Схема 1
Организационно-управленческая деятельность начинается с обнаружения потребности, лежащей вне этой деятельности. Первое действие организатора?управленца - вхождение в контакт с заказчиком. Зная, что такое коммуникация вообще и что такое понимание в коммуникации, можно говорить об устройстве этой первой управленческой процедуры. Есть некий заказчик, мыслящий содержание своего заказа. Он что-то сообщает управленцам. Последний строит представление о сказанном, полагая, что это не его, а заказчика представления. Тем самым управленец включается в коммуникацию как понимающий и должен предъявить себе соответствующие типовые требования.
К сожалению, уже на этом шаге организационно-управленческая деятельность слишком часто становится дефектной из-за неумения управленца понимать заказчика и вообще понимать. Напротив, культурное освоение процедуры понимания уже гарантирует исчезновение многих бед в управлении. На схеме можно заметить, что представление, которое возникло у управленца организовано более структурно, чем имеющееся представление у заказчика. Именно это обстоятельство обеспечивает управленцу возможность воздействия на заказчика уже в стадии понимания заказа. Результатом понимания заказа является первичное (ориентированное на заказчика) представление управленца о конечном продукте, который предстоит получить. Управленец не должен спрашивать заказчика о способе получения продукта. Этот вопрос превышает сферу компетентности заказчика.
Схема 2*[2]
Результатом здесь является специализированное управленческое понимание продукта, отличающееся от первичного меньшей зависимостью от представлений заказчика.
Для уяснения содержания пунктов 2 и 3 необходимо развести процессуальное и структурное представления о деятельности.
Процессуальное представление (сх.3a) предполагает, что имеется исходный материал М1, конечный продукт М2 и промежуточные продукты. Для перехода от одного промежуточного результата к другому бывает необходимо привлечь что-то дополнительное, поэтому вводится процесс служебного типа. Таких процессов в ходе деятельности может возникать немало. Следовательно, процессуальное построение пути к конечному результату невозможно без:
Управленец должен уметь предусматривать все, что необходимо вовлечь в будущую деятельность для обеспечения ее функционирования. Структурное представление о деятельности строится следующим образом (сх. 3b)
Схема 3b
Группы процессов, составляющих деятельность, объединяются в блоки. Критерием объединения является подчиненность процессов той или иной функции. Если отобразить соотношение между блоками, фиксируя «узлы связи» функций, получится структурное представление обо всей совокупности деятельности. Умение структурно описывать деятельность необходимо управленцу. Внутри каждого звена деятельности, имеющего типовую функцию, располагается множество процессов. Структурное описание всегда позволяет сокращенно отобразить огромную по объему «перевязку» этих процессов.
Связь между пунктами 2 и 3 заключается в том, что предметом рассмотрения является принципиальное «видение» получаемости того результата, на котором настаивает заказчик. Управленческое представление о продукте, возникающее в этой базовой работе может быть подтверждено процессуальной реконструкцией, чего не было и не могло быть при первичном понимании заказа. Само такое представление относится к пункту 2. Понимание же процессов деятельности означает «безразрывность» пути, ведущего к конечному результату, и относится к пункту 3. Проектировочная реконструкция деятельности, в отличие от исследовательской фиксирует не то, что есть в реальности, а то, что должно приводить к желаемому результату. Шаг за шагом происходит конструирование процесса наподобие реального.
Схема 4*
Начиная с этого пункта, управленец имеет возможность отойти от содержания заказа. Возникает большая группа процедур по моделированию реализуемости заказа. Техника фиксации ресурсов разнообразна. Можно делать это при помощи ЭВМ, можно - на уровне обычного языка в документах, можно - в специально составляемых картах и т.д. Важно, чтобы управленец, понявший что и как он должен у себя иметь, мог в каждый момент представить себе любой из необходимых ресурсов, то есть иметь полноту их представляемости.
Схема 5*
Уточним некоторые различия между немыслительной и мыслительной моделями. Немыслительная модель - это устройство наподобие реального объекта, которое создается нами для изучения свойства этого объекта. Модель является заместителем реального, но с нею обращаются как с самим объектом. При мыслительном моделировании свойства реального объекта конструируются как схема или как представление, особым образом построенное с помощью текста. Относясь к такому представлению как к реальности, можно его изучать. В пункте 5 моделируется снабжение будущей деятельности, которое представлено в виде процессуального проекта. При учете конкретных условий, в которых будет проистекать деятельность, становится ясно, какие процессы будут обеспечены ресурсами и потому возможны, а какие - невозможны. Рисунок процессов, полученный в п.4, начинает видоизменяться, а управленец, наблюдая эту деформацию, прослеживает, обеспечивает ли она достижение конечного результата.
Схема 6*
Если последовательно проследить включение всех ресурсов, то можно получить и соответствующий перечень затруднений.
Схема 7*
Управленцы нередко ошибаются, воспринимая все затруднения как проблемы, то есть не отделяя случайные факторы затруднения от неслучайных. Чтобы этого не происходило, управленец должен владеть культурой понятийного мышления. Тогда поле затруднений можно анализировать, выявляя в нем проблемы.
