Внедрение информационной системы (далее: ИС) является мощным ресурсом развития предприятия, повышения его конкурентоспособности. Однако ИС не только усиливает предприятие, но и сильно изменяет сложившийся уклад производства, особенно в сфере управления. Изменяются не только способы решения старых задач, но сами задачи, а, кроме того, появляются новые. После внедрения ИС персонал оказывается уже на несколько ином предприятии, к которому надо приспосабливаться. ИС помогает персоналу работать более продуктивно, но и требует от него более высокого профессионализма. Поэтому шаг развития, который собирается руководство предприятия сделать через внедрение ИС не должен превышать адаптационные возможности персонала.
Таким образом, в ситуации внедрения можно выделить несколько компонент, которые должны быть взаимосогласованы в процессе внедрения ИС:
Предприятие – работает в условиях динамичной конкурентной рыночной среды, где основным ресурсом понижения затрат производства является снижение рисков принимаемых управленческих решений, поскольку реализованное неверное решение – прямой убыток. Для построения надежного прогноза развития ситуации необходимо оперативно иметь достоверную информацию о протекающих значимых для предприятия процессах, анализировать ее под актуальные задачи, выявлять существенные закономерности. Делать это нужно максимально быстро, чтобы иметь время на реализацию принимаемого решения, иначе ситуация поменяется и нужно будет уже другое решение. Иными словами на предприятии функционирует сеть каналов передачи и обработки информации. От эффективности этой сети зависит качество принимаемых управленческих решений.
Информационная система – качественно новый способ использования информационных технологий. Если раньше электронная техника использовалась как некоторый сервис рабочего места специалиста, который представлял некоторое звено в информационном конвейере, то современные ИС – электронная среда циркуляции информационных потоков, покрывающая определенную сферу (или несколько таких сфер) деятельности предприятия. Специалисты предприятия пользуются и обслуживают эту систему.
Персонал аппарата управления предприятием – с внедрением ИС претерпевает смещение профессиональных обязанностей, переходит от процессов непосредственного сбора и обработки информации под задачи управления к обеспечению и управлению этими процессами. При этом неизбежно происходит расслоение специалистов: образуется меньшинство суперпрофессионалов, занятых собственно аналитикой и постановкой задач перед ИС, большая же часть специалистов сосредотачивается главным образом на обслуживании ИС.
Специалист, ответственный за внедрения ИС на предприятии (внедренец) имеет задачу не просто установить на компьютерах предприятия пакет программного обеспечения, поставляемого производителем ИС, но обеспечить запуск на предприятии эффективно функционирующей ИС, поскольку именно в этом заинтересовано руководство предприятия, как заказчик на внедрение ИС. Здесь внедренец сталкивается с рядом проблем, специфических для ситуации внедрения:
Пакет программного обеспечения ИС, приобретенный у производителя ИС в соответствии с выбором руководства предприятия, как правило, представляют собой некоторый базовый комплект, который потенциально может быть сконфигурирован под потребности любого предприятия. Для упрощения этого процесса выпускаются типовые конфигурации, где явно представлены потенциальные возможности базового комплекта с ориентацией на некоторую сферу деятельности предприятия (бухгалтерия, кадры, склад, зарплата). В этих конфигурациях делается попытка как можно шире охватить круг задач, с которыми может столкнуться предприятие в данной сфере. Однако для конкретного предприятия возможности, заложенные в типовой конфигурации, в чем-то оказываются избыточными, а в чем-то недостаточными, появляется необходимость изменения типовой конфигурации под нужды предприятия. Но настроенная конфигурация представляет собой взаимосогласованную по многим параметрам систему, из которой нельзя что-то изъять или что-то добавить без нарушения целостности. Такая целостность появилась из исходной базовой системы в результате развития по определенной логике учета особенностей того предприятия, где она будет использоваться. Обобщенная конфигурация ориентируется на некоторое обобщенное предприятие, которого в природе не существует. Чтобы изъять какой-либо компонент из этой целостности, необходимо вернуться на тот шаг развития, где появилась необходимость в этом компоненте как результат учета некоторых особенностей предприятия, понять, на какие новые особенности должна быть ориентирована конфигурация, и с этой точки продолжить построение системы. Здесь предстоит перестроить данную типовую конфигурацию под потребности предприятия.
