№
|
тема
|
вид занятия
|
Кол-во
|
1.
|
Функции управленца верхнего, среднего и нижнего уровня
|
семинар
|
4
|
2.
|
Специфика управления на разных уровнях
|
семинар
|
4
|
3.
|
Основание разделения уровней управления
|
семинар
лекция
|
2
2
|
4.
|
Сущность управленческой деятельности
|
семинар
лекция
|
4
2
|
5.
|
Стратегия и тактика. Макро и микроуправление
|
семинар
лекция
|
2
2
|
6.
|
Рефлексия игрособытия
|
семинар
|
2
|
После вводного инструктажа ведущего игры, в котором даются основные ориентиры игрособытия (цели, задачи, педагогические ценности, форма организации игропроцесса, основные принципы и т. д.), участники получают следующее задание: “Разделившись на три группы “верхнего”, “среднего” и “нижнего” этажа управления, опишите деятельность соответствующего уровня и выделите основные функции, присущие этому уровню. Подготовьте доклад, характеризующий функции уровня управления, соответствующего вашей группе.”
На пленарном заседании группы осуществляют взаимопроблематизацию представленных списков функций управленца. При этом акцент дискуссии состоит в обсуждении специфичности, характерности зафиксированных функций управленческому уровню.
В рамках второй темы участникам события дается задание: “Опираясь на опыт пленарного обсуждения, выделите основные, атрибутивные, функциональные характеристики каждого из трех уровней управления. Устраните вскрытые на пленуме недостатки.”
Для выполнения этого задания игроки проходят следующие этапы:
В пленарном взаимодействии, при соответствующей групподинамике, раскрывается смысловой, не жесткий характер критериев разделения функциональных обязанностей по уровням управления. Такая взаимопроблематизация - вследствие различий в подготовленных версиях разных групп и отсутствия у игроков системного основания разделения управленческих уровней.
Участникам игропроцесса предлагается: “Разработать концептуальное основание, позволяющее произвести строгое (принципиальное) разведение функционала трех этажей управления.”
На пленуме группы посредством взаимокритики вскрывают недостатки выдвинутых критериев. Результатом взаимопроблематизации является вывод о необходимости согласования сущности управленческой деятельности, ее общих основ.
Справедливость данного вывода подкрепляется ведущим игрособытия на консультации, следующей после пленарного обсуждения.
Задание: “Постройте версию функционального предназначения управленческой деятельности и воспроизводящийся цикл управленческой деятельности. Выделите функции, общие для любого управления.
В ходе выполнения задания участникам необходимо осуществить следующие шаги:
На пленарных обсуждениях производится согласование представлений по трем позициям: сущность управления, цикл деятельности и функции управления.
На методологической консультации участники получают концептуальные определенности по трем вышеназванным позициям.
На данной стадии игры участникам необходимо: “Основываясь на концепции управленческой деятельности, согласовать представления о стратегии и тактике в управлении. Соотнести стратегию и тактику с макро- и микроуправлением. Подготовить доклад по сущности макро- и микроуправления социотехническими системами.”
На пленарном заседании группы согласовывают свои видения основных задач и функций макро- и микроуправления, вскрывая принципиальность отличия верхнего, среднего и нижнего уровня управления.
В ходе консультации участники снимают в коммуникации с ведущим игры оставшиеся несогласованности и неясности по механике взаимодействия управленцев разного уровня и типологии их задач.
В рефлексии игрособытия участники восстанавливают траекторию своего движения в рамках игры, анализируют прожитые игровые формы и их связь с изменениями, произошедшими с ними. Кроме того, игроки производят инвентаризацию концептуальных содержаний, разработанных и освоенных в игропроцессе. Далее участники проектируют изменения в своей управленческой практике в связи с приобретенными представлениями, опытом и навыками.
На пленуме игроки представляют в форме доклада рефлексивные содержания, тип которых описан выше.
После обсуждений докладов, ведущий игропроцесса подводит итоги игры по форме и содержанию.