Данный проект формирования управленческой культуры был разработан для специализированного управленческого класса средней школы. Главная цель курса: формирование у учеников механизма рефлексивной самоорганизации муниципального управленца.
Подход: педагогическое управление процессом самоизменения ученика в сторону приобретения управленчески значимых способностей муниципального руководителя.
Форма работы педагога: обеспечение самоопределения ученика к решению учебно-практических задач, управление рефлексией ученика, организация процессов приобретения учеником необходимых способностей для решения учебно-практических задач.
Содержание обучения: формирование деятельностного мировоззрения и необходимого комплекса управленческих способностей в контексте муниципального управления.
Приоритетные средства педагогической деятельности: организационно-деятельностная, организационно-мыслительная, организационно-коммуникативная и учебно-иммитационная игры; организационно-деятельностные и критериально-деятельностные тренинги.
Конкретные формы работы учеников: Групповая работа; межгрупповая работа; групповая рефлексия; межгрупповая рефлексия; консультация; индивидуальная работа.
Принцип «самоопределенного участия» ученика в учебном процессе.
Принцип «выращивания» (управление самодвижением ученика в учебных рамках).
Принцип «от простого к сложному».
Принцип «проблемно-задачных» форм учебного процесса.
Принцип «приоритетности целостного деятельностного подхода» по отношению к узкопредметным подходам.
Принцип «неформальности и неслучайности мыследействий» ученика (удержание баланса значимостей материала эмпирии) и мыслительных средств работы (теории)
Принцип «поступательности» этапов и фаз работы (каждая последующая фаза (этап) должна быть логически обусловлена предшествующей, каждая предыдущая качественная ступень развития способностей должна быть базой для формирования качеств следующей ступени)
Принцип обслуживания «зоны ближайшего роста» ученика.
Принцип «конструктивной групподинамики» в рамках учебного процесса.
Принцип «предметной полноты» (учебный процесс должен включать в себя все предметы, значимые для работу в муниципальном управлении)
Учебная деятельность является сложноорганизованной системой взаимосвязанных элементов (типовых пространств учебной работы), каждый из которых имеет свою жестко закрепленную функцию. Набор и характер (содержание) структурных элементов предопределены базовой педагогической схемой работы. Приведем ее подробнее.
Абстрактная схема единицы педагогического обеспечения учебной деятельности включает в себя следующую процессуальную линию:
создание мотивации (организация самоопределения) ученика для выполнения учебного действия
помощь в опознании затруднения ученика в решении поставленной учебной задачи
перевод ученика в рефлексию своего затруднения
управление действиями ученика по восстановлению ситуации, в которой возникло затруднение
оказание помощи в выявлении причины затруднения ученика в контексте недостающей у него способности (для решения учебной задачи без затруднений)
управление процессом проектирования учеником действий по приобретению недостающей способности
оказание помощи в повышении адекватности самоопределения ученика к приобретению нужной способности
управление (контроль и коррекция) процессом реализации учеником проекта по приобретению недостающей способности
диагностическая фиксация обретения учеником необходимой способности
организация перевода ученика к решению прежней (или даже более сложной) учебной задачи
контроль и коррекция процесса решения учеником учебной задачи
фиксация достижения учеником учебной цели и организация вывода ученика из пространства учебной деятельности.
В соответствии с вышеприведенной схемой, структура учебной деятельности включает в себя:
Пространство самоопределения (и досамоопределения) ученика к решению учебных задач.
Пространство решения учеником учебных задач
Пространство рефлексии затруднений ученика в решении учебных задач
Пространство проектирования процесса приобретения требуемых способностей
Пространство тренинга (управляемое педагогом самоизменение ученика, связанное с приобретением нужных способностей)
Пространство рефлексии учеником своего процесса самоизменения (в том числе, самодиагностика относительно наличия (отсутствия) требуемых способностей)
Лейтмотивом курса, как уже отмечалось выше, выступает формирование механизма рефлексивной самоорганизации муниципального управленца у учащихся. Эту линию можно конкретизировать по следующим шагам педагога.
Шаг 1. Коррекция стихийных форм осуществления рефлексии учениками своих практических действий и формирование у учеников рефлексивных способностей: способности по реконструкции ситуации, способности по критическому анализу ситуации и проектировочные способности.
Шаг 2. Развитие рефлексивных способностей в контексте снятия затруднений у обучаемых в решении учебно-практических задач.
Шаг 3. Формирование механизма рефлексивной самоорганизации учеников в учебной деятельности.
Шаг 4. Развитие рефлексивных способностей учеников при решении ими простых учебно-управленческих задач.
Шаг 5. Развитие рефлексивных способностей учеников при решении ими учебно-управленческих проблем.
Шаг 6. Развитие рефлексивных способностей учеников при решении ими учебных задач в области муниципального управления.
Шаг 7. Гармонизация механизма рефлексивной самоорганизации учеников при решении ими учебных задач и проблем в области муниципального управления.
/как элемента рефлексивной самоорганизации муниципального управленца/
Этап I – Решение задач на материале, доступном ученикам: организация первичного понимания учениками схемы проф. Анисимова О.С. “Онтология мира деятельности” и анализ деятельности школы как образца деятельности с опорой на онтологическую схему.
Этап II. – Решение проблем в управлении школой как сложноорганизованной структурой деятельности (с опорой на онтологическую схему).
Этап III. Анализ образцов задачных проблемных ситуаций в муниципальном управлении (с опорой на онтологическую схему)
Этап IV. – Постановка управленческих проблем и решение задач на материале (типовых ситуациях) муниципального управления (с опорой на онтологическую схему)
Базовый процесс деятельности управленца – процесс принятия решения, организованность которого предопределена строгостью реализации исследовательской, критической и проектировочной функций. С одной стороны, качественность процесса принятия управленческого решения зависит от владения управленцем своим профессиональным языком – языком теории деятельности (ЯТД). В качестве условия ввода обучаемых в мир деятельности и освоения ими ЯТД выступает онтологическая схема мира деятельности (автором которой является профессор О.С. Анисимов). Онтолого-деятельностная схема имеет всеобщий характер и включает в себя все основные структурно-функциональные места мира деятельности. Опора на данную схему пронизывает всю линию подготовки муниципальных управленцев, выступая основой как формирования деятельностного мировоззрения у учеников, так предпосылкой освоения ими ЯТД. На более поздних этапах учебного курса ЯТД конкретизируется, за счет чего у обучаемых формируется понятийно-концептуальный аппарат муниципального управленца.
С другой стороны, успешность реализации управленцем познавательной, критической и проектировочной функций зависит от его способности решать задачи и проблемы в рамках своей мыследеятельности. Мышление организованное в форме решения задач и решения проблем является необходимым условием гарантированности и качественности принятого управленцем решения. Поэтому, основной линией развития управленческого мышления учеников курса становится их обучение решению управленческих задач и проблем.
Однако, такое обучение должно иметь свою посильность для учеников (реалистичную поступательность поднятия по ступеням развития мышления). В связи с этим, обучение разделяется на становление и развитие мыслительных механизмов по решению задач (а, затем, и проблем) на материале хорошо знакомом для учеников, на материале их личного опыта. Таким материалом выступают различные наблюдения учеников за различными аспектами жизни их родной школы.
Сначала обучаемые разбираются с отличиями до-деятельностных и внутридеятельностных явлений. Затем акцент внимания переносится на исполнительскую деятельность, которую обучаемые познают на примере деятельности ученика, привлекая для анализа собственные наблюдения из своей школьной жизни. Усложнение материала здесь идет по линии от феноменов внутренних для данного школьного класса до организационно-управленческих моментов жизни школы. Тогда, внутренняя жизнь школы выступает прототипом сложноорганизованной деятельности, по которой у учеников есть индивидуальные наблюдения, т.е. эмпирический материал.
После того, как накоплены образцы управленческого анализа жизни школы и учащимся удается следовать логике решения управленческих задач и постановки проблем на материале деятельности школы можно переходить к усложнению учебных задач, связанному с введением феноменальных материалов из области муниципального управления. В вводимых ситуациях для анализа начинают фигурировать типовые задачи (а затем и проблемы) муниципального руководителя. Данные учебные задачи являются более сложными для учеников в силу отсутствия у них личных наблюдений (что создает некоторую опасность формалистичности анализа).
Однако, освоенные образцы решения задач и проблем на предшествующей стадии помогут в выработке осторожного отношения учеников к использованию «чужеродного» для учеников материала. В ходе решения учениками задач (и проблем) в заимствованной позиции муниципального управленца педагог формирует у обучаемых способности по использованию понятийно-концептуального аппарата муниципального руководителя. Таким образом происходит обучение учеников решению задач и проблем в позиции муниципального руководителя.
В рамках предлагаемого учебного курса предполагается освоение участниками предметных областей знаний, входящих в компетенцию муниципального руководителя: комплекс гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Особенностью данного курса является не рядоположенность этих дисциплин наряду с базовой линией курса, а встроенность предметных знаний деятельностное мировидение. Это означает, что все предметы вписываются в деятельностную картину мира как соответствующий уточняющий акцент в строго определенном месте, реализуя при этом свою специфическую функцию в рамках целого.
Литература
1. Анисимов О.С. Педагогическая акмеология: общая и управленческая. Минск, 2002.
Верхоглазенко В.Н.