О схематизации в управлении

Преимущество схемотизированных языков состоит в том, что они более наглядны, позволяют легче контролировать адекватность передаваемого содержания и управлять пониманием. Кроме того, в схемотехнических языках можно использовать еще одно очень важное преимущество – их символьную природу. Все текстуальные языки используют знаковые средства (знаки) для обозначения закрепленного за ними содержания. А знак характерен тем, что не несет в себе никакого намека на выражаемое им содержание. Знаки равнодушны к выражаемому ими содержанию. Это ведет к тому, что закрепление знаков за значениями имеет условный, конвенциональный характер и наше сознание легко модифицирует и даже изменяет закрепленные за знаками значения. Поэтому все значения, даже закрепленные в словарях, всегда имеют большую или меньшую зону неопределенности при их понимании и использовании.

Символьные же средства позволяют преодолевать отчужденность между знаками и значениями. Символ по своей природе в своей изобразительной форме несет намек на содержание. Сравните адекватность понимания знака «смерть» и символа «череп со скрещенными костями». Кроме того, обладая наглядностью, символьные средства выступают более адекватным средством межпрофессиональной и даже межнациональной коммуникации.

Все эти особенности привели к тому, что языки схем начали бурно развиваться и активно применяться в аналитике, в частности в проектировании информационных систем, а позднее и для описания бизнес-процессов (инжиниринг и реинжиниринг). Недостатки этих языков состоят в том, что они в большей степени знаковые, а не символьные. Например, процессы в большинстве существующих ныне языков обозначаются «квадратиками» или «прямоугольниками», но ведь это противостоит нашему сознанию, для которого квадрат или прямоугольник связан со статикой, с «местом», а не с динамикой происходящего. Такой подбор обозначений автоматически лишает эти языки преимущества символьности. А если сознание «сживается» с этим языком, начинает только через него видеть реальность, то рождаются извращенные формы видения действительности.

Но даже не эти особенности делают вышеупомянутые языки непригодными для высококлассного проектирования. Главный их недостаток – они несут в себе техническое, а не деятельностное мировоззрение. В этих языках нет законного места для субъекта деятельности, там нет человека, а ведь он является системообразующим элементом деятельности. В этих языках изображаются процессы, но нет деятельности. А ведь все управление – это управление деятельностями, а не только ее процессными составляющими.

Основные преимущества использования в управленческой аналитике языка СИ следующие:

  • Фиксированность (статичность) содержаний мысли;

  • Возможность целостности охвата мысли (содержание мысли полностью представлено в единой схеме);

  • Внешняя представленность внутреннего образа;

  • Возможность более адекватного взаимопонимания;

  • Возможность совместного обсуждения содержания, изображенного на схеме;

  • Возможность совместного совершенствования содержания, изображенного на схеме;

  • Возможность развития абстрактно-конкретного мышления за счет использования СИ;

  • Возможность контроля и коррекции самого процесса мышления, при использовании СИ;

  • Возможность «ухода» от лишних деталей в содержании мысли, за счет схематизации;

  • Возможность явным образом совмещать содержательную и средственную стороны мышления.

В связи с этим в прошлом веке вполне оформилась потребность профессионалов разных сфер в языке деятельностного плана, имеющего надпредметный, интегральный характер. Наиболее адекватным для этого, на наш взгляд, является Язык Схематических Изображений (ЯСИ), разработанный профессором Анисимовым О.С.

Ниже приведены  фрагменты из материалов тренинга по схемотехники, относящиеся к раскрытию типичных ошибок в использовании языка схематических изображений управленцем и типологических различений в этом языке.

Типичные ошибки в использовании схемотехнических изображений

Типичные ошибки и затруднения в использовании языка схематических изображений руководителем:

  • нарушение принципа непрерывности процессов;
  • отсутствие структурности изображения;
  • абстрактно-конкретная разнородность изображения;
  • потеря существенного содержания при схематическом оформлении текста;
  • «перегруз» лишними деталями;
  • символьная неадекватность изображения содержанию текста;
  • доминирование знакового над символьным;
  • смешение «эмпирического» и «концептуального» содержаний в схеме;
  • «бедность» изобразительных средств;
  • субъективизм в использовании символов (не понимание смысла символов другими);
  • нарушение правил синтезирования элементов схемы;
  • неполнота отраженного в схеме содержания, изображение того, что отсутствует в содержании текста и др.).

