Посмотреть (скачать) буклет к 30-летию ММПК
Московский методолого-педагогический кружок: 30 лет служение истине и культуре мышления / Буклет. - М., 2008
Деятельность московского методолого-педагогического кружка (ММПК) осуществляется коллективом энтузиастов под руководством доктора психологических наук О.С.Анисимова, профессора Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. О.С. Анисимов, являясь организатором и руководителем московской методолого-педагогической школы, более 30 лет занимается проблемами высшего гуманитарного образования, и добился значительных результатов в поиске и разработке совершенных, с методической точки зрения, средств организации и развития педагогической деятельности.
Сообщество ММПК проводит многолетние разработки в области методологии, философии, логики, науковедения, стратегического управления, системного анализа, цивилизационного анализа, психологии, социологии, культурологии, религиоведения, исторического анализа, педагогической инноватики.
Организационно деятельность ММПК состоит из следующих функциональных блоков:
Созданию ММПК предшествовали следующие обстоятельства:
В октябре 1978 г. О.С. Анисимов провел первый семинар в рамках идеи ММПК и рассмотрения ММПК в качестве трансляционного звена в пространстве ММК.
Поскольку существовало много субъективных и объективных факторов, определивших отсутствие согласования программ работы ММПК с лидером ММК Г.П. Щедровицким, то совмещение усилий происходило опосредовано, через участие в реализации программ сектора НИИ Проблем Высшей Школы по проблемам практической подготовки студентов. Г.П. Щедровицкий выступал в качестве соисполнителя, а О.С.Анисимов – в качестве теоретика и идеолога сектора, сотрудника НИИ ВШ.
Тенденция движения ММПК, к 1982 году характерна увеличением функций, которые брал на себя ММПК. К 1982 г. ММПК взял на себя все функции методологического движения, сохраняя проблемную фокусировку и миссию трансляции методологической культуры и подготовки методологов.
Первая форма работы ММПК, как и ММК, было проведение методологических, регулярных, еженедельных семинаров. Вместе с расширением круга участников возникли «спутниковые» семинары с соразмерным участием лидера ММПК, О.С. Анисимова.
В 1983 году стали создаваться внутренние условия запуска игровых форм внутри семинара, появились «внутренние» игры с высокой мыслительной акцентировкой. Это подготовило оформление версии ОДИ, которая стала называться в середине 80-х г.г. «организационно-мыслительной игрой», ОМИ. Первая «внешняя» игра в г. Риге состоялась в 1986 г.
В связи с запуском масштабного образовательного проекта по повышению квалификации управленцев в Высшей школе управления с 1988 г. ММПК, особенно Московская группа, сосредоточилась на проведении развивающих учебных игр, подчинив им методологические семинары.
В 1988 году была запущена программа игротехнической подготовки, которая привела в 1990 году к появлению игромодельных блоков – модулей и их циклических серий. Первая серия, начавшаяся в 1990 году, включала пять модулей по 3 недели каждая.
В условиях реформ и кризиса в стране тематика модулей с 1994 года сместилась на проблемно-поисковые линии разработок. Вновь возродились методологические семинары, готовящие условия для модулей и обсуждающие как результаты модулей, так и фундаментальные проблемы методологии. В середине 90-х г.г. была введена форма соучастия в играх и модулях, проводимых в регионах членами ММПК. Во второй половине 90-х г.г. модули стали двухнедельными.
Модули, проводимые два раза в год, превратились в деловой механизм не только продвижения по магистральным полям проблем, но и согласования всех действий в пространстве ММПК.
1974: ЛСУ
Логика систематического уточнения, оформившая основные логические идеи Гегеля и опыт обсуждения логики ВАК восхождения от абстрактного к конкретному.
1975: МРТ
Метод работы с текстами является механизмом мышления, обеспечивающим понимание, переход к критике, осуществление арбитража в дискуссиях и работе с фиксированными текстами любой сложности.
Является механизмом, обеспечивающим самосовершенствование и саморазвитие, обретение высших знаний и мыслительных способностей, высшего языкового самосознания.
1978: ЯСИ
Язык схематических изображений, выразивший, с учетом практики схематизации и обще-семиотических оснований, основные единицы парадигмы изобразительных схем.
1979: ЯТД
Язык теории деятельности, совмещая глубокую (по требованиям логики систематического уточнения) парадигматизацию и синтагматизацию, с учетом постановки задач и проблем, «свободу» - совмещает схемотехнику (конспектирование, построение и совершенствование, оперирование схематическими изображениями), логическое (принципы дополнительности и уточняемости) оформление мыслительных процессов, рефлексивную самоорганизацию (проблематизацию, депроблематизацию и прогнозирование).
1981: ТЦУ
Технологический цикл управления, оформивший в средствах ЯТД, ЛСУ, цикл процессов, лежащих в основе управленческой деятельности.
1986: ЯТП
Язык теоретической психологии, выражающий в рамках псевдогенетического метода основные категориальные различения психологии.
1989: ИТП
Игротехническая парадигма, оформившая рефлексию игромоделирования и игротехнического управления.
1990: ФСПР
Функционально-структурное пространство рефлексии, оформившее в средствах ЯТД, ЛСУ процессуальные представления о рефлексии.
1991: ЯЭТ
Язык экономической теории, оформивший в рамках псевдогенетического подхода основные концепции экономики.
1999: ИТБ
Иерархия типов бытия, выражающая псевдогенетические переходы от простейшего («природного») типа бытия к высшему («духовному») типу бытия и включающее деятельностное бытие как промежуточное.
1999: ЯСМ
Язык стратегического мышления, выразивший парадигму характеристик, онтологию пространства стратегического мышления (важнейшие выводы).
2001: МС и КПР
Методологический словарь, оформивший множество сложившихся методологических различений.
Культура принятия решений (прежде всего, управленческих), оформившая типовые процессы принятия решений на основе ЯТД, ЛСУ, ТЦУ, ФСР.
2004: СМА
Средства метааналитики, выразившие с помощью ЯТД, ЛСУ, ЯСИ онтологические характеристики систем.
2006: ЦТ
Цивилизационный треугольник, выразивший базисные особенности цивилизации и механизма ее развития на основе ЯТД, ЛСУ, ЧТБ, ЯСИ.
@count комментарий
Garry
Опубликовано waisancbi чт, 2012-04-19 00:12Спасибо, все познавательно, интересно изложено, автор у вас молодец.