Курс "Методологическая подготовка тренеров-консультантов по развитию управленческого резерва" предназначен для тех менеджеров по персоналу, кто не удовлетворен своими профессиональными навыками и кто хотел бы перейти на новый качественный уровень в своей деятельности; для тех, кто видит ограниченность традиционного арсенала профессиональных средств и нуждается в более эффективных технологиях развития управленческого резерва.
Курс включает в себя 4 модуля по 3 рабочих дня каждый (продолжительность рабочего дня 8-10 ак. ч.). Временные рамки проведения курса – от 2 месяцев до полугода.
В основу курса положены следующие тезисы.
Схемотехника первый и объективно необходимый шаг на пути организации мышления руководителя, т.к. вынесенные на внешний носитель мыслительные содержания позволяют осуществлять мыслительные процедуры (анализ, обобщение, отбор значимого, структурацию и т.п.) подконтрольно в мыслекоммуникативной работе. Работа в сложноорганизованной коммуникации формирует и развивает ключевые мыслительные навыки, особенно при наличии фигуры арбитра, работающего с принципиальными абстракциями (категориями, понятиями и т.п.). Арбитр в этом случае становится проводником критериальных опор рефлексии, поднимая тем самым общий уровень коммуникации и участников до способности к построению деятельностных концепций и к решению с их помощью сложнейших управленческих задач и проблем.
Все вышеперечисленное должно быть освоено тренером-консультантом на понятийно-концептуальном уровне, т.к. только в этом случае он сможет эффективно способствовать принципиальному развитию управленцев. Но это лишь необходимое условие. Достаточным условием выступает овладение участниками тренерско-педагогических технологий активных форм обучения с опорой на «сущность развития» вообще и «сущность развития управленческих способностей» в частности. Педагогические технологии должны выводиться из понятия развития и решать задачу оказания помощи обучаемому на каждой стадии процесса: самоопределение обучаемого к учебной рамке, выполнение учебного задания, рефлексия затруднений в учебной работе, выявление недостающих навыков и т.п. В рамках данного подхода все формы обучения подчинены единой логике обслуживания по-шажного процесса самоизменения обучаемого вплоть до перехода его на запланированный уровень управленческого мастерства.
Сформировать ключевые способности выпускников курса по следующим направлениям работы:
Модуль 1. Схемотехника в управленческой коммуникации.
Главная цель модуля – сформировать умения участников по оформлению в языке схемотехнических изображений любых управленческих ситуаций. Сопутствующий эффект – преодоление участниками «психологического барьера» по оформлению своих мыслей во внешне представленных схемах. Готовность участников к схематизации любых своих тезисов и их дальнейшей коррекции в коммуникации с другими - важнейшее условие, подтверждающее открытость к развитию, без которого всякое обучение становится формальным.
Освоение участниками типовых коммуникативных позиций (автор, понимающий, критик и т.п.) является второй значимой линией данного модуля.
Модуль 2. Понятийный аппарат и онтологии управленческой деятельности.
Основная цель - обеспечить освоение участниками ключевых понятий управленческой деятельности и способов концептуальной работы по синтезу понятий. Данный модуль формирует теоретическое сознание и закладывает «жесткий» понятийно-концептуальный (онтологический) фундамент для мыслительной работы руководителя. Вторичная цель заключается в приобретении умений по управлению процессом освоения понятийных содержаний.
Модуль 3. Технология решение управленческих задач и проблем.
Главная задача третьего модуля состоит в освоении участниками тонкой мыслительной процедуры по сопоставлению «ситуативных наблюдений» с «концептуальными моделями» в ходе принятия управленческих решений. Для решения этой задачи участники должны за счет выхода на уровень рефлексивной самоорганизации научиться преодолевать два перегиба: крайность «эмпиризма» (размытие принципиальных основ) и крайность «формализма» (подгонка материала ситуации под концепт). Дополнительной задачей является получение опыта по внешнему управлению процессом сопоставления концепции с ситуацией.
Модуль 4. Педагогические технологии развития управленческого кадрового резерва.
Цель модуля - развитие педагогических качеств участников, необходимых для методологического проектирования и игротехнического сопровождения курса. Достижение данной цели предполагает решение участниками учебных задач: освоение понятий «развитие», «саморазвитие» и «внешнее управление самоизменением»; учебное игротехническое проектирование курса по развитию управленческих кадров (в т.ч. диагностика уровня управленческих навыков); отработка ключевых игротехнических приемов; учебная рефлексия и совершенствование курса.
Примечание.
Представляется крайне важной самостоятельная работа участников в межмодульном пространстве на своих рабочих местах по закреплению полученных на модуле умений и навыков. Кроме того, самостоятельное практическое приложение новых знаний и умений вероятнее всего столкнется с трудностями, которые помогут понять проблемную зону участников и уточнить их самоопределение в дальнейшей учебной работе. Все это обеспечит снижение степени формальности освоения модульных содержаний.
Для закрепления полученных способностей участники в обязательном порядке должны спроектировать и провести (индивидуально или по парам) свой курс развития управленческого резерва на своих рабочих местах.
Формы работы:
Верхоглазенко В.Н.