Схема 8*
Построение выхода из фиксированных проблем. Строятся дополнительные процессы, обеспечивающие снятие проблемных затруднений. В связке между пунктами 3 и 8 рождается программа деятельности.
Схема 9*
После предварительных поисков фиксируется конечный результат вместе с процессами, которые к нему приводят. Фрагмент технологического цикла управления деятельностью, пройденный управленцем до пункта 9 включительно, завершается готовностью начать строительство самой деятельности. Управленец готов входить в отношения с теми, от кого непосредственно будущая деятельность зависит, то есть с исполнителями. Управленец построил место для деятельности и имеет о ней проектное представление: ему видны все процессы, которые необходимы для прихода к конкретному результату.
Схема 10
Реализация программы начинается с обеспечения деятельности ресурсами. В функции ресурсов привлекаются реально имеющиеся в хозяйстве исходные материалы, средства их преобразования, люди с их возможностями. Если программа обязывает иметь дополнительные ресурсы, нужна дополнительная работа. Уже имеющиеся ресурсы привлекаются к обеспечению не основной, а специальной обслуживающей деятельности по построению дополнительных ресурсов. Причисление людей к ресурсам деятельности возможно лишь при условии, что их отношение к программе является исполнительским, то есть они не сомневаются в правильности программы. Привлекается только та часть ресурсов, которая соответствует программному содержанию. Поэтому необходима процедура отбора ресурсов. Результатом снабжения является создание реального места и реального наполнения для той деятельности, которая предписана программой.
Схема 11
Созданная деятельность начинает функционировать. Появляются исполнители. Которые имеют соответствующие средства и применяют их. Начинаются процессы в каждой исполнительской деятельности. Чтобы эти процессы поддерживать, за ними необходимо следить, осуществляя функцию контроля. В сознании управленца, контролирующего деятельность, существует два представления о процессах: нормативное представление «как должно быть» взято прямо из программы и представление о том «как реально происходит» - результат исследовательской рефлексии. До тех пор, пока удерживается соответствие этих представлений друг другу, управленец не воздействует на реальность, а лишь рефлексивно относится к ней. Но как только зафиксировано несоответствие, то есть реальная практика «отошла» от того, что было нормой, возникает следующий шаг.
Схема 12
Выявляются причины возникшего несоответствия (между нормативным представлением о процессе и реально зафиксированным). Критерием наличия затруднения выступает рассогласование между нормой и ее реализацией.
Схема 13а*
Самый простой вариант коррекции - возврат в деятельность, предшествующую затруднению: предполагается намерение «не повторять старых ошибок» (сх. 13а). Более общий и сложный случай - различные изменения программных содержаний. При этом, что очень важно, результатная компонента содержания задания остается неприкосновенной (сх. 13b).
Схема 13b*
В процесс достижения конечного результата управленец полномочен вносить изменения, а пожелания заказчика по процессу для управленца всегда носят лишь рекомендательный характер. Если вследствие активно-критического отношения к затруднениям ставится под сомнение правомерность самого конечного результата, возникает новая процедура.
Схема 14*
Проблематизация содержания заказа включает в себя следующие шаги.
Прекращение анализа деятельности и воздействия на нее. Мыслительный возврат в ситуацию, когда надо было понимать и принимать заказ.
Мыслительное моделирование того, что можно было бы предложить заказчику в ходе будущей полемики.
Мыслительная депроблематизация: позитивный выход из критического отношения в нормативное. Осмысление того реального результата, которого теперь можно будет достичь.
Согласование гипотезы с реальным заказчиком, который либо понимает, либо отрицает предложенную ему модернизацию. Прежняя программа и указание на затруднение, возникшее в ходе ее реализации, должны стать убеждающим материалом. Если заказчик не согласился, возникает драматическая для управленца ситуация. Он должен выбирать: либо согласиться с заказчиком, имея явную перспективу неполучения результата, либо подвергнуть сомнению свои воззрения, сочтя, что он сам не все правильно продумал. Тогда для управленца ведущим становится критическое отношение к себе. Это - одно их следствий согласовательных процессов.
Если же заказчик согласился, то есть достигнуто новое видение конечного результата совершается возврат в начало цикла и повторяются все его процедуры. Хотя в пункте «в)», на первый взгляд, описан выход из проблематизации, на самом деле имеется в виду лишь мыслительная проверка самой необходимости проблематизировать ситуацию. Задавая себе вопрос (сомнение) и отвечая на него, мы проверяем правомерность сомнений. Если они подтвердились, следуют шаги по изменению ситуации. В случае неподтверждения сомнения эти шаги сами по себе отпадают. Таким образом, речь в данном случае ведется не о реальном выходе из проблематизации, а о модели такого выхода в рамках процесса проблематизации.
Схема 15*
Происходит реальный возврат в перестраиваемую деятельность, новое содержание заказа выступает в качестве основания ее перестройки. В процессе проблематизации управленец может выходить за пределы своей конкретной деятельности. Тогда он расширяет масштабы той реальности, в которую вписывается результат, вплоть до масштабов ситуации в стране. Не умея этого делать, управленец всегда рискует обесценить в своей практике отраслевые задачи, задачи на уровне общества и т.д.