Положительные свойства схем

Схема:

  • Сжимает информацию;
  • Освобождает от деталей;
  • Укрепляет единицы содержания;
  • Сохраняет соответствие со структурой изображаемого объекта;
  • Демонстрирует абстрагирование и обобщение;
  • Подготавливает к понятийным способам отражения объекта;
  • Позволяет видеть системные свойства объекта;
  • Выступает как средство анализа реальности;
  • Предопределяет порядок анализа объекта;
  • Является средством ориентировки в объекте и средством организации самих познавательных процессов;
  • Предполагает способ действия;
  • Обеспечивает легкость перестройки представлений об объекте;
  • Облегчает перестройку самой схемы.

Схема – продукт процесса, включающего следующие типовые действия:

  • расчленение материала схематизации;
  • отбор значимых компонентов;
  • замена компонентов их «улучшенными», оформленными вариантами;
  • синтез значимых и «улучшенных» компонентов на основе того или иного принципа, правила соображения о желаемых отношениях.

Типы схемотехнических изображений

Применение схем имеет два крайних типа:

  • как изображение (замещение объекта) - иллюстративная функция (описание субъекта мысли)
  • как средство анализа материала - функция сущностного основания-инструмента (фиксированность содержания предиката мысли).

Это расслоение порождает основные два типа схематехнических изображений: эмпирическая и теоретическая схемы.

Эмпирическая схема – описательная схематическая картина реального объекта, построенная за счет непосредственного оформления материала наблюдений за этим объектом. Эмпирическая схема отражает и имитирует зафиксированные в наблюдениях проявления объекта, не претендуя на объяснение причин таких проявлений. Главная характеристика эмпирической схемы – имитационность. (Взгляд «снаружи»)

Теоретическая схема – схема, выражающая результаты конструктивного построения представлений об объекте. Функция теоретической схемы – раскрытие сущности рассматриваемого объекта, объяснение причин того или иного его проявления. Главная характеристика теоретической схемы – конструктивность. Теоретическая схема, будучи внеиндивидуальной, внеситуативной, социокультурной, должна предписывать субъекту «как видеть объект». (Взгляд «изнутри»).

Типы схематизированных изображений в процессуально-структруной плоскости

В заключение приведем в схематическом виде четыре типа схем в контексте процессульно-структурного отражения объекта. 

Данные подходы процессуально-структурного вида могут использоваться и в теоретической, и в эмпирической схематизации. Скажем, приложение идеи процессуальности в описании конкретной ситуации дает нам эмпирическую причинно-следственность (каузальность). Применение циклично-процессуального подхода к предпринимательству дает нам, соответсвенно, теоретическую модель "Цикл предпринимательской деятельности". И т.д.

Наиболее близкими к ЯСИ теории деятельности в версии Анисимова О.С. по способу изображения  следует считать схемы, исползуемые в новом подходе к управлению предприятием - "бережливое производство" (Lean production). Здесь сивмольности изображения придается куда большее значение, чем в традиционном текстово-блочно-стрелочном рисовании бизнес-процессов. Однако, и в "lean" схематизация имеет только естественно-искусственное оформление, в то время как схематический язык теории деятельности профессора Анисимова О.С. имеет ярко выраженный искусственый характер, т.е. построен в соответствии с законами построения языка. Как известно искусственный язык должен иметь три главных составляющие: парадигму ("единичные кирпичики"); синтагматику ("правила соединения элементов парадигмы") и онтологию ("системно-функциональная значениевая картина мира"). Это главные критерии, по которым можно определять "рыхлость", т.е. стихийно-естественность образования языка или построенность его в сответствии с законами теоретической работы. Но этот вопрос, конечно, требует введения более развернутого размышления, которое здесь не предполагалось. Думается. что изложенного для вводного пояснения о роли и типах схем вполне достаточно.

Верхоглазенко В.Н.

Директор по развитию Центра АКМЭ
 

 

@count комментарий

20
окт

 Да, тема схематизации в менеджменте становится все более актуальной. Хочется попросить редакцию АКМЭ продолжать публикации по этой теме. Думаю, что в ближайшем десятилетии обучение схемотехнике войдет в вузовскую программу по подготовке менеджеров. Иначе не видн перспектив разбираться в сложных и переплетенных вопросов управления предприятием.