Пожалуй, нет более тонкого и сложного предмета рассмотрения, чем ценности. Будучи предельно общими, они вмещают в себя весь спектр возможных их проявлений в реальности. Сами по себе ценности звучат до занудливости банально и патетично, что провоцирует примитивность их понимания, однако справедливо заметил Ф.Ницше: “дороже всего люди расплачиваются за то, что принебрегают “банальными” истинами”. Кроме того необходимо подчеркнуть, что, входя в сложную и гармоничную систему, ценности взаимообуславливают и взаимоопределяют друг друга. Рассмотрение каждой из ценностей как элемента всей панорамы целостности, значительно усложняет их адекватное понимание и, следовательно, правильное проведение их в жизнь.
С этой точки зрения, нам представляется утопичным ортодоксальное следование отдельно взятой ценности при пренебрежительном отношении к другим, связанным с ней внутренней скрытой логикой. Именно такими “благими намерениями вымощена дорога в ад”. Онтологический и системный подход в анализе ценностей требует учета диалектичности отношений как наиболее всеобщих, так и имеющих предметную направленность ценностей. В рамках данного подхода важно зафиксировать дихотомию ценностей деятельности в строгой последовательности от ситемообразующих до более конкретных их аналогов.
Сущность любой деятельности заложена в нормах, в которых предписываются цели, задачи и способы для деятеля. О деятельности можно вести речь только в том случае, если есть процесс реализации норм. Если же сумма действий осуществляется с нарушением предписанных норм, то практика приближается к недеятельности. Как говорил Павлов И.П.: “Потеря цели - это потеря связи с жизнью”, Таким образом сохранение согласованных норм деятельности - это ценность, охраняющая деятельность от перехода ее в противоположность.
С другой стороны, абсолютно адекватная реализация нормы - невозможное событие. Поскольку выполнение нормы осуществляется человеком, то неучет его возможностей, потребностей, мотивов другими или им самим, может привести к предельным психологическим напряжениям, недопустимым для человека нагрузкам или потери человеком осмысленности своего труда. В связи с этим Г.Форд отмечал: “Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь о том, чтобы он не испытывал финансовые трудности”
В этой связке полярных ценностей необходимо установить оптимальную меру между жесткостью предписаний и ценностью психологического комфорта человека в деятельности, корректировать меру зависимости от типа ситуации. Проблема меры и определения доминирующей ценности “здесь и теперь” должна присутствовать при любом ценностном анализе.
Коллективная деятельность, если она претендует быть профессиональной, не может не включать в себя распределение труда и функций. Межфункциональное взаимодействие сотрудников задает позиционно-функциональных характер взаимоотношений деятелей /производственные отношения/. Оптимальность позиционной схемы предопределяет эффективность деятельности в целом. Однако, деятельность осуществляют не машины, а люди. И без теплоты человеческих отношений, без полноценного общения невозможно решение сложных совместных задач и проблем, особенно, не учтенных в позиционной организации (ведь “самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения” /Антуан де Сент Экзюпери/). Очевидно, что развитие профессиональных качеств во избежание дисгармонии должно идти параллельно с раскрытием человеческих, личностных качеств.
Значимость соответствия нормам мы уже затронули в первой ценностной оппозиции. Здесь можно добавить, что проявленная, нормативно оформленная и поддерживающаяся позиционность составляет основу организованного сотрудничества в пределах деятельности. Однако, всего в норме не учтешь. Поэтому для снятия возникающих “тупиков” во взаимодействиях субъектов деятельности должна реализовываться ценность согласования в производственных отношениях, как условие взаимоприемлемой деятельности. В свою очередь, ценность согласования включает в себя:
- во-первых “сохранение своего интереса - исчерпывающий учет интересов другого ”. Для того, чтобы согласование не было формальным оно должно удовлетворять ценности сохранения существенного в интересах обоих сторон. Это предопределяется стремлением каждой из согласующихся сторон не только сохранить наиболее значимое в своей позиции, но и полноценно и по существу учесть правоту позиции другого;
- во-вторых, ценности “идентификации (отождествление с другим) - деидентификации (разотождествление с другим)” участников деятельности. “Люди между собой и ладят и не ладят, но можно ли сделать так, чтобы все угождали одному? Каждому что-то нравится, а что-то не нравится, но может ли быть так, чтобы всем нравилось то, что нравится одному? Сравнивай свои желания с желаниями других и делай для себя выводы - вот простой способ учиться мудрости в этом мире.”. Этот совет китайского мыслителя Хун Цзынчэна затрагивает важную сторону согласования - заимствование позиции другого посредством отождествления с ним и пересмотр своих претензий после разотождествления. Таков ключ к любому продуктивному согласованию.
Продуктивность кооперативной деятельности зависит не только от полноценного согласования участников, но и от удержания ими в своих действиях ценности самоконтроля и самокоррекции на основании принятой нормы. Это требует от деятеля способности по вскрытию собственных недостатков и по устранению причин их образующих посредством самоорганизации в деятельности. Значимость поиска причины затруднений в себе понимали еще мудрецы старого Китая: “стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.”
