Среди различных способов познания окружающего мира в настоящее время МЕТОДОЛОГИЯ наиболее перспективное (по мнению многих ученых) и полезное для нужд общества направление. О ее возможностях в области предпринимательской деятельности наш корреспондент побеседовал с секретарем секции «Философские и методологические проблемы естественных наук» Московского общества испытателей природы (МОИП) Галиной Ивановной ХОХЛОВОЙ.
- Наука много обещает, но мало помогает. В частности в экономике. Я сужу не по умному виду и витиеватым словам академиков (утверждающих подчас диаметрально противоположное), а по результатам, которые (мягко говоря) «оставляют желать лучшего».
- Вы забываете, что в принятие решений о внедрении тех или иных рекомендаций науки вмешивается политика.
- Нет, политику мы обсуждать не будем. Тема нашей беседы – обсудить претензию одной из сфер научного познания мира – методологии – на лидерство в смысле полезности обществу. Не слишком ли самонадеянно?
- Начнем с истоков. В начале 50-х годов прошлого столетия студенты и аспиранты философского факультета МГУ организовали Московский логический кружок (МЛК), которым руководил известный ныне во всех цивилизованных странах мира ученый Александр Александрович Зиновьев (ушел из жизни в 2005г.). В это же время А.А.Зиновьев защитил кандидатскую диссертацию, в которой показал огромные возможности теории для решения практических задач при использовании метода «восхождения от абстрактного к конкретному» (ВАК). Эти идеи подхватил и развил Георгий Петрович Щедровицкий, который поставил в центр своих исследований человеческую ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (Д). Создав Московский Методологический Кружок (ММК), Г.П.Щедровицкий собрал единомышленников, с которыми начал разрабатывать инструментарий для решения практических народнохозяйственных задач. Ими было сделано величайшее социальное изобретение ХХ века - организационно-деятельностная игра (ОДИ), которая воплотила все достижения метода ВАК. С 1978г. Г.П.Щедровицким, его соратниками и учениками были проведены сотни ОДИ, и во многих из них получены блестящие результаты. В непринужденной, игровой манере ученые и практики, представители различных отраслей народного хозяйства строили проекты реорганизации своих структур самым оптимальным способом. При этом ОДИ позволяла опробовать в игровой манере полученные результат в первом приближении. Уникальную результативность и ценность ОДИ для подобных видов работы могут подтвердить тысячи специалистов, участвовавших в играх.
- Что-то эти успехи ОДИ не помешали СССР рухнуть в один прекрасный момент, когда грянул кризис.
- Как одну из причин распада СССР А.А.Зиновьев называл управленческий кризис. В истории нашей страны есть опыт эффективного решения кризисов, например, ликвидация безграмотности (ликбез) в режиме всеобуча. Подчеркну – всеобуча. Управленческий кризис до сих пор не устранен. Для его разрешения прежде всего надо подготовить соответствующие кадры, т.е. выявить и привлечь к работе специфические «управленческие» таланты. И опять подчеркну важное условие успеха - управленческие знания должны стать доступны всем, а не только избранным.
- Все это очень интересно и важно, но вернемся к нашей задаче - показать, как чисто абстрактные методологические знания могут помочь в сфере приземленной, в самой непосредственной, конкретной деятельности людей здесь и сейчас.
- Напомню, что изначально методология занималась изучением мышления, сфокусированного на реальные дела, т.е. на деятельность. А над чем ломает голову управленцы всех видов: как наиболее эффективно управлять деятельностью, координировать ее, создавать или организовывать новые деятельности. Иными словами, они постоянно только тем и занимаются, что связывают МЫСЛЬ и ДЕЛО.
- Не пора ли наши общие рассуждения дополнить каким-нибудь наглядным примером.
