Лидер против корпоративной бюрократии: внедрение IT-системы

Ситуация:
- Сложная организационная структура, утратившая гибкость.
- Корпоративная культура демотивирования инициатив и стремления к  профессиональному росту.
- Отсутствие мотиваторов в виде смыслообразующих целей и приоритетов в работе.
 
Следствие:
Три типичных реакции сотрудников на ситуацию:
1. Поддержка и воспроизводство консервативных установок в деятельности
2. «Разочарование» и прекращение попыток что-либо улучшить в деятельности
3. Продолжение попыток разрабатывать и выдвигать инициативы, желание перемен.

Проблема:

Как мотивировать персонал, не имея возможностей материального стимулирования, создания условий для профессионального роста, допуска к участию в управлении и информирования подчиненных?
Задача:
Актуализировать механизмы мотивации, находящиеся за рамками обозначенных ограничений.
Способ решения задачи:
Актуализировать мотивирование перспективой интересной работы в команде.
Основания убежденности в эффективности предложенного способа:
Опираемся на концепцию Чиксентмихайи о «немонетарных факторах мотивации в работе». Согласно автору концепции, мощнейшим фактором мотивации является вдохновение, воодушевление, которое испытывает работник от самого процесса работы. Если просто, то нужно создать ситуацию, которую в сильно упрощенном виде можно представить словами – «Нам хлеба не надо, работу давай!». В ситуации работы за зарплату, которая работника в целом, устраивает, возможность достижения этого состояния имеет высокую вероятность. Факторы, которые способствуют состоянию «потока», воодушевления в работе:
  • быстрая обратная связь по результатам выполнения задачи (от непосредственных руководителей или тех, кому оказана услуга);
  • баланс между уровнем актуальных способностей работника выполнить поставленную перед ним задачу и степенью сложности, «вызова» задачи (задача должна быть немного сложнее, чем актуальные способности, но не слишком, чтобы не вызвать тревогу и опасение не успешности в ее решении);
  • возможность получить помощь наставника, при возникновении затруднений при решении задачи;
  • возможность сосредоточиться на решаемой задаче.
Работа в команде, внедряющей новшество, позволяет обеспечить вышеописанные четыре условия возникновения воодушевленности в работе. Таким образом, актуализируя командообразование на решение новой коллективной задачи и обеспечив обозначенные условия, руководство создает предпосылки для вовлеченности и мотивированности персонала.
Наиболее вероятные препятствия изменениям:
  1. Сопротивление консервативной части руководства и работников
  2. Препятствия восприятию необходимости внедрения новой системы
  3. Сложности построения четкого плана изменений, необходимых для успешного внедрения новой системы
  4. Недостаточность поддержки со стороны руководства сотрудников, реализующих план изменений
  5. Сложности с каскадированием успешного пилотного проекта на уровень более крупных организационных структур в связи с необходимостью прохождения всех стадий изменения большим количеством руководителей и сотрудников
  6. Сложности фиксации изменений в устойчивых традициях (на уровне корпоративной культуры) и регламентированных процедурах.
Первый шаг:
Создать ситуацию, в которой работники и руководители реально увидят необходимость внедрения новой системы.
Второй шаг:
Коллективно разработать план внедрения новой системы.
Третий шаг:
Определение функций, ролей, полномочий членов команды и способов коммуникации между ними и руководством для внедрения новой IT - системы. 
Четвертый шаг:
Определение пилотного участка для внедрения. Построение системы наставничества для участников процесса внедрения новой системы и для адресатов, пользователей новой системой.
Пятый шаг:
Разработка плана каскадирования новой IT - системы на другие подразделения  с учетом полученного в «пилотном» проекте опыта.
Шестой шаг:
Реализация первого – четвертого шагов для более крупного структурного подразделения Компании.
Седьмой шаг:
Регламентация процедур использования новой системы, актуализация новых традиций, реализация возможностей, которые открывает внедренная IT – система.
Реализация семи предложенных этапов позволит повысить уровень включенности персонала в работу и откроет перспективу продолжения изменений, необходимых для повышения конкурентоспособности и эффективности бизнеса.

Клюев И.

Автор материала: 
Форма материала: