Большинство действующих сегодня средних и крупных компаний находятся на том витке своего развития, когда дальнейший рост всех ключевых экономических показателей фирмы в целом представляется сомнительным без сплочения коллектива компании. Становится очевидным, что командосплочение – важнейшее условие эффективности работы любой организации, предприятия, компании, фирмы и т.п. Однако, несмотря на крайнюю актуальность командного фактора, существующие разработки по командообразованию (включая многообразные тренинги) имеют, на наш взгляд, существенный недостаток: отсутствие «перевязки» теории и практики.
Академический подход в теоретическом залоге дает лишь определения и основные черты «ставшей» команды, т.е. команды на достаточно высоком уровне развития, не указывая строгие пути прихода к этому уровню. Таким образом, «технология» повышения уровня командосплочения остается скрытой, предоставляя «свободу» для фантазий и действий лиц, желающих обеспечить командосплочение в реальной деятельностной группе. Тренинги, проводимые в этом подходе, можно условно назвать «лозунговые». Участники такого тренинга в итоге узнают «какой должна быть настоящая команда и как это здорово!». Такой тренинг – целостен, но не конкретен.
С другой стороны, существует много фрагментарных практических находок и обнаружений по организации перехода команды на более высокий уровень сплочения. Но, несмотря на присутствие локальных «проходов» в командосплочении, эти конкретные приемы сохраняют, как минимум, два недостатка. Во-первых, они работают не во всех ситуациях. Они эффективны, в основном, лишь в ситуациях, близких по типу к тем, в которых и были по наитию обнаружены эти приемы и совершенно «бессильны» в других по типу ситуациях. Во-вторых, данные приемы не систематизированы в единой логики командосплочения от начального уровня до высшего. Другими словами, совершенно закономерный вопрос: «какой прием применить для поднятия уровня командности с такого-то на такой-то?» ставит специалистов данного подхода в тупик. Они, конечно, могут ответить, что «это не имеет значения, наши приемы полезны для любой команды на любом уровне, не повредят!». Такой ответ вряд ли можно считать неудовлетворительным. Данный тип тренинга можно условно назвать «слепым», так как тренер не видит, из какого состояния и в какое он переводит объект (здесь, команда), при применении того или иного приема. Такой тренинг – конкретен, но частичен.
Устранение недостатков «лозунгового» и «слепого» тренингов возможно только при наличии конкретизированной теории командообразования, учитывающей и систематизирующий реальную практику управления процессом командосплочения. Для решения этой задачи необходимо «оттолкнувшись» от практических наблюдений, конкретизировать теорию до ее «стыковки» с практикой.
В нашей статье мы далеки от того, чтобы осуществить всю эту работу. Мы хотим сделать только первый шаг конкретизации теории команды. Известно, что такая конкретизация возможно только через построения системных типологий. Поэтому мы введем уровневую типологию команд, генезис группообразования, типовые роли в команде и типичные ситуации для анализа командного состояния. Но начнем мы с регистрации тех командных проблем, которые встречаются в практической деятельности.
Приведенный ниже список проблем был получен за счет сбора и обобщения тех затруднений, которые наиболее часто встречаются в практике. Этим мы как бы очертили «проблемное поле» команды, с которым нам предстоит разбираться. Список типичных командных проблем :
Определение команды
Проанализировав многие, данные в литературе (см. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10), определения сплоченной группы (коллектива, команды и т.п.), мы получили, отбросив малосущественное, следующие характеристики сплоченной команды в деятельности:
Поскольку введение всех указанных характеристик в одно определение команды сделало бы такое определение трудно воспринимаемым, мы сформировали лаконичное определение, «ухватывающее» ядро сплоченной команды. При этом все вышеперечисленные характеристики как бы «уходят в тень», но сохраняют свою значимость. КОМАНДА в деятельности - объединение людей, включенных в совместную деятельность, сплочение которых предопределено согласованностью способов взаимодействия, адекватных целям, ценностям и идеалам деятельности.
Предлагаемая нами типология построена в диалектической логике. В основании типологии команд лежит категориальная пара «естественное-искусственное» (см. Вставка 1).
1. «ТУСОВКА» (Естественное образование: «потребность-интерес»)
2. «КРУЖОК» (Естественно-искусственное образование: «интерес-дело»)
3. «ОТРЯД» (Искусственное с игнорированием естественного: «дело». Переход «естественного» в свою противоположность –«первое отрицание»)
4. «КООПЕРАЦИЯ» (Искусственное с учетом естественного: «дело-интерес»)
5. «КОМАНДА» (Искусственное как естественное: тождество дела и интереса (дело-интерес). Синтез «естественного» и «искусственного» – «второе отрицание»)
Эволюция типов команд На рис.1 отражена уровневая позиционность приведенных типов команд. Главная оппозиция типологии: "потребность-норма". Эволюция типов команд проходит через следующие основные стадии: "потребность предопределяет"; "норма предопределяет"; "снятое противоречие между "потребностью" и "нормой", т.е. предопределяет связка "потребность-норма"; обеспеченная присутствием ценностей деятельности ((П) - потребность; (Н) - норма деятельности; (Ц) - ценность деятельност.)
Рисунок 1
Вставка 1. Критериальная пара «Естественное» и «Искусственное»
«Естественное» – бытие вне организующих рамок социокультурного и деятельностного тип.
«Естественно-искусственное» – результат внесения в «естественное» деформаций, предопределённых замыслом, введёнными требованиями, при сохранении ведущей роли «естественного». Следы «оискусствления» могут быть вытеснены, нейтрализованы для бытия естественного.
Искусственно-естественное – результат трансформации первичного бытия нечто («естественного» или «естественно-искусственного»), в котором выделяются свойства, предопределённые «оискусствляющими» факторами: социальными, социокультурными, культурными и деятельностными нормами и нормозначимыми организованностями. Исходные, «естественные» свойства уходят в тень, в подчинённое положение к «искусственному».
Искусственное – содержание предписывающей мысли или организованность, использование которой состоит в том, чтобы быть источником предписывающих утверждений (средства нормирования).
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ТИПОВ КОМАНД
Главная характеристика.
Взаимодействие людей основано на общности потребностей, мотивов, интересов и т.п. Динамика потребностных состояний, присущая каждому человеку, делает такое объединение людей временным, нестабильным: люди взаимодействуют до тех пор, пока интересы совпадают и расходятся при расхождении интересов. Если деятельность постоянна и нет возможности просто «уйти», то в рамках данного типа объединения возникают и меняются микрогруппообразования по симпатиям. Хотя, таким образом, «тусовка» возможна и в жестко нормированной деятельности, далее мы рассмотрим более чистый вариант «тусовки», связанный с «размытостью» деятельностных норм, проявляющийся, как правило, на стадии становления новой деятельности.
Основные черты :
Проблемы, присущие данному типу команды: все перечисленные, кроме 5 и, частично, 6 (см. выше: «список типичных командных проблем»).
Главная характеристика.
Взаимодействие людей основано на общности интересов, соотнесенных с деятельностными целями и нормами. Однако, в данном объединении людей деятельностные нормы не устойчивы и не имеют жесткого требовательного начала. Большинство норм лишь принимаются во внимание (учитываются), но не в ущерб имеющимся интересам. Поскольку общие интересы являются ведущими, нормы легко пересматриваются и переопределяются, что создает повышенную нормативную динамику. Последняя обслуживается большим объемом согласовательных процедур.
Основные черты:
Проблемы, присущие данному типу команды: все перечисленные, кроме 3, 6, 7, 10 и 12.
Главная характеристика.
Основная особенность команды данного типа – жесткая и беспрекословная дисциплина. Интересы дела ставятся превыше личных отношений, поэтому между людьми преобладают межфункциональные связи. «Армейская» дисциплина выступает препятствием для творческого подхода и порождает «душевный дискомфорт» у людей, не склонных к чисто формальным отношениям. Отсутствие межличностной сплоченности между членами группы особенно деструктивно в проблемных ситуациях, не имеющих стереотипного решения.
Основные черты:
Проблемы, присущие данному типу команды: 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10, 13 и 14.
Главная характеристика.
Объединение людей основано на неформальной заинтересованности каждого в интересах дела. Индивидуально-личностные интересы реализуются в такой команде за счет устойчивых микрогрупповых объединений, между которыми могут возникать противостояния. В целом, все участники команды данного типа достаточно адекватно самоопределены к труду и способны осуществлять согласования между собой без участия лидера на основе утвержденных общих целях.
Основные черты:
Проблемы, присущие данному типу команды: 9, 10, 13 и 14.
Главная характеристика.
Объединение людей основано на реализации общих целей, задач, ценностей и идеалов. Команде присущ высший уровень рефлексивной самоорганизации не только в задачных, но и в проблемных ситуациях. Данному типу команды свойственна гармония межличностных и деловых отношений.
Основные черты:
Проблемы, присущие данному типу команды: отсутствуют.
Ключевой характеристикой состояния команды, безусловно, является степень рефлексивной самоорганизации. Под рефлексивной самоорганизацией мы понимаем такую гармонию между действием и рефлексией, которая обеспечивает оптимальность активности и осмысленности этой активности с точки зрения достижимости поставленных целей. Как отмечает Анисимов О.С.: «Рефлексивная самоорганизация – совмещение действия и рефлексии, позволяющее рассматривать действие и рефлексию как целое, способное выделять значимость либо действия, либо рефлексии по ситуации и в пределах «объема» времени, а также вносить усиливающий акцентировку принцип» (1). Поэтому становление команды можно рассмотреть с точки зрения развития уровня рефлексивной самоорганизации группы. С другой стороны, поскольку команду мы понимаем как группу действующую в рамках деятельности, то необходимо присмотреться и к феномену становления «группы как таковой». Приведенный ниже генезис группообразования характеризуется тем, что становление и упорядочивание деятельности рассматривается синхронно со становлением группы, при этом групповой аспект находится в центре внимания.
Рисунок 2
Характеристики этапов группообразования.
Первый этап. Первым этапом группообразования является согласование целей (см. рис.2). В цели фиксируется содержание потребности, взаимозначимой для всех участников, иначе может не произойти группообразовательного процесса. В процессе согласования участники имеют возможность сопоставлять общую цель со своими потребностями, вносить свои предложения по коррекции единого для всех целевого представления. Следовательно, целеполагание должно учитывать индивидуальные потребности каждого человека, его идеалы, ценности, индивидуальный опыт и планы на будущее. В результате, совместная цель, согласованная всеми имеет больше шансов быть источником, поддерживающим фактором создания совместной деятельности на период достижения цели. Масштаб цели, ее временной характер имеет большое значение для эффекта долговременности и устойчивости группы. Чем цель более отдалена от текущего момента, тем ее принятие всеми участниками делает команду более долговременной и стабильной. Итак, наличие общей цели - есть необходимая предпосылка образования группы.
Второй этап. Следующим этапом в командообразовании выступает согласование способа деятельности. Переход к согласованию способа достижения цели менее естественен, чем переход от фиксации потребности к целеполаганию. Лишь неудачи и затруднения в согласовании действий, в достижении цели вызывают необходимость ввести большую определенность в эти процессы. Создание способа достижения цели ведет к необходимости самоопределения, т.е. пониманию и принятию способа. Поэтому в ходе выработки способа деятельности или согласования в рамках уже сформулированной и принятой цели все участники вынуждены переводить акцент внимания с цели (как конечного продукта) на путь к цели (процесс ее достижения). Нормативный характер способа и его значимость для каждого непосредственно влияют на группообразование. Все составляющие способа, распределенные между отдельными участниками совместного существования, соотнесены друг с другом и представляют части одной целостности. Поэтому реализация единого способа создает феномен участия многих людей в одном процессе. Выход за пределы требований способа совместной деятельности нарушает согласованность и соответствие между целью, способом достижения цели и достижимостью цели, а вместе с тем и удовлетворение индивидуальных потребностей.
Третий этап. Соответствие способу возможно либо при “формальном” следовании его требованиям, либо при принятии каждым участником своей части способа через принятие способа в целом. Последнее порождает полноценное участие в совместной деятельности - целостное самоопределение и стимулирует целостную ответственность, т.е. необходимость ответственности каждого за свою часть. Таким образом, согласование способа достижения цели углубляет познание других и как необходимых для достижения цели, и как соучастников единого процесса, с единым способом деятельности, ответственных за достижение единого результата. Познание другого, если оно не выходит за рамки интеллектуального понимания, может приобретать формальный характер, а, следовательно, приводить к недоразумениям. При фиксации членами команды иллюзорности интеллектуального понимания сотрудники могут для снятия затруднений во взаимопонимании привлекать особый способ познания другого - идентификацию. Другими словами, от членов команды требуется способность по заимствованию позиции другого, т.е. по вхождению в роль партнера по команде.
Четвертый этап. Следующая ступень группообразования предполагает необходимость согласования способов организации и управления. Эта необходимость появляется в связи с затруднениями в действиях по согласованному способу, что и вынуждает провести анализ этой ситуации для выявления причины неудач и выработку более совершенного способа достижения цели. Т.е. каждый член группы принимает участие в изменении способа, а доля участия каждого предопределена его осознанностью необходимости смены способа в сложившейся ситуации. Чем глубже каждым участником понимается роль аналитического (рефлексивного) сервиса к затруднениям в деятельности, тем быстрее появляется организационно-управленческое самоопределение (в общем случае оно называется рефлексивным). Вначале рефлексивный процесс осуществляется индивидуально, и только за счет многообразия опыта совместной коррекции индивидуальной рефлексии возникает осознание подчинения индивидуального анализа совместной рефлексии.
Пятый этап. Совместное рефлексивное обсуждение деятельности имеет другой способ существования. В совместной рефлексии используются средства и способы организованного коллективного мыслительного поиска. Кроме того, меняется форма организации совместной рефлексии, преобразуется ее строение, у участников появляются определенные позиции (например, автор, понимающий, критик, организатор коммуникации). Оформленность рефлексивных процессов достигается прежде всего за счет активной роли организатора коммуникации, который контролирует и содержание, тему обсуждения, но наибольшее внимание уделяет самой форме обсуждения, к которой самоопределяется каждый участник, он находит свое место, свое звено в рефлексии. Процесс группообразования начинает включать в себя тип единых для всех требований, касающихся смены способа достижения цели. В групповом обсуждении по теме у каждого участника есть свои индивидуальные представления по этим вопросам. Эти мнения могут, как дополнять другие, так и противоречить им. Противопоставленность представлений участников может приводить к конфликтам, если нет взаимной терпимости, осторожности к мнению коллег, их личностным особенностям и опыту. Поэтому индивидуальные установки каждого в групповой рефлексивной коммуникации зачастую служат источником появления иллюзорно-согласованных групповых представлений об обсуждаемой деятельности. Таким образом, многообразие субъективных оценок деятельности начинает требовать от участников выработки общезначимых критериев оценки деятельности, если для группы остается в силе актуальность согласованного существования и согласованных представлений о деятельности.
Шестой этап. Если группа или отдельные ее участники устремлены к углублению, к поиску все новых путей совершенствования своей деятельности
, то они не останавливаются на полученных представлениях о деятельности. В основном, это те, кто склонен не только к результатному аспекту деятельности, а еще и заинтересован понять: как протекает процесс рефлексии. Другими словами, следующим шагом может послужить анализ того, как происходит обсуждение, способ взаимодействия участников во время коммуникации. Т.е. акцент смещается с обсуждения какой - либо конкретной темы, содержания дискуссии на выявление способов и средств (оснований) этой дискуссии - ее формы. И, таким образом, в групповом анализе проблем деятельности появляются определенные позиции, роли, которые составляют в итоге целостную групповую систему. Седьмой этап. Наиболее развитая форма команды предполагает согласованность и реализуемость членами команды ценностей и идеалов в коллективной деятельности. Близость по духу членов команды, гармония индивидуальных жизненных идеалов и ценностной направленности общего дела служит цементирующим основанием и гарантией успешного воплощения стратегических и тактических планов команды, а так же глубинной самореализации, т.е. создает бла
гоприятные условия для раскрытия профессионально-творческих потенциалов личностей команды. На этом уровне деятельность команды максимально эффективна не только в решении типичных для нее задач, но при возникновении крайне неблагоприятных внешних обстоятельствах и факторах. В частности, если кардинальные изменения внешних условий жизни команды носят не ситуативный характер, возникает острая необходимость в коррекции норм деятельности команды. Тогда совершенствования командных норм опирается на согласованные ценности, идеалы и мировоззренческие подходы. Этапы группообразования можно использовать в качестве средства для диагностики реального состояния изучаемой команды. Опознав на каком этапе в настоящее время находится реальная команда, можно строить план корректировочных воздействия по переводу ее на следующий этап.
Типы команд могут различаться также и по характеру деятельности:
Данная типология важна с точки зрения специфики типовых функций и задач, которые исполняются группой сотрудников. Тип основных задач совместной деятельности определяет формальную структуру команды (функции участников, типодеятельностные роли, межпозиционные отношения и т.п.) и основную специфику ее деятельности. Осуществив самостоятельный анализ приведенных в таблицах типичных ситуаций командной жизни, читатель может разобраться и с устройством таблиц подобного рода. Мы рекомендуем читателю попробовать свои силы во введении модификаций предложенных таблиц или в построении новых, точнее реагирующих на имеющуюся реальную ситуацию. Перейдем теперь к анализу индивидуально-субъективных факторов жизни команды.
ВЕРХОГЛАЗЕНКО В.Н.
Скачать презентацию по типам команд
2 comments
Хорошая типология
Опубликовано admin пт, 2009-10-09 14:10Очень интересная типология команды, понимание которой позволяет лучше понимать что и как необходимо делать на кажом этапе командосплочения.
admin
Asher
Опубликовано closabil ср, 2012-04-18 16:33Сайт интересный, редкий в своем сегменте, продолжайте в том же духе, и придет успех.