Очевидно, что разработка стратегического плана города не возможна без всестороннего исследования и изучения сложившейся в городе ситуации. Анализа тенденций внешней по отношению к городу среды. Вместе с тем, в философии и методологии отмечается, что построение знания о каком либо объекте всегда опирается на два типа представлений о нем. С одной стороны - это непосредственное восприятие города со всем многообразием проблем, интересов и разочарований его жителей. С другой стороны - разобраться в этом узле противоречий можно, только имея абстрактное представление о городе, которое может быть названо его концепцией, отражающей понятийные представления обо всем многообразии явлений городской жизни.
Чем длиннее временной период, на который направлено планирование, тем более возрастает необходимость в наличии концептуальных представлений о городе. Разработка же стратегического плана вообще бессмысленна, если концептуального представления о городе нет.
Исходя из этого, основной целью данной статьи является построение системной концепции города, отражающей взаимосвязь всего многообразия явлений городской жизни.
Учитывая, что сегодня в науке нет согласованных системных представлений о городской среде, для достижения заявленной цели было необходимо решить следующие задачи:
Результаты построения концепции ни в коем случае нельзя считать окончательными, но необходимость подобной работы должна быть принята и утверждена высшим руководством города. В дальнейшем концепция и принципы ее построения могут быть усовершенствованы для их трансляции на всех участников процесса разработки стратегического плана города Нижний Тагил, а также для использования другими городами.
Любой объект, особенно такой сложный как город, нельзя описать с одной точки зрения. Понятие город должно включать в себя многообразие различных взглядов. Для того чтобы уйти от случайностей в определении «города», каждый взгляд должен пройти процедуры обобщения и концептуализации. В результате чего может быть получено несколько понятийных представлений о городе, что является необходимым условием построения системной концепции.
Уже этот первый шаг в построении системной концепции создает множество проблем для обыденного сознания, так как оно стремится все многообразие понятийных представлений свести к одной точке зрения, чего ни в коем случае нельзя допускать.
Следующий шаг в построении системной модели города - это синтез полученных понятийных представлений о городе. Именно этот шаг создает наибольшее количество трудностей, так как обыденное сознание стремится к механическому объединению выделенных понятий.
Методологически же верным является такой подход, когда каждое понятие рассматривается как отдельный механизм, направленный на решение конечного перечня проблем. Функционирование этого механизма, в свою очередь, создает новые проблемы, решение которых возможно посредством внедрения в городскую среду последующего механизма.
Таким образом, город, как системная модель, может быть представлена как цепочка механизмов, направленных на решение проблем друг друга. Причем последовательность соединения механизмов отражает этапы и траекторию развития города, как сложного объекта. Данная траектория может быть изображена в виде «дерева» решений городских проблем. Каждый из этапов развития города может быть изображен в виде концептуальной схемы, раскрывающей его устройство. В дальнейшем элементы системной концепции могут быть использованы для диагностики уровня развития города и отдельных его элементов, а так же для выявления наиболее актуальных проблем и теоретически возможных путей их решения.
Таким образом, можно говорить о четырех основных этапах построения системной концепции:
В данной работе подробно описывается последний этап построения системной концепции. Сама системная концепция включает в себя три составляющих:
2.1. Город как система жизнеобеспечения
Основой для построения системной модели города выступает понятие о городе как о системе жизнеобеспечения. Данное понятие отражено в схеме 1. В соответствии с данной точкой зрения город может быть представлен в качестве двух элементов: подсистемы переработки ресурсов и подсистемы потребления ресурсов.
Подсистема переработки ресурсов обеспечивает функционирование подсистемы потребления. Каждая из подсистем потребляет ресурсы из природной среды, выводя туда отходы своей деятельности, а и так же потребляет ресурсы из общественного цикла воспроизводства ресурсов.
Данный взгляд на город является наиболее абстрактным, но, как ни странно, наиболее употребляемым в практике, хотя, при этом, он отражает лишь первый и наиболее простой уровень организации жизнедеятельности города. Данная система подвержена огромному количеству многообразных проблем, которые можно обобщить до трех основных:
ограниченность ресурсов вследствие отсутствия достаточного количества природных ресурсов и неустойчивости связей с общественным циклом воспроизводства ресурсов;
справедливость распределения ресурсов, так как в силу неразвитости социальных отношений ресурсы могут быть сосредоточены в руках наиболее сильных представителей подсистемы потребления;
эффективность использования ресурсов, возникающей в силу неограниченности роста потребностей и отсутствия потребностей на эффективное использование ресурсов.
