Концепция городской среды как инструмент стратегического планирования

Форма материала: 
Разделы по содержанию: 
Кому предназначен материал: 
Автор материала: 
Майзлер И.Г.

Очевидно, что разработка стратегического плана города не возможна без всестороннего исследования и изучения сложившейся в городе ситуации. Анализа тенденций внешней по отношению к городу среды. Вместе с тем, в философии и методологии отмечается, что построение знания о каком либо объекте всегда опирается на два типа представлений о нем. С одной стороны - это непосредственное восприятие города со всем многообразием проблем, интересов и разочарований его жителей. С другой стороны - разобраться в этом узле противоречий можно, только имея абстрактное представление о городе, которое может быть названо его концепцией, отражающей понятийные представления обо всем многообразии явлений городской жизни.

Чем длиннее временной период, на который направлено планирование, тем более возрастает необходимость в наличии концептуальных представлений о городе. Разработка же стратегического плана вообще бессмысленна, если концептуального представления о городе нет.

Исходя из этого, основной целью данной статьи является построение системной концепции города, отражающей взаимосвязь всего многообразия явлений городской жизни.

Учитывая, что сегодня в науке нет согласованных системных представлений о городской среде, для достижения заявленной цели было необходимо решить следующие задачи:

  • определить методологические основы построения концепции города;
  • построить системную концепцию города;
  • апробировать построенную концепцию в разработке миссии и генеральных целей развития города Нижний Тагил.

Результаты построения концепции ни в коем случае нельзя считать окончательными, но необходимость подобной работы должна быть принята и утверждена высшим руководством города. В дальнейшем концепция и принципы ее построения могут быть усовершенствованы для их трансляции на всех участников процесса разработки стратегического плана города Нижний Тагил, а также для использования другими городами.

1. Обоснование технологии работы

Любой объект, особенно такой сложный как город, нельзя описать с одной точки зрения. Понятие город должно включать в себя многообразие различных взглядов. Для того чтобы уйти от случайностей в определении «города», каждый взгляд должен пройти процедуры обобщения и концептуализации. В результате чего может быть получено несколько понятийных представлений о городе, что является необходимым условием построения системной концепции.

Уже этот первый шаг в построении системной концепции создает множество проблем для обыденного сознания, так как оно стремится все многообразие понятийных представлений свести к одной точке зрения, чего ни в коем случае нельзя допускать.

Следующий шаг в построении системной модели города - это синтез полученных понятийных представлений о городе. Именно этот шаг создает наибольшее количество трудностей, так как обыденное сознание стремится к механическому объединению выделенных понятий.

Методологически же верным является такой подход, когда каждое понятие рассматривается как отдельный механизм, направленный на решение конечного перечня проблем. Функционирование этого механизма, в свою очередь, создает новые проблемы, решение которых возможно посредством внедрения в городскую среду последующего механизма.

Таким образом, город, как системная модель, может быть представлена как цепочка механизмов, направленных на решение проблем друг друга. Причем последовательность соединения механизмов отражает этапы и траекторию развития города, как сложного объекта. Данная траектория может быть изображена в виде «дерева» решений городских проблем. Каждый из этапов развития города может быть изображен в виде концептуальной схемы, раскрывающей его устройство. В дальнейшем элементы системной концепции могут быть использованы для диагностики уровня развития города и отдельных его элементов, а так же для выявления наиболее актуальных проблем и теоретически возможных путей их решения.

Таким образом, можно говорить о четырех основных этапах построения системной концепции:

  • фиксация многообразия взглядов на город,
  • группировка и эмпирическое обобщение различных взглядов на город;
  • концептуализация и построение понятийных представлений о городе с различных точек зрения,
  • рассмотрения города как результата эволюционного развития и проведение на этой основе синтеза понятийных представлений о города с использованием логик дополнения и уточнения, отдавая преимущество последней.

В данной работе подробно описывается последний этап построения системной концепции. Сама системная концепция включает в себя три составляющих:

  • Основные подсистемы города (абстрактное представление) и последовательность их синтеза;
  • Синтетическое представление о городе с отражением этапов его развития;
  • «Дерево» решений проблем города.

