Психологические закономерности создания работоспособных команд

Форма материала: 
Разделы по содержанию: 
Кому предназначен материал: 
Автор материала: 
Борзенков В.Л.

Работа по созданию и сопровождению трудоспособных коллективов многоаспектна и требует больших затрат сил и времени. Однако уже в процессе их формирования менеджер (руководитель) должен учесть психологические закономерности совместной деятельности различных людей, чтобы не тратить потом массу усилий на преодоление естества внутреннего устройства человека, а использовать существующую интенцию. Как выбрать руководителя, как создать микроколлективы, бригады, чтобы они были работоспособными? Частично в решении этого вопроса могут помочь различные психологические методики, тесты.

Современная психология разработала достаточно сложную, дифференцированную и тонкую систему диагностических методик. Однако наша практика показывает, что многостраничные опросники и тщательные математические расчеты в конечном итоге менее применимы и не дают большей точности, чем экспресс диагностики. В деятельности управленца или руководителя простые, не требующие специальной длительной профессиональной психологической подготовки тесты являются единственной возможностью учета характеристик типов личности сотрудников, тенденций их развития, позволяют разработать сценарии эффективного взаимодействия и спрогнозировать возможные конфликты.

Мы остановимся на двух самых простых, но в то же время самых глубоких и эффективных подходах к созданию работоспособных коллективов.

1. Восточная астролого-биографическая диагностика личности.

Данный подход основан на использовании древнего символа - китайской пиктограммы (см. сх. 1).

Схема 1

В восточной, особенно китайской культуре, роль символов очень велика. Пиктограмма как система, описывающая принципы всеобщего устройства мира, используется в разных областях жизни - от медицины до выбора удачного времени рождения ребенка, гарантирующего гармонию отношений в семье. В России исследованием применения этого средства долгие годы занимался уральский мыслитель и методолог В.С.Бязыров, некоторыми идеями и интерпретациями которого мы и воспользуемся в дальнейшем.

Нас в основном интересуют аспекты, позволяющие использовать предлагаемый тест в менеджменте, для создания эффективно работающих коллективов, а также для диагностики предрасположенности личности и прогнозирования динамики межличностных взаимоотношений в команде, особенностей коммуникации.

Перейдем к описанию наполнения позиций пиктограммы, иллюстрируя его жизненными ситуациями и характерными типами личности:

1) В жизни и общении часто встречаются люди, склонные во всем видеть проблемы, так устроена их сетка восприятия мира. Сознание этих людей акцентируется на проблемных вопросах, вычленяет именно их из общего потока информации. В одной и той же ситуации один человек ощущает себя радостным, удовлетворенным, а другой видит проблему. Причиной этого является отражение в разновидностях мировосприятия людей естественных закономерностей и этапов самого процесса разворачивания картины реальности в индивидуальном сознании. Для запуска механизма развития необходимо, чтобы проблема была сначала замечена и зафиксирована. Таким образом, обозначение проблемы как несоответствия между желаемым и действительным при отсутствии способов и принципов изменения ситуации является первым этапом любого цикла развития.

За все вышесказанное отвечает позиция проблематизатора.

2) Следующая позиция - первооткрыватель. После фиксации проблемы необходимо обнаружить в реальности или действительности то место, тот сгусток содержаний, то поле, тот пласт мира, в котором потенциально могут находиться основания для ее решения.

Первооткрыватель рад своему обнаружению, процесс нахождения нового доставляет ему максимум удовольствия. Такой человек, открыв для всех или только для себя гармоничность мироздания, красоту природы, интересную, светлую личность, новое научное направление, сообщает об этом окружающим и считает свою часть работы выполненной. Какое воздействие окажет на цивилизацию, как впишется в устоявшееся мироустройство, как повлияет на развитие науки и техники, как соотнести с уже накопленным человеческим опытом данное открытие, - эти вопросы не существенны для первооткрывателя.

Скачать всю статью (0,1 Mб doc)

Борзенков В.Л.


Источник: Борзенков В.Л.
Рефлексивно-психологические основы
саморазвития и коммуникативной
компетентности.- М., 1999. (Глава 6)