2.2. Город как система экономической деятельности
Город как система экономической деятельности (схема 2) может быть представлен в виде системы, состоящей из двух элементов: подсистемы потребления и предпринимательства, связь которых определяется посредством свободного рыночного обмена между продавцом и покупателем. В роли продавца и покупателя могут выступать как потребители, так и предприниматели. Данная подсистема может следующим образом решить проблемы города как системы жизнеобеспечения:
проблему ограниченности ресурсов - через появление внешних для города экономических отношений. Но эта проблема не может быть полностью решена с помощью экономической деятельности, так как ее использование приводит к тому, что предприниматели производят только те товары и услуги, которые приносят прибыль, а так же местные предприниматели могут проиграть в конкурентной борьбе на внешних рынках;
проблема справедливого распределения ресурсов решается за счет свободы труда и частной инициативы. Но при этом использование механизма экономической деятельности приводит к расслоению общества по уровню доходов, низкой оплате по уровню труда;
проблема эффективности использования ресурсов решается за счет взаимовыгодного обмена и конкуренции. Использование данного механизма, в свою очередь, приводит к появлению монополизма и финансовой олигархии.
Результат синтеза схем жизнеобеспечения и экономической деятельности представлен на схеме экономически организованной системы жизнеобеспечения (схема 3). Данное представление о городе является вторым уровнем развития города наряду со схемой административного управления системой жизнеобеспечения города.
2.3. Город как система административного управления
С данной точки зрения город представлен как система, состоящая из двух элементов: подсистемы управления и подсистемы исполнения (схема 4). Связь между ними заключается в транслировании управленцами в подсистему исполнения норм деятельности, обязательных для выполнения.
Данная система является альтернативным путем развития города по отношению к экономической деятельности. При этом проблемы жизнеобеспечения решаются следующим образом:
проблема ограниченности ресурсов - через обращение за ресурсами к вышестоящему управлению. Использование данного механизма приводит, в свою очередь, к проблеме зависимости местной власти и игнорированию интересов местного населения;
проблема справедливого распределения ресурсов решается за счет бюджетного перераспределения средств. Но использование данного механизма ведет к коррупции, к расслоению общества по принадлежности к управленческим структурам;
проблема эффективности использования ресурсов решается за счет нормирования, контроля и коррекции. Использование данного механизма приводит к появлению консерватизма, саботажа в использовании норм и росту бюрократии.
Синтезированная схема системы жизнеобеспечения и административного управления представлена в схеме 6.
2.4. Город как социально-политическая система
Так как системы экономической деятельности и административного управления являются альтернативными путями развития города, появляется необходимость рассмотрения города как социально-политической системы (схема 5).
С данной точки зрения город состоит из двух подсистем: подсистемы власти (управления) и подсистемы исполнителей. Связь между этими подсистемами выражена посредством согласования норм, которые будут использоваться в управлении в качестве инструментов своей деятельности при организации работы исполнителей, а также, при выдвижении исполнителями своих представителей для согласования выработанных ими норм с представителями управления.
Социально-политическая система направлена не на прямое решение проблем жизнеобеспечения: ограниченности ресурсов, справедливого распределения и эффективного использования ресурсов, а на решение проблем, как экономической деятельности, так и административного управления. Таким образом, социально-политическая система интегрирует два альтернативных пути развития города, признавая эффективность и возможность использования каждого из них.
Социально-политическая система следующим образом решает проблемы города:
проблема ограниченности ресурсов решается за счет механизмов согласования с внешними и внутренними социальными, политическими и экономическими структурами, что позволяет в области экономики привлекать внешних инвесторов, а в области административного управления - осуществлять поддержку собственных товаропроизводителей, создавать благоприятный инвестиционный климат;
проблема справедливого распределения ресурсов решается за счет открытости, выборности, отчетности органов управления, что позволяет в области административного управления эффективно использовать налоги, обеспечивать социальные гарантии, поддерживать профсоюзы, территориальное общественное самоуправление; в области экономики - обеспечивать самостоятельность муниципальных предприятий, гарантировать зависимость их доходов от финансовых результатов их деятельности;
эффективность использования ресурсов обеспечивается посредством стратегического планирования с учетом привлечения всех заинтересованных сторон на основе их совместного развития и разделения представительной, исполнительной власти и власти Главы города. Это позволяет в области экономической деятельности внедрить муниципальный заказ, а в области административного управления - поддерживать инновации, ограничивать монополии, поддерживать развитие предпринимательской конкуренции.
Схема 1. Система жизнеобеспечения города
Схема 2. Система экономической деятельности
Схема 4. Система административного управления
Схема 5. Социально-политическая система
2.5. Системная концепция города
В результате проделанной работы группе удалось построить системную концепцию города, представленную в схеме социально-политической системы жизнеобеспечения города (схема 7), раскрывающую взаимосвязь и функционирование всех механизмов современного города, и «дерево» решения городских проблем (таблица 1), отражающее последовательность включения и направленность функционирования всех городских систем.
