ДЕЛОВОЙ ТРЕНИНГ - наиболее "жесткая" форма многократной отработки значимых для деятельности процедур, в выполнении которых специалист испытывает затруднения в своей профессиональной практике. В деловом тренинге важны лишь те качества специалиста, которые прямо связаны с реализацией им своих функции. Здесь в первую очередь нейтрализуются внутренние субъективные факторы препятствующие нормальной работе специалиста. Деловой тренинг как форма повышения квалификации кадров может либо входить составной частью в деловую игру, либо проводиться как самостоятельное развивающее событие.
Преимуществом делового тренинга относительно других форм дообучения, является целенаправленная подготовка конкретных требуемых навыков за сравнительно короткое время. Недостатком ДТ можно считать поверхностный (не глубинный), ограниченный характер изменений, происходящих в участниках тренинга. Несмотря на это, в случаях огромного дефицита времени, ДТ - наиболее эффективен. Особенность ДТ состоит в формировании и закреплении у всех участников определенных навыков в осуществлении профессионально-значимых процедур тренинга, путем многократного повторения и совершенствования наиболее сложных операций.
Для подразделения деловых тренингов по форме проведения необходимо различить проблемный и задачный тип тренинга. Для проблемного режима характерно отсутствие четких оснований в действии, т.е. Действия осуществляются в рамках приблизительных ориентиров на основе опыта, интуиции и не содержат твердой обоснованности. Задачный жанр отличается тем, что при его реализации имеются определенные и обоснованные нормативные процедуры, осуществление которых позволяет гарантировано достигать цели.
Таким образом по форме проведения ДТ может быть либо проблемно-задачным, либо задачным. Чисто проблемный жанр действий по сути антитренинговый и свойственен скорее проблемным семинарам или деловым играм. Тренинги по профессиональному составу разделяются на монопрофессиональные и полипрофессиональные. Деловые тренинги разделяются и по уровням иерархии в оргструктуре его участников. Можно выделить четыре основных типа тренингов: управленческий тренинг (макроуправленческий, микроуправленческий), тренинг для аналитических звеньев, обслуживающих управленцев (экономисты, бухгалтера, плановики и т.п.); исполнительский тренинг (для работников базового процесса) и тренинг для представителей сервисных служб (т.е. .для работников, обслуживающих базовый процесс (ремонтники и т.п.).