В Методологии Коммуникация – одно из основных понятий. А способность участвовать в коммуникации считается одной из базовых способностей, которую следует приобрести на самых первых шагах вхождения в методологическую культуру.
Почему же ей придается такое значение? Ведь в бытовом понимании любое речевое общение нескольких людей зачастую называют коммуникацией.
Пусть стоит задача повысить результативность коллективного делового обсуждения. Даже в первом приближении можно легко выделить множество факторов, оказывающих влияние на процесс реальной коммуникации. Это и психологические аспекты, и закономерности групповой динамики, и терминологическая проблематика, и влияние статуса участников, и многое другое.
В итоге, общий уровень современной культуры обсуждения весьма низок.
Это хорошо демонстрируют телевизионные передачи: легко заметно, что в большинстве случаев участники заняты «словесными дуэлями», некоторые заняты самопрезентацией, демонстрацией своей профессиональной компетентности или просто самолюбованием. То есть они озабочены чем угодно, но только не усилением содержания. В лучшем случае удается действительно сформулировать и вынести на суд зрителей разные точки зрения по заданной теме, оставляя за ним (зрителем) право «самому составить собственное мнение».
Примерно то же наблюдается и в науке. Конференции, симпозиумы организованы так, что участники могут лишь получить общее представление о вопросе; дебаты и дискуссии, завершаются не появлением нового знания, и даже не победой «точки зрения», а победой одного из участников. Или (что чаще) – прекращаются в связи с бесперспективностью их продолжения. На этом пути появляются научные школы, противостояние между которыми длится десятилетиями.
В практике управления (предприятием ли, территориями ли) мышление также разнесено по индивидуальным сознаниям; коллективные обсуждения предназначены лишь для предоставления «информации к размышлению». А чтобы избежать бесплодных баталий, используются разного рода принципы принятия решений. Во многих случаях это - вполне допустимый выход; однако там, где дело касается долговременного стратегического проектирования, хотелось бы иметь более существенные гарантии эффективности решений.
Будем реалистами. Организовать коллективное обсуждение так, чтобы удалось преодолеть изоляцию индивидуальных сознаний участников и создать эффект коллективной работы, так чтобы было видно движение общей мысли от начального состояния к конечному – но не в ходе поиска удачной мысли, а в результате усиления исходной за счет вклада каждого из участников – такое обсуждение организовать, действительно, сложно. Но именно такая форма коллективного движения содержания в методологии называется организованной коммуникацией (а при соблюдении дополнительных правил мышления – мыслекоммуникацией)
Подчеркнем: дело в не том, чтобы собрать несколько покладистых людей, и даже не в том, чтобы им было что сказать. Дело вообще не в содержании. Дело в самой культуре, в технике «обмена мыслями», в умении наладить сам механизм коллективного движения общей мысли.
Подобная постановка задачи определилась в московской методологии во второй половине двадцатого века. В ходе исследований доопределилась фундаментальная связь коммуникативных процессов с такими проявлениями психики как язык, сознание и выход на проблему понятийного мышления и логичности в мышлении.
Не смотря на сложность проблематики, к концу века и сам механизм и техника коммуникации (приемы и правила его функционирования) были не только разработаны и оформлены в теорию коммуникации, но и успешно использовались десятках игровых событий (ОДИ, ОМИ). Логическая же проблематика, особенно в своем наиболее развитом варианте логики восхождения от абстрактного к конкретному, по-прежнему находится в зоне поисковых разработок.
А.О. Остапович