Тектология А.А. Богданова и современная методология (окончание)

2. Организационная точка зрения

А.А. Богданов вводит свой взгляд на деятельность. Считая её вносящей организованность или дезорганизованность. «Всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей… Всякую человеческую деятельность… можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта. В обыденной речи словам «организовать», «организация», «организаторская деятельность» придаётся смысл более узкий… Но если мы хотим дать понятиям научную определённость и точность… «Организовать» значит сгруппировать людей для какой-нибудь цели, координировать и регулировать их действия в духе целесообразного единства… Организатор предприятия объединяет работников, комбинирует их трудовые акты… Когда вводится машина, то перед организатором задача выступает в таком виде: целесообразно соорганизовать действия работников с работой машин… В технике орудия представляют дополнение органов тела… и улучшение всякого орудия… обуславливает перегруппировку рабочих сил или изменение связи трудовых действий… Задача здесь такова, чтобы соорганизовать рабочие силы и средства производства в планомерно функционирующую систему… Машина может и в отдельности рассматриваться как некоторая организованная система… В общем, весь процесс борьбы человека с природой, подчинения и эксплуатации стихийных её сил есть ни что иное, как процесс организации мира для человека, в интересах его жизни и развития. Таков объективный смысл человеческого труда» /1989, т.1, с.69-70/.

Мы видим, что организационная основа деятельности состоит в группировке людей, орудий и др. для фиксированной цели, а затем ещё – в координировании и регулировании действий для придания им единства. Поэтому до внесения организационного воздействия мы имеем «естественное» положение всех элементов, которое в ходе воздействия нарушается, «оискусствляется», смещается и таким образом, чтобы разрозненность превращалась в единство (см. сх. 14):

 

Схема 14

Это единство изначально имеет своим критерием «цель». Поэтому если новое соразмерное совмещённое положение ведёт к достижению или к достижимости цели, оно считается «целостным», «единым». В нём преодолевается взаимная независимость компонентов. Организация и состоит в этом преодолении независимости, «равнодушия» компонентов. Но это не тотальная зависимость или независимость, а относительная, относительно цели, её достижимости. При подобной подчинённости цели отношения объективно могут быть изменяющимися, «гибкими», а соподчинённость может осознаваться лишь в рефлексии (см. сх. 15):

 

Схема 15

Тем самым, очень важным фактором становится не только само воздействие на каждую составляющую складывающегося единства, но и зависимость от рефлексии, так как только упреждающее усмотрение единства или его возможности предопределяют внесение изменений в «положение дел», оискусствляющее отношение к реальности.

В то же время А.А. Богданов говорит о «планомерно функционирующей системе», что выходит за рамки рефлексивно организуемого отношения и воздействия. В этом случае сама динамика соотнесённости бытия компонентов становится определяемой не только целью, но и формой этой динамики (см. сх. 16):

 

Схема 16

Нормативную функцию реализует представление о ходе деятельности, о пути к «цели», а не только представление о конечном результате. Это нормативное представление является основанием функционирования системы (деятельности). Точно так же организации подвергаются действия отдельных «работников», проходящих путь от их несогласованности к согласованности в рамках достижимости общей для них кооперативной цели (см. сх. 17):

 

Схема 17

Отдельные единицы деятельности «комбинируются» в кооперации, кооперативные системы деятельности. Поскольку и само складывание, и корректирование бытия единиц включены в процесс становления и функционирования систем деятельности, то нормы кооперативной деятельности становятся основанием бытия этих систем и являются условием оискусствлённого бытия единиц во временной динамике.

А.А. Богданов отмечает также и роль средств, «орудий» в складывании функционарных систем, так как при нормировании пути к достижению кооперативной или «моноцели» приходится учитывать специфику средств, подчиняться их возможностям и подчиняясь достигать намеченных целей. Эксплуатация и подчинение природным и социокультурным, средственным «силам» совмещены в деятельности.

