Модуль по теме: «Развитие командных качеств»

Форма материала: 
Разделы по содержанию: 
Кому предназначен материал: 
Автор материала: 
Верхоглазенко В.Н.
Общая цель модуля: повышение уровня сплочения команды и развитие командно значимых качеств у участников.
  • Достижение приемлемого уровня взаимопонимания в команде:
    • коммуникативное взаимопонимание;
    • эмоциональное взаимопонимание.
  • Достижение согласованности общих целей, способов, идеалов командной жизни.
  • Достижение приемлемости позиции каждого члена команды (сотрудников фирмы) по принципам:
    • максимальный комфорт в команде (мотивация к работе)
    • максимальная отдача в командной работе (самореализация)
    • оптимальная встроенность сотрудников в дело команды (эффективность сотрудничества)
    • перспективы профессионального роста в команде (профессиональное саморазвитие).
  • Согласованная система отношений и взаимодействий (каждый знает “свой маневр”)
  • Навыки критериального анализа и совершенствования жизни команды
  • Снятие психологических факторов у участников, препятствующих командному существованию /повышенный индивидуализм, недоверие, неудовлетворенность собой, недовольство своим положением и т.п./

Курс предназначен: Для всех сотрудников.

План тренинга

1 этап. Вводная часть.

Цели и задачи тренинга. Форма работы участников тренинга. Основные правила участия в тренинге.

Анализ проблем в жизни команды.

Процесс становления, функционирования и развития деятельности команды (от «диффузной» до «сплоченной» команды). Типовые роли членов команды. Самостоятельный анализ участников тренинга: квалификация уровня команды; выявление существующих затруднений и проблем в жизни команды; определение своей роли в команде; диагностика собственных трудностей в командной работе и выбор пути их преодоления. Самоопределение участников к тренингу: формирование собственных ожиданий; выделение наиболее существенных требований тренинга.

2 этап. Командное действие и его анализ.

Решение участниками практической (игровой) командной задачи. Анализ затруднений в выполнении задания. Роль кооперативности в командном взаимодействии. Роль индивидуальной самореализации в командном действии. Роль симпатий и антипатий в командных отношениях. Роль согласованности цели, пути ее достижения, анализа затруднений в достижении командной цели. Роль лидера в команде. Согласование главных характеристик сплоченной команды.

3 этап. Коррекция командных взаимодействий

Осуществление участниками цикла «командное взаимодействие Þ анализ затруднений Þ консультационная подсказка Þ скорректированное взаимодействие».

4 этап. Тренинг

Отработка командно значимых качеств у участников.

5 этап. Подведение итогов тренинга и согласование пути дальнейшего роста сплочения

Подведение итогов тренинга участниками и тренером.

Узловые учебные элементы (УУЭ) (к этапу 4)

  • отработка участниками процедуры “вхождение в роль другого” (идентификация)
  • отработка участниками процедуры “приход к общему мнению” (культура коммуникации)
  • отработка участниками процедуры “самореализация в команде” (культура самовыражения)
  • отработка участниками процедуры “распределенное действие” (позиционное действие)
  • отработка участниками процедуры “эмоциональный контакт” (техника общения)
  • отработка участниками процедуры “согласование общей цели” (командное целеполагание)
  • отработка участниками процедуры “согласование стратегических планов” (совместное планирование деятельности)
  • отработка участниками процедуры “согласование ценностей и идеалов” (ценностное самоопределение)
  • отработка участниками процедуры “коррекция имиджа” (снятие психологических барьеров)

"Основные учебные элементы" (ОУЭ)

(входящие как части в целое "узловых учебных элементов" (УУЭ).

“Эмоциональный контакт” (техника общения)

Что такое общение? (консультационный фрагмент);

  • ОУЭ-1. «Понимание за счет привлечения аналогичного опыта»;

  • ОУЭ-2. «Понимание за счет заимствования темпо-ритма»;

  • ОУЭ-3. «Понимание за счет заимствования моно-логики»;

  • ОУЭ-4. «Понимание за счет заимствования переживаний».

“Вхождение в роль другого” (идентификация)

Что такое идентификация с другим? (консультационный фрагмент);

  • ОУЭ-1. «Идентификация с ролью»;

  • ОУЭ-2. «Идентификация с ролевым поведением»;

  • ОУЭ-3. «Идентификация с эмоционально-чувственным состоянием»;

  • ОУЭ-4. «Идентификация с речемышлением»;

  • ОУЭ-5. «Идентификация с мотивами»;

  • ОУЭ-6. «Целостная идентификация»

“Приход к общему мнению” (культура коммуникации)

Что такое коммуникация? (консультационный фрагмент);

  • ОУЭ-1. «Отработка навыков автора версии»;

  • ОУЭ-2. «Отработка навыков понимающего версию»;

  • ОУЭ-1. «Отработка навыков критика версии»;

  • ОУЭ-1. «Отработка навыков организатора коммуникации».

“Самореализация в команде” (культура самовыражения)

Что такое самореализация? (консультационный фрагмент);

  • ОУЭ-1. Самовыражение вне нормативных рамок (додеятельностное самовыражение);

  • ОУЭ-2. Самовыражение «внутри» нормативных рамок.

“Распределенное ролевое действие” (позиционное действие)

Что такое ролевая позиция? (консультационный фрагмент);

  • ОУЭ-1. «Распределение функций для решения общей задачи»;

  • ОУЭ-2. «Распределение функций с учетом индивидуальных особенностей»;

  • ОУЭ-3. «Понимание своей роли с учетом своего вклада в общее дело»;

  • ОУЭ-4. «Понимание характера своего взаимодействия с коллегами».

“Согласование общей цели” (целеполагание)

Что такое цель деятельности? (консультационный фрагмент)

  • ОУЭ-1. «Согласование потребностей потенциальных членов группы»;

  • ОУЭ-2. «Согласование понимания задач совместной деятельности»;

  • ОУЭ-3. «Учет индивидуальных версий общей цели при создании согласованной формулировки цели»

“Согласование стратегических планов” (планирование деятельности)

Что такое стратегическое планирование? (консультационный фрагмент);

  • ОУЭ-1. «Разработка стратегии деятельности»;

  • ОУЭ-2. «Презентация стратегии деятельности»;

  • ОУЭ-3. «Критика и совершенствование стратегии деятельности».

“Согласование ценностей и идеалов” (ценностное самоопределение)

Что такое ценности и идеалы? (консультационный фрагмент);

  • ОУЭ-1. «Определение ценностей и идеалов деятельности»;

  • ОУЭ-2. «Перевод представлений о ценностях и идеалах в жесткие формулировки»;

  • ОУЭ-3. «Критика и совершенствование формулировок ценностей и идеалов».

 Верхоглазенко В.Н.