В соответствии с системной концепцией город представляет собой:
В соответствии с системной концепцией города исполнительная власть в городе в полном объеме управляет только неприбыльным сектором экономики, обладает контрольно-коррекционными полномочиями относительно предпринимателей и территориального общественного самоуправления. Глава города управляет всей жизнедеятельностью города на основе решений, согласованных с Городской Думой, он включен во все многообразие согласовательных отношений с представителями внешнего управления, с внешними политическими, экономическими, социальными структурами, представляя интересы города. Предприниматели города активно конкурируют на внешних рынках, а внутренний рынок открыт для внешних субъектов рыночных отношений.
Схема «дерево» решений городских проблем (таблица 1) используется как инструмент для согласования и определения стратегических направлений городского развития.
Основные проблемы города
|
Городские системы
|
Решения средствами экономической деятельности или административного управления
|
Проблемы, как следствия односторонних решений
|
Решения экономических проблем на основе административного управления; решение проблем административного управления на основе экономических методов
|
Политические решения
|
Ограниченность ресурсов
|
ЭД
|
Выход во внешние экономические отношения
|
недостаток товаров и услуг;
проигрыш в конкурентной борьбе
|
- поддержка местного товаропроизводителя;
- благоприятный инвестиционный климат для привлечения инвесторов
|
Возможность согласований с внешними и внутренними социальными, политически
ми и экономическими структурами.
|
АУ
|
Обращения за ресурсами к вышестоящему управлению
|
- зависимость власти от внешнего управления;
- игнорирование местных интересов
|
- привлечение внешних инвестиций;
|
||
Справедливость распре
деления ресурсов
|
ЭД
|
Создание благоприятных условий для свободного труда и развития частной инициативы
|
- расслоение общества по уровню доходов;
- низкая оплата наемного труда
|
- эффективная система налогообложения;
- обеспечение социальных гарантий;
- поддержка профсоюзов;
- поддержка территориального общественного самоуправления
|
Открытость, выборность, отчетность
органов управления
|
АУ
|
Перераспределение бюджетных средств
|
- коррупция;
- расслоение общества по принадлежности к управленческим структурам
|
- обеспечение самостоятельности муниципальных предприятий;
- приобретение зависимости дохода МП от финансовых результатов их деятельности
|
||
Эффективность использования
ресурсов
|
ЭД
|
Взаимовыгодный обмен, конкуренция
|
- монополизм;
- возникновение финансовых олигархий
|
- поддержка инноваций;
- ограничение монополий;
- развитие предпринимательств и конкуренции
|
- Стратегическое планирование с участием всех заинтересованных сторон на основе совместного
развития
- разделение представительной, исполнительной власти и власти Главы города
|
В соответствии с разработанной концепцией города можно выделить четыре основных направления стратегического развития: развитие систем жизнеобеспечения, экономической деятельности, административного управления и социально-политических отношений.
При этом основой для развития выступает система социально-политических отношений, снимая противоречия и недостатки управленческих и экономических механизмов решения проблем жизнеобеспечения. Основными же целями развития выступает решение проблем системы жизнеобеспечения.
На основе разработанной системной концепции города был сформулирован вариант миссии города Нижний Тагил, представленный ниже:
Непрерывное повышение уровня жизни горожан на основе справедливого распределения и эффективного использования городских ресурсов. Реализация этого возможна путем разностороннего и эффективного включения города во внешнеэкономические отношения, разумного управления, использующего преимущественно экономические методы управления как в прибыльном, так и неприбыльном секторах экономики и опирающегося на политическое согласование интересов всех участников городского развития, осуществляемого на основе стратегического планирования.
Также на основе системной концепции города и был сформулирован возможный набор генеральных целей развития города в различных направлениях.
В области социально-политических отношений:
В области создание эффективной экономики:
В области административного управления
В области системы жизнеобеспечения:
Высокий уровень абстракции целей и направлений объясняется тем, что их детализация должна осуществляться при разработке планов подсистем города. Отмечаем возможность субъективности при определении приоритетности целей и направлений ввиду отсутствия на текущий момент необходимой и объективной информации о состоянии города. Предполагается, что перечень и приоритеты развития могут быть уточнены и более конкретно сформулированы после проведения SWOT – анализа города.
Очевидно, что представленная в данном разделе концепция не может считаться окончательной. Ее содержание в дальнейшем может быть пересмотрено с учетом более точной реализации методологических принципов ее построения. В месте с тем, разработанная концепция дает серьезные теоретические основания для комплексного и системного анализа городской среды, задавая позиционность и последовательность его осуществления.