Все указанные идеи предвосхищают те дифференцировки теории деятельности, которые сложились в 60-70-х гг. в ММК. А.А. Богданов переносит организационное отношение и на мышление. «Ещё очевиднее организационный характер познания и вообще мышления. Его функция заключается в том, чтобы координировать факты опыта в стройные группировки – мысли и системы мыслей, т.е. теории, доктрины, науки и пр» /1989, т.1, с.70/. Здесь, правда, не обсуждается более сложная сторона мышления, связанная с построением абстрактных замещений, которые превращают мышление в многослойный процесс с множественностью переходов от одного слоя к другому, от замещаемого к замещающему и обратно, прохождений в каждом из слоёв с координацией этих слоёв и переходов. Обсуждается также и художественное творчество. «Художественное творчество имеет своим принципом стройность в гармонии, а это означает организованность. Оно своими особыми методами организует представления, чувства, настроение людей, тесно соприкасаясь с познанием» /1989, т.1, с.70/.

Наряду с позитивными направленностями деятельности она может включать и негативные направленности. Но, при этом, она остаётся явлением организационного типа. «Деятельность разрушительная… её функция есть дезорганизующая. Но и она есть результат столкновения разных организационных процессов… Если истребляют хищников, то… находят в них дезоранизующие силы и, устраняя их, тем самым организуют свою жизненную силу в своих интересах… Каждый коллектив стремится организовать мир и человечество для себя по-своему. Это результат обособленности организующих сил… Это борьба организационных форм» /1989, т.1, с. 70-71/. Деятельность, предопределённая своими локальными интересами, может входить в противостояние с подобными деятельностями, в борьбу с ними. Эта борьба предстаёт как противостояние различных форм организующего воздействия на одно и то же (см. сх. 18):

 

Схема 18

Противостояние различных организационных форм, методов, подходов имеет исходным основанием различие интересов, систем ценностей, идеалов или того, ради чего привлекаются одни и те же ресурсы. Обе стороны строят один и тот же тип бытия – деятельностный, «организационный». Подобные содержания обсуждались в истории методологического движения неоднократно, но А.А. Богданов как бы опережал усилия методологов. Он делает общий вывод. «У человечества нет иной деятельности, кроме организационной, нет иных задач, кроме организационных» /1989, т.1, с.71/. Этот вывод особым образом и вводит универсальную характеристику деятельности, и в ней закладывается преобразовательное отношение к реальности. Однако эта преобразовательность различна в плане собственно деятельности и в мышлении и рефлексии. О подобных отличиях А.А. Богданов ещё не говорит.

Рассмотрев деятельность как очевидное приложение организационной точки зрения, А.А. Богданов распространяет её и на природу. «Природа – великий первый организатор; и сам человек – лишь одно из её организованных произведений. Простейшая из живых клеток… по сложности и совершенству организации далеко превосходит всё, что удаётся организовать человеку. Он – ученик природы, и пока ещё очень слабый… Неживое, «неорганическое» не значит неорганизованное… Мир кристаллов обнаружил типические свойства организованных тел… Таково же по своему типу строение каждого атома, с его поражающей устойчивостью, основанной на неизмеримо быстрых, циклически замкнутых движениях его элементов… Полная неорганизованность – понятие без смысла… В ней надо признать отсутствие всякой связи… только в сопротивлении мы узнаём о бытии вещей… И мыслить абсолютную бессвязность можно только словесно… В технике мы нашли организацию вещей для человеческих целей; теперь мы её находим в природе вне человеческих целей… Она (внешняя) выступает… как беспредельно развёртывающаяся ткань форм разных типов и ступеней организованности… в их взаимном сплетении и взаимной борьбе, в их постоянных изменениях… Организационный опыт – это и есть весь наш опыт… как мир процессов организующих и дезорганизующих» /1989, т.1, с. 71-73/.

Тем самым, А.А. Богданов возвращается к проблемам, возникавшим во все времена, к онтологическим проблемам, проблемам устроенности бытия. При этом он подчёркивает ту сторону, которая Аристотелем осмысливалась как «форма» существующего, наряду с «материей». Он утверждал, что ни форма, ни материя отдельно не существуют. Как бы существует онтологический запрет на отсутствие формы (см. также: Анисимов О.С., 2002).

