Принимать решения, а тем более управленческие, всегда было не просто, но крайне необходимо. Если начать принимать решения правильно, то это становится намного сложнее, чем их реализовывать. Но зато гораздо выгодней. Правильно приняв управленческое решение, Вы получаете уверенность в том, что в это дело можно вкладывать деньги и свое время. Кроме этого, исправление ошибки в решении:
Поэтому в принятии правильного управленческого решения заинтересованы все те, кто участвует или может участвовать в проекте.
Вся тонкость состоит в том, как узнать, что решение принято правильно. И несмотря на действие закона подлости, который гласит, что «самая грубая ошибка будет выявлена, лишь когда программа пробудет в производстве, по крайней мере, полгода», и несмотря на то, что по утверждению классиков «неточно спланированная программа требует в три раза больше времени, чем предполагалось, а тщательно спланированная - только в два раза», народ продолжает искать критерии правильности принятого решения.
Вся соль правильности состоит в методе. Алгоритм принятия решения и его реализации позволит перевести трагедию управления в легкую драму.
Процесс принятия и реализации управленческого решения состоит из следующих этапов:
I. Для этапа аналитической проработки характерны следующие моменты.
1.1. Определите эффект, который хочется получить. С максимально возможной степенью определенности сформулируйте то, что Вам хотелось бы получить в случае реализации решения. Это то, ради чего все будет происходить. Обязательно запишите все это.
1.2. Определите результат, который позволит получить желаемый эффект. Представление об этом результате и станет целью всей работы. Причем Вы должны понимать не только как будет устроено все то, что Вы собираетесь достичь, но и как все это будет работать.
1.3. Определите пути и методы достижения результата. Вы должны понять - то, что запланировано может ли быть реализовано или нет, а если может, то как, по каким алгоритмам, технологиям?
1.4. Определите ресурсы, которые необходимы для достижения цели. К ресурсам относятся и технические средства, и персонал, и деньги и все остальное, что требуется для реализации.
1.5. Сопоставьте имеющиеся у Вас ресурсы с теми, что необходимы. Если имеющихся ресурсов достаточно, то переходите к следующему пункту, если же имеющихся ресурсов не достаточно и дополнительно их взять негде, то вернитесь к пунктам 1.1. и 1.2. и уменьшите свои аппетиты. В конце этого шага у Вас должна появиться реальная смета и план реализации решения.
1.6. Теперь примите, наконец, решение о том, что все раньше разработанное Вам все-таки необходимо и Вы готовы за это взяться. В случае положительного решения переходите к следующему этапу.
Результатом этапа аналитической проработки должно стать понимание того, что Вы хотите получить (цель деятельности), для чего это Вам нужно (функция или ожидаемый эффект), как именно Вы должны это сделать (технология деятельности) сколько это будет Вам стоить (предварительная смета) и что Вы готовы за все это взяться (желание сделать).
II. Для этапа организационной подготовки характерны следующие действия:
2.1. Составьте план достижения запланированного результата. Для этого необходимо четко описать:
Если Вы собираетесь проводить мероприятие, у которого трудно заранее предсказать ход событий, то не планируйте его слишком подробно. Лучше остановиться на абстрактном плане, и не прописывать конкретные действия исполнителей. Потому что, если произойдет сбой в каком-то конкретном действии, то вся цепочка будет разрушена, а люди не смогут перестроиться. Но для реализации абстрактного плана требуются специалисты с более высокой квалификацией.
2.2. Подготовьте необходимые ресурсы для включения их в реализацию плана.
Это означает Вашу уверенность в том, что все необходимое окажется в нужном месте в нужное время. После того как все требуемое для начала подготовлено (в крайнем случае, просто пора начинать) давайте отмашку, скажите: «Поехали».
Результатом этого этапа должна стать полная готовность к реализации решения. Это значит, что каждый исполнитель должен четко себе представлять: кто, что, сколько, когда, где делает и кто, что, сколько, когда, где, кому передает.
III. На этапе реализации решения предстоит сделать следующее:
3.1. Осуществите запуск процесса реализации решения. Все должно начать крутиться так, как Вы им завещали.
3.2. Осуществляйте контроль за ходом выполнения плана. Вы должны быть в курсе происходящего и следить за тем чтобы ход процесса реализации решения соответствовал запланированному. Вы должны четко понимать какие отклонения от нормативной траектории выполнения плана допустимы и не требуют Вашего дополнительного вмешательства, а какие отклонения необходимо лечить, либо терапевтическим, либо хирургическим путем. Если возникли такие отклонения, то переходите к следующему шагу.
3.3. Осуществляйте необходимые коррекции. В случае, когда течение хода реализации решения вышло за допустимые пределы, требуется вмешательство управленца. Сядьте и подумайте: «Какие дополнительные телодвижения требуется совершить, чтобы вернуть процесс к правильному течению?»
Помните, что руководитель это всегда тяжелая артиллерия, поэтому очень аккуратно относитесь к своим воздействиям. Не стремитесь изображать бурную работу, не суйтесь во все мелочи реализации, иначе потеряете суть дела. Не висите на плечах у подчиненных, это очень сильно всех раздражает, если Вы не доверяете квалификации подчиненного, то лучше ему не доверять это дело вообще.
Результатом этого этапа должно стать реализованное, воплощенное решение. Вы должны получить результат, соответствующий ранее поставленной цели - так называемый продукт.
IV. На этапе оценки полученных результатов управленец делает следующее:
4.1. Оцените, дал ли (дает ли) полученный продукт ожидаемый эффект. Вы должны проверить соответствие полученного результата той функции, для реализации которой он предназначен. Очень часто на этом шаге и выясняется, что все нужно было делать не так, не сейчас и лучше было бы не делать вообще.
Если Вы все-таки умудрились сделать не совсем (или совсем) не то, что нужно, переходите к следующему шагу. Если Вы убедились, что сделали все так, как задумывали, то у Вас формируется мания величия. Посмотрите вокруг, даже замысел Господа сразу не увенчался успехом - человек задумывался «по образу и подобию», а получилось «фуфло тряпошное» и теперь мы всю дорогу обречены на самосовершенствование. Короче, в любом случае Кармой Вам предписано сделать следующий шаг.
4.2. Проведите анализ причин выявленных отклонений. (Если значимых ошибок не было, то проанализируйте что можно было бы сделать лучше чем планировалось) Вы должны выяснить, что на стадии подготовки Вы не учли, к чему не были готовы и как правильнее нужно принимать такие решения. Чем тщательнее Вы проведете такой анализ, тем быстрее и профессиональнее начнете принимать правильные решения. А правильные решения - это те, которые реализуются так, как было задумано и в результате их получается то, что хотелось.
Результатом этого этапа выступает усовершенствованный алгоритм принятия и реализации правильного решения.
Успехов!
Емельянов А.Л. к.пс.н.