Целеполагание

Форма материала: 
Разделы по содержанию: 
Кому предназначен материал: 
Автор материала: 
Борзенков В.Л.

Человек в процессе жизнедеятельности постоянно структурирует время, пространство, действия, как бы расставляя маяки, по которым может судить об изменениях в своей жизни, ее целесообразности. Если индивида лишить такой возможности, то могут произойти в его сознании необратимые психические изменения (может быть, именно поэтому самое страшное испытание для осужденного – пожизненное одиночное заключение). Итак, структурируя время, пространство и движение, человек волей или неволей выстраивает цепочку целей для достижения образа желаемого будущего.

Индивид может остановиться на трудностях достижения ближайшей цели и не увидеть ненужности своих усилий, так как главная цель может быть достигнута другими путями.

В абстрактно-средственном виде процесс целеполагания можно представить следующим образом (см. сх.1).

 

Схема 1

  1. конкретная цель (цель 1);

  2. деятельность по достижению конкретной цели;

  3. абстрактная цель (цель второго уровня) – цель 2;

  4. альтернативные конкретные цели;

  5. деятельность по достижению альтернативной цели;

  6. деятельность по достижению альтернативной абстрактной цели;

  7. альтернативные абстрактные цели;

  8. глобальная цель (образ желаемого будущего) – цель 3.

Сделать процесс целеполагания более обоснованным можно, если менеджер, перед тем как ринуться на преодоление первого случайного препятствия, ответит себе на следующие вопросы:

1)   Какова ситуация №1?

2)   Кто деятель в ситуации №1?

3)   Какая цель поставлена в ситуации №1 (цель 1)?

4)   Какое действие совершается в ситуации №1?

5)   В чем суть затруднения?

6)   Соответствует ли действие поставленной цели (действие и цель 1)?

7)   Правильно ли поставлена цель в данной ситуации (соответствие ситуации и цели)?

8)   Соответствуют ли способности деятеля данной ситуации?

9)   Соответствует ли выбранный деятель возможности достижения цели?

10)  Приведет ли достижение цели 1 к неизбежному достижению цели 2?

11)  Единственно ли возможный путь достижения цели 2 лежит через достижение цели 1?

12)  Соответствует ли ближайшее действие движению к дальнейшей цели?

13)   Приведет ли достижение целей 1 и 2 к достижению глобальной цели (цели 3)?

14)   Возможно ли достижение глобальной цели не через цели 1 и 2, а другим путем?

15)   Действительно ли глобальная цель так важна, что для ее достижения следует преодолеть все препятствия?

16)   Возможна ли постановка другой глобальной цели (или корректировка существующей)?

То есть процесс целеполагания рассматривается как бы обратным ходом от конкретной цели к более абстрактной, и затем возврат для проверки правильности определения конкретной цели. Поясним на примере. С точки зрения разработчика проекта в области транспорта, целью является строительство шоссе. С позиции же экономического анализа, цель инвестиций – обеспечение наиболее эффективного транспортного движения. И тогда, перед тем как принимать решение о строительстве шоссе, необходимо проанализировать альтернативные варианты, но не прокладки шоссе, а обеспечения транспортного движения. Это может быть прокладка железной дороги, организация авиационной или вертолетной связи, канатной дороги и т.п.

Борзенков В.Л.