Когда А.А. Богданов говорит об организованности всего в природе и множественности типов организации, он, по аналогии с миром деятельности, предполагает «позицию организатора» (см. сх. 19):

 

Схема 19

Чтобы придать реалистичность и упрощению форм, и организационным «действиям» природы внутри себя, он вводит оппозицию двух типов действий – «организующих и дезорганизующих» (см. сх. 20):

 

Схема 20

Тем самым, динамика двух типов организационной, то есть в рамках форм, активности позволяет говорить и о статической составляющей, воспроизводящейся организованности всего, состояниях в пределах динамики. Совмещение двух направленностей организационной активности «природности» порождает циклический тип бытия универсума (см. также: Анисимов О.С., 1997). Если позитивная направленность организационной активности приводит к устойчивости состояний частей природы, то циклическое единство активности ведёт к устойчивости бытия универсума. Но для этого должны быть определёнными формы частей и универсума, и самой формообразовательной активности.

А.А. Богданов и в микрорамках указывает на роль цикличности бытия, воссоздающих бытие в рамках той же формы и цикла, и состояний каждого типа нечто. Именно формы предопределяют связанность морфологии (или «материи» у Аристотеля). Сама же формообразовательная активность пока ещё не обсуждается А.А. Богдановым, тогда как она интересовала Пифагора, Анаксагора, Платона, Плотина, Прокла и др.

А.А. Богданов формообразовательный слой анализа связал с анализом методов. «Было бы мало пользы для практики, если бы дело свелось к философскому положению: всё суть организация». Для практики и для теории нужны и важны методы… при условии: чтобы они поддавались научному обобщению. … между ними возможно установить связь, родство…, можно подчинить их общим законам. Тогда изучение этой связи, этих законов позволит… планомерно развивать их и станет самым мощным орудием всякой практики и всякой теории» /1989, т.1, с. 74/. Тем самым, практическое отношение к реальности, применения «практического разума» (Кант, Гегель и др.) должно основываться не на частных методах, а на таком их обобщенном содержании, которое проистекает из знания столь же общих законов или высших абстракций онтологического типа или универсумальных абстракций (см. сх. 21):

 

Схема 21

Именно онтологии или универсумальные абстракции дают основание для появления универсальных методов, а последние – дают основание частным методам и конкретным нормам для «организатора», Онтологии являются источником формулировок законов, и А.А. Богданов обращается к ним.

«Самое глубокое различие, какое нам известно о природе, – это различие между стихийностью и сознательностью, между слепым действием сил природы и планомерными усилиями людей… факты подражания человека природе в приёмах и способах организационной деятельности… Стихийное развитие приспособило рыбу к движению на воде, выработав определённую форму и строение её тела. Человек же придаёт ту же форму своим лодкам и кораблям… сама возможность подражания – в сущности уже достаточное доказательство того, что между стихийной организующей работой природы и сознательно-планомерной – людей нет принципиального непроходимого различия… Доказательство принципиальной однородности организационных функций человека и природы… Не может быть подражания там, где нет ничего общего. Но ещё ярче и убедительнее выступает эта основная общность там, где человек, не подражая природе, вырабатывает такие же организационные приспособления, какие потом находит… Широкое сотрудничество и сложное разделение труда у социальных насекомых… связанное прямо со специальным устройством организма разных групп – рабочих, воинов и т.п.… Любой продукт «духовного творчества» – научная теория, поэтическое произведение, система правовых или нравственных норм – имеет свою архитектуру, представляет расчленённую совокупность частей, выполняющих различные функции, взаимно дополняя друг друга: принцип организации тот же, что и для каждого физиологического организма… Вывод один: действительное единство организационных методов… До схематических изображений пор оно точно не устанавливалось, не исследовалось: не было всеобщей организационной науки. Теперь настало её время» /1989, т.1, с.74-79/.