- Нет проблем. Представьте, что вы находитесь на берегу речки на опушке леса летом в прекрасную погоду. Ваш взгляд скользит по голубому небу с легкими облачками, зелени деревьев и трав, разноцветью цветов, т.е. ваше сознание сканирует все, что вас окружает, ни на чем особенно-то и не останавливаясь. Но вот у вас появилась потребность перебраться на другой берег (не важно, по какой причине). И тут вы уже не обращаете внимания ни на облака, ни на цветочки, а фиксируете только те моменты и предметы, которые могут помочь или помешать достижению цели.
- Это различные плавсредства, скорость реки и ветра и пр., как я понимаю.
- А может быть река настолько неглубока, что ее можно перейти вброд.
- Тогда нужен шест, чтобы измерить глубину реки.
- А если рядом на лодке рыбак с удочкой?
- Ну, тогда задача решается еще проще.
- А если… Можно фантазировать до бесконечности. Вот здесь и приходит на помощь методология. Она говорит: конкретные задачи из жизни требуют (перед принятием решения) прорисовки (хотя бы в уме) вариантов действий по достижению цели, причем основываясь на данных в этот момент реалиях. После чего остается выбрать лучшее. Заметьте, что автоматически из множества объектов отбрасываются те, которые не «завязаны» на цель.
- То есть уже не до цветочков и облаков. Внимание ( а это и время, и силы, и средства) уходит на исследование объектов, которые пригодны, чтобы достигнуть цели.
- Вы назвали ключевое слово – ИССЛЕДОВАНИЕ. Именно так: чтобы выбрать оптимальный вариант достижения цели, надо исследовать как объект все, что помогает решить эту проблему. При построении объекта исследования надо выявить функции, которые выполняют его различные части. Например, структурно-функциональный анализ автомобиля покажет, что колеса в ней нужны, чтоб передвигаться по поверхности, мотор – чтоб привести их в движение, руль – для управления колесами и т.д.
- Мне кажется, что вы назвали этапы самой обычной работы НИИ над какой-нибудь проблемой. Будь то нанотехнология или … «Влияние длины рогов коровы на удои молока» - шутка. Все же мне непонятно, почему ОДИ лучше, чем НИИ?
- Не секрет, что на самые очевидные казалось бы вещи существуют самые различные взгляды, вплоть до противоположных. Как обычно происходит? Побеждает одна точка зрения – не важно как: убеждением, «выкручиванием рук», подкупом. Под угрозой увольнения сотрудники НИИ обязаны работать по принятой «начальством» установке. И только ОДИ позволяет организовать штурм проблемы, учитывая все точки зрения присутствующих на игре участников одновременно.
- Это невозможно.
- Отчего же?! Каждая позиция (если она честная) отражает грань действительности, которую другие либо не видят, либо отбрасывают как малозначимую. ОДИ разработала практику объединения всех (даже альтернативных) мнений в единый результат, который всегда совершает прорыв из тупика. Не зря методологи убеждены: «Тупики бывают только в нашем мышлении!»
- И чем больше и разнообразнее взгляды на проблему, тем богаче проект, если я правильно понимаю.
- А главное – эффективнее!
- Есть предложение: сузить наш разговор, наше внимание до одной, очень важной на сегодняшний день народно-хозяйственной проблемы: как помочь малому и среднему бизнесу встать на ноги и процветать.
- Методологический подход во многом может помочь и начинающим предпринимателям, и даже предпринимателям со стажем. Во-первых, чтоб определить: имеешь ли ты способности, которые нужны, чтоб отважиться на организацию и руководство бизнесом, каких способностей тебе не достает для успешного ведения своего дела. Кстати, уже созданы методики и техники, с помощью которых развиваются различные интеллектуальные способности, в том числе и необходимые для предпринимательства. Во-вторых…
- Насколько я знаю, было немало попыток науки помочь предпринимательству. Не счесть, сколько уже было проведено круглых столов, конференций, семинаров и прочих мероприятий, призванных помочь малому бизнесу. Но – толку (судя по результатам) мало.
