В настоящее время широкое развитие получило применение игровых форм обучения в системе вузовской подготовки и повышения квалификации специалистов. Прежде всего, игровые формы удобны для практической подготовки, где очевидна необходимость понимания многоролевой ситуации производственной деятельности и адекватного занятия и осуществления ролевых обязанностей. В то же время начинают развиваться игровые формы применительно и к традиционным ситуациям, например, семинарам, коллоквиумам и др.
Формирование мыслительных умений и способностей предполагает овладение типовыми мыслительными действиями и операциями, а затем их операциональными структурами. Соотнесение типового мыслительного процесса, его оформления в операцию с типовой коммуникативной позицией позволяет непосредственно рассмотреть коммуникацию сложного вида (дискуссию) как особую модель мышления, легко типологизируемую, в зависимости от преобладания той или иной операции в единой структуре.
В многопозиционной ситуации практической деятельности и ее модели, удобной для игрового воспроизведения и обучения, также есть типовые процессы и операции. Поэтому следует уметь анализировать производственную ситуацию, исходя из понимания кооперативной структуры производственной деятельности и характера протекающих в каждой позиции типовых процессов. Игровая ситуация обучения позволяет обнажить особенности современных производственных ситуаций и осуществить управляемое “актерское” вхождение в нее под руководством “педагога-сценариста” и “режиссера”.
“Игра” как театр. Для понимания сущности, технологии и возможности ОДИ, а затем и ОМИ и мыслетренинга (МТ) в игровой форме следует подойти к игре как к процессу театрального типа. Тем самым феномен театра рассматривается нами как прототипы развитых уровней любых игровых процессов. Раскроем сущность театра, его функции в социальной кооперации, процессуальную форму и типы деятельностей, включенных в его собственную кооперацию.
Театр, как и любой иной социально-культурный феномен, имеющий организационную форму, свое функционирование и развитие, реализует функцию во внешней кооперативной связи. Поэтому должны генетически предполагаться затруднения в “предшествующей” практике, снятие которых невозможно баз расширения рамок практики и включения в нее “нового” звена, имеющего тем самым служебный характер.
Скачать весь текст статьи (со схемами, doc):
Часть 1 (1 Мб)
Часть 2 (0,8 Мб)