Однако при реализации только ценности самокоррекции дело может свестись к чрезмерному самобичеванию. Поэтому в совместной деятельности также важны контроль и коррекция партнера по кооперации в случае незамечания им нарушений согласованных правил.
Данная ценностная оппозиция составляет ключевое звено развития деятелем своего профессионализма, поскольку познание деятельности и себя в ней позволяет закрепить положительный опыт и уберечь себя от повторения ошибок: “Когда умный человек видит, почему он добился успеха, он делает так снова. Когда же он видит свои ошибки, он не повторяет их” /Китайская книга перемен/.
Предыдущие ценности касались человека-деятеля входящего и/или участвующего в деятельности. Теперь остановимся на ценностях организованной деятельности в контексте ее воспроизводства и решения социально значимых задач.
Основополагающая ценность состоит в учете двух планов: функционирования и развития. Ценность функционирования предполагает консервацию имеющихся форм деятельности (функциональная и организационная структура, функции, инструкции и т.д.) в целях сохранения организационных определенностей сложившихся на стадии становления деятельности. Этой ценности противостоит идеология развития деятельности. Развитие деятельности предопределяется, с одной стороны, сложностью реализации прежних способов деятельности, с другой стороны, динамикой внешних условий (например, правовые, социально экономические и пр.) и/или изменением социального заказа. Т.е. необходимость развития обусловлена объективной невозможностью действовать по прежней схеме. Однако в развитии чрезвычайно важно обнаружение проблемного звена, другими словами определение границ того, что надо изменить в деятельности. Наиболее кардинальные изменения связаны с переопределением цели. Такая необходимость возникает при встрече с непреодолимыми трудностями в достижении исходно поставленной цели. Данная проблемная ситуация должна решаться на основе ценностной пары “целеполагание деятельности - целедостижение деятельности”. Или, выражаясь афористично, “если не знаешь, куда плыть, никакой ветер не будет попутным” - “нельзя объять необъятное”. Кроме того, в зоне внимания должна находиться диада - “возможность реализации деятельности - необходимость реализации деятельности”.
Развитие деятельности происходит и при сохранении цели, тогда коррекция направлена на изменение процессов достижения цели, а в еще более развитом варианте, на организацию процессов ее достижения. Однако, следует понимать, что развитие отличается от просто изменения тем, что в развитии сохраняется все положительное в прежнем опыте, а изменяются лишь вскрытые причины деструкции. В связи с этим, организующими ценностными основаниями выступают ценности - “реализация устоявшихся способов деятельности - развитие устоявшихся способов деятельности”.
Устойчивость функционирования и развития деятельности обеспечивается целым рядом ценностных моментов, на которых мы и остановимся.
При сложноорганизованной совместной деятельности требуется специальная позиция организатора-управленца, ответственного за сохранение предписанных форм участниками деятельности. Именно на него возлагается задача выработки стратегии деятельности, соорганизации исполнителей в решении поставленных задач, своевременного тактического реагирования на изменение внешних и внутренних условий. Как отмечал Э.Майер: “В системе методов оперативного и стратегического управления должны действовать “антенны” для немедленного и своевременного приема сигналов об изменениях на рынке, чтобы предприниматель или менеджер могли своевременно начать регулировать процесс адаптации к новой ситуации на рынке”. Поскольку организатор-управленец ответственен за судьбу организации ведущими ценностями для него становятся: “проблематизация деятельности - депроблематизация деятельности”, “концептуально-ценностная обоснованность - ситуационная чувствительность”.
Всякая деятельность имеет (по крайне мере, должна иметь) свою социокультурную миссию и должна вносить свой определенный вклад в функционирование и/или развитие общества. Коносуке Мацусита говорил: “Каждая компания должна иметь определенные цели, отличные от прибыли, которые оправдывают ее существование”. Другими словами, в воспроизводящейся деятельности, должны учитываться следующие две ценностные фокусировки: “удовлетворение потребности деятельности - удовлетворение потребности общества в продукте специализации деятельности”.
Русский писатель В.Астафьев писал: “...Сами красивые вещи меня не пугают, пугает другое: диспропорция между совершенствованием вещей и совершенствованием человека”. Это опасение переносимо и на область профессиональной деятельности, поскольку профессионализм, по словам А.П.Чехова, есть “главное качество интеллигентного человека”. Трагедия нашего общества в том, что потерян “дух“ профессионализма, ценность развития профессионального мастерства. С другой стороны, недостаточно разработана система критериев оценки и роста профессионализма в различных сферах деятельности. Данная проблема и послужила импульсом написания этой статьи. Обсужденные ценности могут послужить базой для развертывания более конкретных профессиональных критериев в различных предметных областях таких как: политика, предпринимательство, реклама, педагогика, управленческое консультирование, муниципальное управление и многих других.
Верхоглазенко В.Н., Звездёнков А.А., Хлюнева М.В.