- Не удивительно. В наше время проблемы очень усложнились, и прежние формы организации интеллектуальной работы, которые Вы перечислили, не достаточно эффективны. Как правило, участники этих обсуждений просто высказывают свое мнение, а вот получить совершенно новый результат при таких обсуждениях практически нельзя. Но если в эти организационные формы, включить техники, наработанные в ОДИ, то эффективность семинаров, конференций, круглых столов станет намного выше. Только люди, овладевшие методологическим аппаратом, могут организовать мозговой штурм специалистов разных профилей для получения продуктивного результата.
- Убедите меня в этом.
- Есть такая притча. Группе каменотесов задают один и тот же вопрос: «Что вы делаете?» Ответы разные. Один говорит, что зарабатывает на жизнь, другой, что от неровного камня отбивает лишнее, третий же с гордостью заявляет: «Я строю Шартский собор!» Так вот методология утверждает, что чем шире поставлена цель и рамки ответственности за выполняемую работу, тем эффективнее человек ее достигает.
- Кажется, я понял. Если предприниматель ресторанного профиля, скажем, ставит целью только снять побольше прибыли, то он будет покупать самое дешевое мясо. Даже «второй» свежести. А если он поставит целью сделать свой ресторан достопримечательностью города, то это будет польза и ему и обществу!
- Подобному методологическому анализу можно подвергнуть все аспекты жизни социальной ячейки (которой является «дело»), а из этих ячеек и создается социальная ткань общества. Например, очень полезно выявить базовые, побочные, вспомогательные, параллельные, утилизационные и паразитарные процессы, протекающие в управляемой Вами деловой клеточке. Не различая их, можно наломать много дров. Аспекты взаимодействия с партнерами, клиентами, государственными структурами – все надо продумать, проанализировать. А кадровая политика?!
- А как же сегодняшние предприниматели без всякой подготовки делают дело и ничего – выживают!
- Вспомните империю Александра Македонского. Он был гений управления, кстати, его учителем был Аристотель. Когда его не стало – не стало и империи. С помощью методологов, которые имеют большой опыт по организации деятельности в игровой форме (т.е. через ОДИ), самые обычные люди могут овладеть управленческими знаниями, ведущими к процветанию малого и среднего бизнеса в нашей стране.
Отмечу еще существенный момент, который играет большую роль при проведении ОДИ и может быть полезен в практической работе. Одним из базовых процессов и признаков любой ОДИ есть схематизация. Особенность работы со схемой такова, что именно к схеме прикрепляется мысль и, дополняя, изменяя, корректируя схему, коллектив будет работать с одним из многих вариантов достижения цели, не распыляя внимания, что сплошь и рядом наблюдается без схемы. Достоинство схематизации – минимум необходимых «инструментов»: достаточно листа бумаги и карандаша с ластиком для внесения дополнений в ходе коллективного обсуждения схемы. Сгодится и школьная доска с мелом. Практика показала, что именно в ОДИ происходит интенсивное обучение навыкам схематизации тех самых управленцев, которым эти навыки просто необходимы. Методологи (присутствующие на ОДИ) всегда готовы подсказать приемы и техники создания схем, а то и уже готовые типовые схемы.
- Но ведь до сих пор люди понимали друг друга, и не плохо, выражая свои мысли словами, зачем понадобились схемы?
- Тексты и схемы для понимания различаются также как таблица и график. Первая – словесно-цифровое описание функции, второй - ее зримое представление. Как известно, видеоинформация усваивается лучше в несколько раз, чем любая другая. Не зря говорят – лучше один раз увидеть.
- Кажется, вы меня заинтриговали. И почему бы не провести ОДИ по нашей теме? Остается только найти этих методологов, которых Вы так расхвалили?
- К сожалению, основоположник ОДИ - Г.П.Щедровицкий уже покинул наш мир. Но остались его ученики. Существует несколько методологических объединений в различных городах страны. Я бы отдала пальму первенства руководителю Московского методолого-педагогического кружка (ММПК) Олегу Сергеевичу Анисимову. По-моему, он достойно продолжает дело, начатое его предшественниками А.А.Зиновьевым и Г.П.Щедровицким.
Вел беседу Владимир КРАСОВСКИЙ (тел.моб.8-903 579 58 50)