А.А. Богданов акцентирует внимание на то, что человек подражает тому, что «подсматривает» в природе, реализуя организационную функцию, а попытки идти «самостоятельно» сопровождаются часто обнаружением прототипов в природе. Этим он как бы разрушает стену различий между стихийным и сознательно-планомерным, интуитивным и рациональным. Неслучайно, что термины описания явлений одного уровня – деятельностного, социокультурного – он применяет в описании явлений иного уровня – досоциального.

Однако здесь смешиваются как бы различные типы языков, ранее рассмотренные в философии. Если Гегель использовал метаязык, специфичный для описания бытия духа, на всём протяжении псевдогенетических переходов от простого до наиболее сложного в лестнице качеств, и он отчётливо различал модификации метаязыка при описании явлений в «Философии природы» и в «Философии духа», в «Логике», а также в более дробных переходах, то А.А. Богданов пытается найти свой метаязык, но в иллюстрациях сравнивает и сближает то, что характерно для языков различных качественных ступеней псевдогенетической лестницы (см. сх. 22):

 

Схема 22

Поэтому А.А. Богданов не выводит из метаязыка содержания языков для каждого уровня развития одного и того же (у Гегеля – «духа»). Он как бы усматривает в частных языках нечто общее, значимое как метаязык.

Человек, по А.А. Богданову, находясь на «более высоком» уровне развитости, уподобляется в организационных формах тому, что находится на «менее развитом» уровне. Но, как показал Гегель, а в более простом и менее совершенном виде – многие другие, человек, как носитель субъективности, прошедшей социокультурную трансформацию, обладает не только совмещением принципов имитационности и конструктивности, «априорности», самовыражаемости и т.п., но и особым качественным усложнением и возвышением и имитационности, и конструктивности через внесение в них всеобщности, опосредованной семантической системой языка и социокультурной, деятельностной формами кооперативности (см. также: Анисимов О.С., 2000).

Тем самым, одно дело обсуждать однородность абстрактного уровня содержаний организационных феноменов, а другое дело – раскрытие источников этой организационной активности и эволюцию механизма источников. Необходимо согласовать размышления об организационных процессах, их источниках, механизмах и методах проявления механизмов (см. сх. 23):

 

Схема 23

А.А. Богданов даёт характеристику ситуации в практике организационной деятельности. «Жизненное несовершенство или противоречие специализации, состоящее в том, что она овладевает организационным опытом лишь ценою возрастающего дробления, которое подрывает его связь в целом… Общество, построенное на разделении труда и на обмене, не представляющее организационной системы труда в своём целом… Существует, правда, и организация государственная, задачи которой относятся к обществу в целом. Но и они всегда ставятся в специализированном виде… Грозные проявления общих дезорганизационных процессов, и борьба с ними при помощи методов частичного характера… обречена на безуспешность… Человечество переживает промежуточную, переходную эпоху: оно ещё не в силах приняться за прямое разрешение задач универсальных… Процесс выражается в колоссальном росте предприятий, с одной стороны, и классовых организаций – с другой… Но так как неорганизованность социальной системы в целом тем не менее остаётся, то остаётся также и коренная неуравновешенность… Триединая организация – вещей, людей и идей – не может быть построена иначе, как на основе строгой научной планомерности… Необходимо, чтобы он (организационный опыт) был организован целостно и стройно… необходима универсальная организационная наука… Было бы совершенно бесплодно говорить о всеобщей организационной науке, если бы сама действительность не давала её элементов, если бы не обнаруживалась живая реальная тенденция к её возникновению… Ход вещей наглядно для всех поставил организационные задачи человечества в мировом масштабе и обнаружил бессилие по отношению к ним старых точек зрения, старых способов мышления. Человечеству нужна принципиально новая точка зрения, новый способ мышления. Но они являются в истории только тогда, когда либо развивается новая организация общества, либо выступает новый социальный класс» /1989, т.1, с.104-107/. Тем самым, специализация, основывающаяся на членении единого процесса деятельности, и вторичное налаживание обменных процессов и механизмов стимулируют постановку проблемы возвращения к целостности, могущей преодолевать многочисленные затруднения из-за стихий интеграционного процесса. Между целостно незначимым и целостно ориентированным интеграционными процессами и их формами А.А. Богданов вводит различие (см. сх. 24):