Внедренец приходит на предприятие, работающее с использованием исторически сложившимся к этому моменту набором информационных технологий, но планирующее перейти на новый более высокий уровень информационного обеспечения путем внедрения ИС. ИС должна быть сконфигурирована под потребности предприятия на планируемом в будущем уровне развития предприятия. А само предприятие к моменту запуска ИС должно быть готовым к новым формам работы, т.е. должно пройти некоторый путь в своем развитии.
Персонал предприятия, занятый в информационном обеспечении управления, успешно справляется со своими нынешними обязанностями, но слабо представляет как они изменятся с внедрением ИС. Соответственно данному персоналу предстоит пройти путь дообучения и дооспособления, чтобы эффективно эксплуатировать ИС.
Таким образом, мы имеем дело, как минимум, с тремя взаимоувязанными линиями развития: предприятия, ИС и персонала предприятия. Чтобы образовать единый живой организм, надо сделать определенный шаг по этим линиям развития из исходного состояния до точки пересечения – пройти ЗОНУ БЛИЖАЙЩЕГО РАЗВИТИЯ (ЗоБР). Эффективность и успешность внедрения ИС во многом зависят от пути прохождения ЗоБР, от того, насколько этот путь будет прям и неслучаен. Очень часто встречается вариант последовательного прохождения данных трех составляющих ЗоБР. Например, так называемое внедрение ИС «под ключ» - команда поставщика устанавливает на предприятии ИС и настраивает ее под потребности предприятия (иногда, правда, бывает, что потребности предприятия «мягко» подгоняются под имеющуюся конфигурацию ИС). После чего эксплуатационный персонал проходит курс обучения, потом начинается период адаптации предприятия к ИС. Этот вариант чреват нестыковками результатов продвижения по данным направлениям ЗоБР, что приводит к большому числу проблем. Для определения ЗоБР и траекторий движения используются методы системо-деятельностного моделирования больших систем. Моделирование проводится в логике имитации развития объекта от простейшего типового состояния до конкретного актуального состояния моделируемого объекта – псевдогенетическое выведение. Такой подход предполагает следующую последовательность действий при внедрении ИС:
Построить псевдогенетическую модель будущего состояния предприятия, переход в которое обеспечивается внедрением ИС.
Построить картину процессов принятия управленческих решений, соответствующую новому состоянию предприятия, зафиксировать на ней информационные потоки, согласовать с руководством какие именно зоны этих потоков предстоит передать ИС, построить прогноз как именно изменится деятельность предприятия после внедрения ИС. После этого сформировать требования к ИС, проанализировать, как с внедрением ИС изменится деятельность персонала, сформулировать требования к настройке ИС, чтобы эти изменения были минимальными.
Определить линии трансформации типовой конфигурации к проекту ИС в рамках логики псевдогенетического выведения.
В рамках модели предприятия с учетом проекта ИС определить изменение функциональных требований к персоналу, построить индивидуальные и коллективные ЗоБР (в первую очередь – для персонала, связанного с эксплуатацией ИС). Разделить персонал предприятия на категории.
а) персонал, деятельность которого практически не меняется с внедрением ИС, его адаптация идет естественным путем – основной персонал фирмы.
б) персонал, для которого достаточно традиционных учебных курсов – пользователи ИС
в) персонал, эксплуатирующий ИС (должен понимать логику привязки ИС к предприятию) – освоение ИС по ходу внедрения,
г) из персонала п.4. в) отбираются участники команды, проводящей внедрение с помощью внешних консультантов.
Проект может доопределяться по ходу реализации по мере выявления существенных обстоятельств, не учтенных при проектировании.
Соловьев Н.П.