Процедура командообразования происходит сама по себе в любых сообществах, вне зависимости от того организуют ее осознано или процессы протекают стихийно. Правда иногда командообразование может происходить и с отрицательным знаком, в случае роста конфликтности и командоразрушения. В зависимости от того подходит ли руководство проекта осознанно к командообразовательной процедуреили нет коллектив имеет: управляемые или стихийные процессы межличностной адаптации/дезадаптации; рост/падение уровня конфликтности в группе; сплочения под единые цели и ценности или разобщенность действий всех и каждого; эффективность и креативность командных взаимодействий или внетворческую низкоэффективную механистичность.
Исходя из этого, мы получаем заранее прогнозируемую траекторию межличностных и межпрофессиональных транзакций. Прогнозируемо развитие событий как в случае управляемого командообразования, так и спонтанного. В первом случае специалисты могут зафиксировать осознанные действия, направленные на командное сплочение. Во втором – сплочение, управление конфликтами и межличностные взаимодействия всецело зависят от опыта каждого участника команды, который также можно прогнозировать, но это уже процедуры диагностики, и далее остается возможность лишь наблюдения и фиксации этих проявлений.
Максимально эффективная единица человеческого ресурса – сильная команда. Она является важнейшим условием решения стратегических задач компании. В создании мобильных проектных команд это приобретает первостепенное значение. Конечно, само создание команды требует организации учебных и командообразовательных мероприятий. Но также дает ряд неоспоримых преимуществ таких как:
КОМАНДА в деятельности - объединение людей, включенных в совместную деятельность, сплочение которых предопределено согласованностью способов взаимодействия, адекватных целям и ценностям деятельности.
Максимально успешные и осмысленные улучшения процессов компании проходят только при выполнении их своими силами. Особенно, если эти улучшения осуществляет команда сотрудников компании, подобранная под задачу проекта. Ведь тогда сотрудники хорошо понимают: что и зачем улучшается и почему именно такими средствами. А передача этого понимания другим сотрудникам, не участвовавшим в проекте, уже не составляет большого труда.
С другой стороны, участие в одном проекте сотрудников разных отделов повышает уровень сплочения. Особенно при правильной организации командообразовательных процессов со стороны внешнего тренера-консультанта. Так мы видим свою задачу в работе с командой.
Естественно, после завершения проекта команда расформировывается, но навыки командной работы участников остаются с ними. При дальнейшем участии их в других проектах эти навыки помогут выйти на эффективный уровень работы намного быстрее. В перспективе растет общий уровень командности всей компании и формируется гармоничная корпоративная культура.
В данном варианте обучения нет места расплывчатым формулировкам учебных целей. Здесь есть конкретная проблема/задача, над которой собирается работать команда и, для решения которой нужны соответствующие инструменты. Если в традиционном обучении знания даются впрок («на будущее»), то в этом подходе – только навыки необходимые в проекте. Таким образом, все полученные в обучении знания и навыки сразу же осваиваются практически в ходе решения задач проекта. Если в ходе проекта вскрывается недостаток каких-то навыков, то тренер-консультант проводит короткий тренинг по их освоению. Такова наша задача в плане обучения.
В создании мобильных проектных команд развивающий семинар, общая цель которого – повышение уровня сплоченности проектной команды, проводится на этапе формирования команды, а также может проводиться как коррекционно-обучающее мероприятие на любом этапе проекта. В первом случае происходит решение следующих задач
Устранение психологических факторов, препятствующих эффективной командной работе /повышенный индивидуализм, недоверие, неудовлетворенность собой, недовольство своим положением и т.п./
Мобильная проектная команда больше чем просто коллектив и управление ею процесс, обусловленный базовыми характеристиками мобильности и проектности. Мобильность – команда не привязана к офису – может находиться в разных концах света и реализовывать задачи проекта. Это происходит благодаря средствам связи и программным продуктам, обеспечивающим возможности решения всех задач удаленно от офиса, места расположения компании и руководства.
Возрастает или снижается значимость командных взаимодействий, если участники проекта редко видят друг друга? Естественный ответ – возрастает, потому, что задачи, которые необходимо решать в проекте – едины, и у руководителя проекта нет дополнительных ресурсов для того, чтобы эти задачи были поняты не правильно. Необходимо простроить понимание.
Этот процесс, главным образом, связан не столько со способностью понять содержание задач, сколько с одинаковым пониманием задач всеми участниками проекта. Нельзя допускать разночтения и неточностей в понимании, поскольку это ведет к уходу от траектории достижения цели, затягивает сроки и усложняет получение результата. Решение задач сплочения и построения понимания в команде будут производиться в «Командообразовании» и это будет гарантом уверенного взаимодействия и слаженного достижения результата в мобильной проектной команде.
Внедрение технологии мобильных проектных команд происходит благодаря появлению новых программных продуктов и их использованию в управлении, а сама возможность осмысленного командообразования способствует эффективному построению не только профессиональных, но и межличностных отношений. Приятно осознавать, что технический прогресс помогает налаживать отношение между людьми. Введение в практику деятельности мобильных проектных команд всерьез и надолго актуализирует значимость понимания между участниками проектов, делает его необходимым условием успеха.
Верхоглазенко В.В., Нелидовская (Мишина) И.Н.