 

Схема 24

Однако подчёркивается, что полная форма интеграции деятельностного универсума невозможна без соответствующего научно-критериального обеспечения, без опоры на сущность деятельности в её различных проявлениях, без надёжных представлений об универсуме деятельности в его циклической динамике, включающей появление механизмов полной соорганизации единиц деятельностного мира, вне всеобщего учения о «природе» этих механизмов.

Сама историческая динамика развития общества ведёт к складыванию как потребности в этом механизме, так и прототипов этих механизмов. Но этим создаётся основа и для возникновения идеи, подхода и новых форм мышления, нового типа научного знания. В качестве основы выступает «тектологический опыт» самих людей.

«Тектология должна научно систематизировать в целом организационный опыт человечества. Каждый человек… обладает некоторой долей этого опыта… Эту долю он так или иначе систематизирует, сознательно, а ещё больше – бессознательно и руководствуется ею в самых разнообразных случаях жизни… У каждого человека есть своя… «тектология». В практике и в мышлении он оперирует «тектологически»… Но и эту обыденную тектологию отнюдь не следует считать просто индивидуальной. Человек получает из своей социальной среды, через общение… долю своего опыта, и особенно методов её организации, долю своего опыта, долю настолько большую, что его личный вклад… составляет величину несоизмеримо малую и к тому же величину зависимую. Таким образом, и в обыденной тектологии существуют элементы… общепринятые. Из них мы часто будем исходить в своём анализе… Важнейший из них – язык… Речь по существу своему есть процесс организационный, и притом универсального характера. Посредством неё организуется всякая практика людей в их сотрудничестве… устанавливаются общие цели и общие средства, определяется место и функция каждого сотрудника, намечается последовательность действий и т.д. … организуется всё познание, всё мышление… опыт передаётся между людьми, собирается, концентрируется; его «логическая» обработка имеет дело с словесными знаками. Речь – это первичный тектологический метод… Тектологическая тенденция возникла вместе с речью, т.е. с тех пор, как человек стал мыслящим существом. Приближение этой тенденции к научным формам выразилось в возникновении философии. Философия стремилась связать в одну научно-стройную систему человеческий опыт… она думала представить мир… «объяснить» его посредством какого-нибудь универсального принципа… Вне своей связи с методами живой практики методы познания не могут быть объяснены и целостно соорганизованы… Первая попытка универсальной методологии принадлежит Гегелю… всеобщий мировой метод, причём понимал его не как метод организации, а более неопределённо и абстрактно – как метод «развития». Уже этой неясностью и отвлечённостью исключался объективный успех попытки… Метод, взятый… из сферы мышления, диалектика… не была достаточно универсальна… Универсально-эволюционные схемы Г. Спенсера и особенно материалистическая диалектика были следующими приближениями к нынешней постановке вопроса… Всеобщую организационную науку мы будем называть «тектологией». В буквальном переводе с греческого это означает «учение о строительстве»… подходящий синоним для современного понятия «организация»» /1989, т.1, с. 110-112/.

Рассматривая самоорганизационный и организационный опыт человека, А.А. Богданов стремится охватить и бытие жизнедеятельностного типа, и социальное бытие, и социокультурное бытие. Однако он не совсем точно трактовал этот опыт. Если рассматривать сущность организации как извне вводимое предопределяющее, а не только влияющее отношение к организуемому, то интуитивные, досознаваемые попытки касаются не столько предопределения, сколько влияния. Организационное отношение, будучи предопределяющим, предполагает включение таких механизмов, как нормирование, нормосообразное действие, рефлексивно-корректировочное воздействие, волевое сопровождение. Хотя социодинамика опирается на согласование нормативных содержаний и обеспечение реализуемости норм, придание устойчивости и фиксированности содержаниям неотделимо от вовлечения языка в эти процессы и их превращения в социокультурную динамику. Поэтому организационный опыт явление не жизнедеятельностного, не социодинамического, а социокультурного уровня развитости отдельного человека, групп и общества в целом (см. сх. 25):

 

Схема 25

Предшествующие уровни создают лишь предпосылки, меняя характер первоначальных форм влияния. Об этом и писал подробно Гегель в «Философии духа», «Феноменологии духа», «Философии права», «Философии религии» и т.п. И роль языка, меняющего все субъективные механизмы в условиях социального бытия, вхождения в различные типы объединяющих отношений, включая и групподинамику, и деятельностные отношения, всё это подробно раскрыто в единой линии развития духа. Само развитие мышления, сознания, самосознания, воли подготавливает дальнейшее развитие и социокультурной, а также деятельностной среды, становление более высоких форм культуры, переход на точку зрения всё более универсальную и универсумальную (см. также: Анисимов О.С., 2000).

Иное дело, если речь ведётся о различии познавательного и практического самоопределения и самоположения. Гегель объяснял мир, а А.А. Богданов, как и К. Маркс, хочет преобразовывать мир. И преобразование он хочет осуществлять с учётом всего опыта человечества, рефлексивно осознанно, с пониманием сущности преобразовательного и организационного процесса. Поэтому устремляясь к неслучайности организационного процесса, он нуждается в обеспеченности научными и всеобщими знаниями, а затем и методами, касающимися не только самого организационного «действия», но и всей сферы, в которой нужно осуществить модификацию, соорганизацию. Воздействие не должно быть эгоцентричным, оно должно быть вписанным в универсум. Тем более, что и сам организующий является частью универсума.

Следовательно, «развитие» универсума, его философское и любое, в научно-познавательной функции, отображение, придание этому «отображению» неслучайности за счёт псевдогенетического метода, использованного и оформленного Гегелем, не противоречит замыслу А.А. Богданова. Самоположение в позицию практика означает, что все эти знания и методы выражения познанного «перемещаются» в иную функциональную позицию – нормативную и нормо-реализационную (см. сх. 26):

 

Схема 26

Прямое обеспечение практики организации возможностями философского, интегрально-абстрактного знания не может быть успешным, что и хотел выразить А.А. Богданов. Но эти возможности неизбежно необходимы для перехода к «тектологическому» обеспечению, когда философское знание становится основанием порождения всеобщих методов организации. Кроме того, сами эти всеобщие методы должны ещё быть соотнесены с конкретностью условий осуществления организационного действия (см. сх. 27):

 

Схема 27

Остаётся лишь особо выделить позиционное обеспечение всеобщими знаниями и методами, когда сущность организационного действия усматривается в общей теории деятельности. Эту теорию деятельности следует ещё выделить из универсумального философского знания, что и происходило в Московском Методологическом Кружке в 60-70-е гг. Тем самым, научное обоснование тектологии предполагает, в узком смысле, разработку онтологии и языка теории деятельности (см. также: Анисимов О.С., 1997, 2001).

<= Вернуться к началу статьи

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анисимов О.С. Основы методологии. Т.1-2. М., 1994.
  2. Анисимов О.С. Акмеология мышления. М., 1997.
  3. Анисимов О.С. Гегель: мышление и развитие. М., 2000.
  4. Анисимов О.С. Метод работы с текстами и интеллектуальное развитие. М., 2001.
  5. Анисимов О.С. Язык теории деятельности: становление. М., 2001.
  6. Анисимов О.С. Онтологии в рефлексивном пространстве. М., 2002.
  7. Анисимов О.С. Маркс: экономическая онтология, метод мир деятельности. М., 2002.
  8. Богданов А.А. Тектология как организационная наука. Т.1-2. М., 1989.
  9. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.
     

д.пс.н. Анисимов О.С.

Источиник:  Анисимов О.С.Организационные онтологии и анализ систем деятельности
(А.А. Богданов и современная методология). - М., 2002. Фрагмент