О языке схематизированных изображений

Автор материала: 
Остапович А.О.
Кому предназначен материал: 

Для начала – об обычном знаковом языке.
При передачи сообщений всегда используется посредник. В устной речи таким посредником выступает модулированная воздушная среда, в письменной – текст. Наличие посредника ставит проблему: «Как с помощью материального носителя можно транслировать другому сознанию не-материальные представления?».

Схема 1. Влияние качества посредника (речи) на надежность трансляции представлений.
Язык здесь не изображен, но качество второй речи таково, что язык подразумевается

Практическим решением этой проблемы в истории человечества выступило появление языка. Именно с помощью языка строится посредник - речь. И членораздельный крик пещерного человека, и речь оратора в равной степени суть порождения языка, разница “лишь” в степени их организованности.
Языку удалось примирить два мира – идеальный и материальный. Но как?
Его тайна кроется в двойственной природе слова: в слове скрепляются воедино нематериальное значение слова и материальный знак.

Схема 2. Модель идеализированной коммуникации

Чем более развит язык, которым владеют коммуниканты, тем точнее автор может сформулировать смысл, тем точнее этот смысл выражается в содержании речи (посредника), тем более сложные вопросы могут обсуждать коммуниканты, тем более сложную деятельность они могут организовать, тем выше будет уровень их жизни.

Но главная тайна языка – даже не коммуникативная. Главное то, что без языка невозможно абстрагировать наблюдения, то есть невозможно мыслить. Собственно, именно язык вывел человека из животного мира в мир разумный. Но мало кто осознает роль, которую в этом процессе играли рисунки первобытного человека. Именно они были тем, что помогало зародиться языку: ведь они не «обо-значают» значение, а «из-ображают» его. Изображение быка, заметим не «портрет конкретного животного», но «быка вообще» - конечно, стало доступно зарождающемуся человеческому разуму гораздо ранее, чем этот разум научился скреплять представление со словом (читай – «со знаком»). С другой стороны, в нашем примере, для удержание в сознании нескольких людей нужного представления (а это исходное условие организации коллективной деятельности) – не обязательно требуется полноценный рисунок, достаточно схематического изображения или «символа».

Теперь о главном.

Для современного человека ситуация меняется не так уж сильно: пока обсуждается понятное содержание обычный знаковый язык весьма удобен. Но когда мысль балансирует на грани неизвестного, там, где сознанию и мышлению не хватает ранее освоенных понятий – там вновь оказывают мощную поддержку ему схематизированные изображения. Поэтому не случайно схематизмы активно использовались в ММК, сознательно культивировавшем на своих семинарах мыслекоммуникативные процессы.

И не случайно методолог О.С. Анисимов, которого отличает стремление к предельно строгому контролю за движением мысли, разработал Язык схематизированных изображений (ЯСИ), создал «Азбуку» базовых понятий теории деятельности и мышления, а впоследствии использовал для понятийной проработки множества предметных областей (психологии, педагогики, управления и прочее).

Подытожим:

наибольшая значимость ЯСИ в том, что он позволяет формально строго конструировать понятия - как в коллективном обсуждении, так и в индивидуальной работе - именно там, где малоэффективен язык знаковый. Например, в новых областях знания, в которых еще нет готовых понятий. Или при решении интегральных задач, требующих от участников использования понятий разных областей, а затем конструирования новых (интегральных понятий).

А.О. Остапович