлений развития общественной мысли в нашей стране, точнее общественной мысли, общественного действия и общественной формы речи. Общественного действия – поскольку представители этого направления разработали свои формы действия на социальные коллективы.

Фрагмент статьи Б.В. Сазонова "Методология ММК и этика-1"

Автор материала: 
Кому предназначен материал: 
Разделы по содержанию: 
Форма материала: 
Мы предлагаем вашему вниманию фрагмент статьи Сазонова Б.В. "Методология ММК и этика-1", опубликованной на сайте Некомерческого научного Фонда им. Г.П. Щедровицкого (полный текст статьи: http://www.fondgp.ru/lib/mmk/6)

Поводом к написанию этих заметок послужили обсуждение доклада В.М. Розина в Институте философии по истории ММК и перспективам методологии (сентябрь-октябрь этого года), а также Интернет-дискуссия между несколькими активными участниками современного методологического движения, захвативших и последний этап жизни ММК. Дискуссия носила достаточно интимный характер, свободно обращаясь к жанру гротеска в оценках и методологии и участников дискуссии. Но именно эта свобода позволила в острой форме сформулировать ряд топик сознания современного методологического сообщества, которые я, в силу своей истории, не могу принять.

Две рефлексии

Кому предназначен материал: 
Разделы по содержанию: 
Форма материала: 

Автор статьи: Левинтов А.Е. Статья опуликована на сайте Некоммерческого научного Фонда "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого". Ссылка:  http://www.fondgp.ru/lib/mmk/16

В шестидесятые в Московском методологическом (тогда – логическом) кружке произошел раскол: молодой математик Владимир Лефевр стал требовать переориентации работы кружка с теории деятельности на рефлексивное управление. Упорствующий в своих требованиях бунтарь покинул сообщество и почти в одиночку, с очень коротеньким шлейфом последователей,  продолжил свои разработки в избранном направлении.

Subscribe to RSS - Методология