Коллективное принятие управленческих решений

В период кризиса, с ростом конкуренции и падением потребления, внушительно возрастает ответственность за последствия принимаемых управленческих решений.  Ошибки, допустимые в спокойные времена «хозяйствования», чреваты фатальными итогами для компаний, действующих в режиме острого внешнего кризиса. Ситуация усугубляется еще и резким повышением уровня динамики внешней среды и ее непредсказуемости. Как же в таких критичных условиях повысить надежность принимаемых решений? Автор тренинга убежден, что огромный и, обычно, не реализованный потенциал роста неслучайности решений лежит в организации эффективного коллективного обсуждения.

Именно хорошо отлаженная коммуникация может избавить процесс принятия решения от субъективного произвола и частных иллюзий путем учета многообразия точек зрения участников обсуждения.

Но здесь возникают следующие закономерные вопросы: как обеспечить продуктивность совместного обсуждения? как нейтрализовать весь хаос и бесконечные споры, которые становятся неминуемыми спутниками всех совещаний? Для решения этой задачи участникам необходимо и достаточно освоить механизм многопозиционной коммуникации и развить свои навыки в понимании, критике, авторстве, арбитраже и в организации коммуникации. В этом случае коммуникация в разы увеличит не только обоснованность управленческих решений, но и скорость их принятия. А это как раз то, что в период кризиса является бесценным достоинством.

Общая цель– повышение продуктивности процесса принятия управленческих решений в коммуникативной форм.

Форма работы.

Тренинг представляет собой работу участников в трех слоях: (1) понятийный, (2) технологический и (2) операциональный. В рамках понятийной работы (1) участники уточняют свое понимание содержания понятий значимых по теме тренинга: что такое «коммуникация», «общение», «мышление», «аналитика», «процесс принятия управленческих решений» и др. В технологической плоскости (2) участники под руководством тренера-консультанта осуществляют понимание нормативной пошажности участников коммуникативного взаимодействия в ходе принятия решений. Операциональная часть работы (3) посвящена многократной отработке участниками значимых для коммуникативных позиций процедур. Отработка операций сопровождается совместной аналитикой и коррекцией текущих попыток участников.

Цели тренинга:

  • Понимание требований к процессу принятия решений в кризисных условиях.
  • Осознание значимости культурных правил коммуникативного взаимодействия;
  • Понимание сути процесса принятия управленческого решения в коммуникативной форме;
  • Понимание структуры культурной коммуникации как механизма совместного принятия решений;
  • Понимание задач и приобретение навыков «автора версии», «понимающего», «критика версии», «арбитра коммуникации» и «организатора коммуникации»;
  • Приобретение умений по анализу и коррекции процесса коммуникативного принятия решения;
  • Освоение технологии отладки работы коммуникации в режиме принятия управленческих решений.

Продолжительность:   2 дня

Тренинг предназначен: Для менеджеров  компаний, желающих повысить эффективность процесса коллективного принятия решений.

Количество участников: 8-15 чел.

Тематическое поле тренинга

День 1

Вступительная часть.

Цели и задачи тренинга. Форма работы участников тренинга. Основные правила участия в тренинге.

Что такое мышление? Роль языковых средств в мышлении. Различие стихийного и организованного мышления.

Интеллектуальные средства мышления (значения, понятия, категории). Особенности коллективного мышления. Типичные проблемы, возникающие при коллективном мышлении. Роль коммуникации в коллективном мышлении. Как развивать навыки коллективного мышления?

Совместное решение участниками мыслительной (игровой) задачи. Анализ результатов выполнения задания. Анализ трудностей, возникших при выполнении задания.

Введение понятийной схемы сложноорганизованной коммуникации. Раскрытие основных функций каждой из коммуникативных позиций.

Основная часть. Отработка коммуникативных качеств.

Отработка навыков автора версии:

  • соответствие теме коммуникации;

  • лаконичность изложения;

  • структурность изложения;

  • логичность изложения частей высказывания;

  • оптимальность степени обобщения в изложении;

  • учет уровня компетентности понимающего.

Отработка навыков понимающего в коммуникации:

  • эмоционально-чувственное принятие автора;

  • контроль правильности своего понимания автора;

  • стремление к целостному пониманию авторской мысли;

  • ненавязывание своих смыслов автору;

  • умение выделять существенное в мысли автора;

  • неформальность соглашения с автором

День 2

Отработка навыков критика в коммуникации:

  • исключение «критиканства»;

  • критика мысли автора, а не мысли приписываемой ему;

  • критика с приведением своих оснований;

  • критика только существенного для автора содержания;

  • построение точки зрения, альтернативной авторской;

  • контроль правильности соотнесения своей альтернативной версии с версией автора.

Отработка навыков работы арбитра коммуникации:

  • схематизация точек зрения «автора» и «критика»;

  • построение абстрактного заместителя конкурирующих точек зрения;

  • конкретизация интегрального взгляда на обсуждаемый предмет до учета конкретных мнений «автора» и «критика»;

  • выявление и демонстрация границ правоты спорящих и снятие противостояние спорящих сторон.

Отработка навыков организатора коммуникации:

  • введение тематической и процедурной рамок коммуникации;

  • контроль и коррекция соответствия коммуникантов введеным рамкам требований;

  • контроль и коррекция правильности позиционного взаимодействия коммуникаторов;

  • осуществление коррекции действий коммуникаторов с учетом их психологических особенностей и состояния «здесь и теперь»;

  • контроль и коррекция процесса «движения содержания».

Заключительная часть.

Подведение итогов тренинга. Планирование самостоятельной работы участников в дальнейшем развитии своих коммуникативных навыков.

 

Результаты тренинга.

Участники, прошедшие тренинг смогут:
  • в позиции автора тезисно (лаконично) и структурно формулировать свою версию по предмету обсуждения, а также, при необходимости, вводить удобным для понимания образом основания своих тезисов.

  • в позиции понимающего обеспечивать минимально необходимый уровень понимания версии автора(т.е. строить близкую к авторской точку зрения и технично контролировать свое понимание).

  • в позиции критика осуществлять обоснованное «усиление», а не «стирание» точки зрения автора.

  • в позиции арбитра снимать содержательный спор между автором и критиком за счет введение оснований, охватывающих точки зрения диспутантов.

  • в позиции организатора коммуникации эффективно руководить процессом коммуникативного принятия решения путем своевременных и действенных коррекций хода обсуждения.

  • в позиции тренера-консультанта осуществить педагогические воздействия, развивающие коммуникативный механизм и переводящие его на качественно новый уровень продуктивности.

 

 Автор и ведущий: Верхоглазенко В.Н.

Автор материала: 
Разделы по содержанию: 
Кому предназначен материал: 
Форма материала: