Согласование представлений о сущности разноуровневого управления

Форма материала: 
Разделы по содержанию: 
Кому предназначен материал: 
Автор материала: 
Верхоглазенко В.Н.
Звезденков А.А.

Цели организационно-мыслительной игры

1. Получение структурных представлений:
  • о сущности управления, ключевых функциях управления,
  • о цикле управленческой деятельности, типологии норм, стратегии и тактике в  управлении социотехническими системами,
  • о принципиальном отличии макро- и микроуправления.
2. Приобретение опыта:
  • осуществления согласовательных процедур
  • групповой организации работ
  • проведения исследования своей деятельности под заданный акцент
  • обобщения единичных наблюдений
  • концептуального конструирования критериев, организующих         деятельность
  • проблемной и задачной организации своей деятельности
  • рефлексии собственной деятельности
3. Получение первичных навыков по выполнению всех типов работ, указанных в предыдущем пункте (см. п. 2.). 

Основные задачи игры

  • актуализация фактического материала из опыта своей управленческой деятельности
  • обобщение своего управленческого опыта до основных реализуемых функций
  • построение основания разделения уровней управления
  • проблематизация основания разделения уровней управления
  • построение общих оснований управленческой деятельности
  • согласование сущности управления
  • разработка концептуального различия стратегии и тактики в управлении
  • согласование сущности макро- и микроуправления.

Тематический план игры

  №
                      тема
 вид занятия
 Кол-во
   1.
Функции управленца верхнего, среднего и нижнего уровня
     семинар
     4
   2.
Специфика управления на разных уровнях
     семинар
     4
   3.
Основание разделения уровней управления
     семинар
     лекция
     2
     2
   4.
Сущность управленческой деятельности
     семинар
     лекция
     4
     2
   5.
Стратегия и тактика. Макро и микроуправление
     семинар
     лекция
     2
     2
   6.
Рефлексия игрособытия
     семинар
     2
 
Всего 26 часов (2,5 - 3 дня).                                                                                                                                            

Общий ход игры

ТЕМА 1.

После вводного инструктажа ведущего игры, в котором даются основные ориентиры игрособытия (цели, задачи, педагогические ценности, форма организации игропроцесса, основные принципы и т. д.), участники получают следующее задание: “Разделившись на три группы “верхнего”, “среднего” и “нижнего” этажа управления, опишите деятельность соответствующего уровня и выделите основные функции, присущие этому уровню. Подготовьте доклад, характеризующий функции уровня управления, соответствующего вашей группе.”

На групповой работе участникам необходимо пройти в той или иной последовательности следующие шаги:
1) воспоминание собственного опыта управленческой деятельности на соответствующем уровне или опыта других;
2) разделение в воспоминаниях управленческого от неуправленческого, своего уровня от иного, воспроизводящихся действий от случайных и т. д.;
3) фиксация, посредством обобщения выделенного из опыта, функций интересующего уровня;
4) инвентаризация выделенных функций.
 
Форма группового продукта: доклад, включающий список функций, соответствующих групповой роли, т. е. уровню управления, закрепленного за группой.
Типы ошибок:
а) чрезмерная абстрактность
    /пример: организационная - без конкретизации/
б) излишняя конкретность
    /пример: обеспечивание финансирования и оплаты работ/
в) смысловая размытость работ
    /поддержка и развитие инициативы, идущей снизу/
г) отсутствие управленческой специфики
    /анализ рынка - (предпринимательское)/
д) смешение функционального с иным
    /умение быть исполнителем/
е) неоднородность степени обобщения
    /контроль; творческий подход к реализации поставленных целей/
ж) отсутствие специфики уровня
    /низший уровень: выбор, внедрение и реализация проектов/
з) отсутствие структурности
    /принятие решения, собственный профессиональный рост, ведение 
      переговоров, выполнение должностных инструкций и т. д./
и) привнесение натурального в функциональное
     /личные контакты, оформление личных связей и т. д./

На пленарном заседании группы осуществляют взаимопроблематизацию представленных списков функций управленца. При этом акцент дискуссии состоит в обсуждении специфичности, характерности зафиксированных функций управленческому уровню.

ТЕМА 2.      

В рамках второй темы участникам события дается задание: “Опираясь на опыт пленарного обсуждения, выделите основные, атрибутивные, функциональные характеристики каждого из трех уровней управления. Устраните вскрытые на пленуме недостатки.”

Для выполнения этого задания игроки проходят следующие этапы:

            1) устранение недостатков, отмеченных на пленуме
            2) контроль выделенных функций на специфичность соответствующему        уровню управления
            3) описание функций, присущих другим уровням управления
            4) проверка скоординированности зафиксированных функций с высшим,     средним и нижним этажами управления
Форма группового продукта: доклад, включающий три группы функций в соответствии с тремя уровнями управления.
Типы ошибок:
а) размытость специфики уровней управления
    /пример: высший уровень: организация рабочих мест, средний уровень:
      обеспечение связи с руководством, смежниками и заказчиком и т. д./
б) отсутствие различий в функционале управления разных этажей
    /для всех уровней: подбор персонала и расстановка кадров/
в) безосновательность разделения функций по уровням управления
    /игроки не могут объяснить, почему та или иная функция присуща тому  
      уровню, к которому они ее отнесли/

В пленарном взаимодействии, при соответствующей групподинамике, раскрывается смысловой, не жесткий характер критериев разделения функциональных обязанностей по уровням управления. Такая взаимопроблематизация - вследствие различий в подготовленных версиях разных групп и отсутствия у игроков системного основания разделения управленческих уровней. 

ТЕМА 3.

Участникам игропроцесса предлагается: “Разработать концептуальное основание, позволяющее произвести строгое (принципиальное) разведение функционала трех этажей управления.”

            Для достижения результата в соответствии с данным заданием участникам требуется:
            1) выбрать исходный принцип управления
            2) построить теоретическое обоснование необходимости разделения управления по разным уровням
            3) разработать принцип разделения управленческой деятельности поразным уровням
            4) проверить работу выделенного принципа на материале ранее зафиксированных функций управления разных уровней.
Форма результата: Доклад с концептуальными тезисами и схемой по принципу (абстрактной основе) распределения функциональных обязанностей по уровням управления.
Типы ошибок:
а) выделение количественного критерия, не позволяющего жестко различить
   разнотипность уровней управления
/объем информации, количество подчиненных, степень ответственности
     принимаемых решений и т. д./
б) смысловая размытость критерия
   /I менеджер - организатор, II - менеджер - хранитель, III - частный
     менеджер
в) неприложимость к управленческой практике
   /I - ¥ степень свободы менеджера, III - О степень, II - конечная степень/

На пленуме группы посредством взаимокритики вскрывают недостатки выдвинутых критериев. Результатом взаимопроблематизации является вывод о необходимости согласования сущности управленческой деятельности, ее общих основ.

Справедливость данного вывода подкрепляется ведущим игрособытия на консультации, следующей после пленарного обсуждения. 

ТЕМА 4.

Задание: “Постройте версию функционального предназначения управленческой деятельности и воспроизводящийся цикл управленческой деятельности. Выделите функции, общие для любого управления.

В ходе выполнения задания участникам необходимо осуществить следующие шаги:

            1) согласование функционального предназначения (сущности) управленческой деятельности;
            2) прописание цикла управленческой деятельности;
            3) соотношение прописанного цикла с функцией управления и проверка общности цикла для разных типов управления;
            4) выделение на базе цикла управленческой деятельности функций управления вообще.
Форма результата:
Доклад, состоящий из трех частей:
1. Функция управления
2. Цикл управленческой деятельности
3. Общие функции управления.
Типы ошибок:
а) привнесение неуправленческого в управленческую функцию
   /обеспечивание прибыльности производства/
б) разорванность цикла деятельности управленца
   /организация деятельности ® анализ имеющихся ресурсов/
в) излишняя абстрактность процедуры цикла
   /принятие решения/
г) излишняя конкретность функций управления
   /коррекция норм для выхода деятельности из затруднения, связанного с
     несовершенством норм/
д) отсутствие полноты в системе функций
   /1. планирование; 2. организация; 3. контроль/

На пленарных обсуждениях производится согласование представлений по трем позициям: сущность управления, цикл деятельности и функции управления.

На методологической консультации участники получают концептуальные определенности по трем вышеназванным позициям.                                                                                                                                            

ТЕМА 5.

На данной стадии игры участникам необходимо: “Основываясь на концепции управленческой деятельности, согласовать представления о стратегии и тактике в управлении. Соотнести стратегию и тактику с макро- и микроуправлением. Подготовить доклад по сущности макро- и микроуправления социотехническими системами.”

Форма группового продукта: доклад, включающий теоретические содержания по:
1. Стратегии и тактике управления
            2. Стратегии и тактике в макро- и микроуправлении
            3. Принципам различия макро- и микроуправления
Типы ошибок:
а) некритериальность разделения стратегии и тактики
   /по временному признаку/
б) отсутствие переходимости от стратегии к тактике и обратно
   /макроуправленец - только стратег, микроуправленец - только тактик/
в) размытость границ макро- и микроуправления
   /наличие функции, которую осуществляет и макро- и микроуправленец/

На пленарном заседании группы согласовывают свои видения основных задач и функций макро- и микроуправления, вскрывая принципиальность отличия верхнего, среднего и нижнего уровня управления.

В ходе консультации участники снимают в коммуникации с ведущим игры оставшиеся несогласованности и неясности по механике взаимодействия управленцев разного уровня и типологии их задач.

ТЕМА 6.

В рефлексии игрособытия участники восстанавливают траекторию своего движения в рамках игры, анализируют прожитые игровые формы и их связь с изменениями, произошедшими с ними. Кроме того, игроки производят инвентаризацию концептуальных содержаний, разработанных и освоенных в игропроцессе. Далее участники проектируют изменения в своей управленческой практике в связи с приобретенными представлениями, опытом и навыками.

На пленуме игроки представляют в форме доклада рефлексивные содержания, тип которых описан выше.

После обсуждений докладов, ведущий игропроцесса подводит итоги игры по форме и содержанию.

 Авторы программы: Верхоглазенко В.Н., Звезденков А.А.