2. Построение системной концепции города

2.1. Город как система жизнеобеспечения

Основой для построения системной модели города выступает понятие о городе как о системе жизнеобеспечения. Данное понятие отражено в схеме 1. В соответствии с данной точкой зрения город может быть представлен в качестве двух элементов: подсистемы переработки ресурсов и подсистемы потребления ресурсов.

Подсистема переработки ресурсов обеспечивает функционирование подсистемы потребления. Каждая из подсистем потребляет ресурсы из природной среды, выводя туда отходы своей деятельности, а и так же потребляет ресурсы из общественного цикла воспроизводства ресурсов.

Данный взгляд на город является наиболее абстрактным, но, как ни странно, наиболее употребляемым в практике, хотя, при этом, он отражает лишь первый и наиболее простой уровень организации жизнедеятельности города. Данная система подвержена огромному количеству многообразных проблем, которые можно обобщить до трех основных:

  • ограниченность ресурсов вследствие отсутствия достаточного количества природных ресурсов и неустойчивости связей с общественным циклом воспроизводства ресурсов;

  • справедливость распределения ресурсов, так как в силу неразвитости социальных отношений ресурсы могут быть сосредоточены в руках наиболее сильных представителей подсистемы потребления;

  • эффективность использования ресурсов, возникающей в силу неограниченности роста потребностей и отсутствия потребностей на эффективное использование ресурсов.

2.2. Город как система экономической деятельности

Город как система экономической деятельности (схема 2) может быть представлен в виде системы, состоящей из двух элементов: подсистемы потребления и предпринимательства, связь которых определяется посредством свободного рыночного обмена между продавцом и покупателем. В роли продавца и покупателя могут выступать как потребители, так и предприниматели. Данная подсистема может следующим образом решить проблемы города как системы жизнеобеспечения:

  • проблему ограниченности ресурсов - через появление внешних для города экономических отношений. Но эта проблема не может быть полностью решена с помощью экономической деятельности, так как ее использование приводит к тому, что предприниматели производят только те товары и услуги, которые приносят прибыль, а так же местные предприниматели могут проиграть в конкурентной борьбе на внешних рынках;

  • проблема справедливого распределения ресурсов решается за счет свободы труда и частной инициативы. Но при этом использование механизма экономической деятельности приводит к расслоению общества по уровню доходов, низкой оплате по уровню труда;

  • проблема эффективности использования ресурсов решается за счет взаимовыгодного обмена и конкуренции. Использование данного механизма, в свою очередь, приводит к появлению монополизма и финансовой олигархии.

Результат синтеза схем жизнеобеспечения и экономической деятельности представлен на схеме экономически организованной системы жизнеобеспечения (схема 3). Данное представление о городе является вторым уровнем развития города наряду со схемой административного управления системой жизнеобеспечения города.

2.3. Город как система административного управления

С данной точки зрения город представлен как система, состоящая из двух элементов: подсистемы управления и подсистемы исполнения (схема 4). Связь между ними заключается в транслировании управленцами в подсистему исполнения норм деятельности, обязательных для выполнения.

Данная система является альтернативным путем развития города по отношению к экономической деятельности. При этом проблемы жизнеобеспечения решаются следующим образом:

  • проблема ограниченности ресурсов - через обращение за ресурсами к вышестоящему управлению. Использование данного механизма приводит, в свою очередь, к проблеме зависимости местной власти и игнорированию интересов местного населения;

  • проблема справедливого распределения ресурсов решается за счет бюджетного перераспределения средств. Но использование данного механизма ведет к коррупции, к расслоению общества по принадлежности к управленческим структурам;

  • проблема эффективности использования ресурсов решается за счет нормирования, контроля и коррекции. Использование данного механизма приводит к появлению консерватизма, саботажа в использовании норм и росту бюрократии.

Синтезированная схема системы жизнеобеспечения и административного управления представлена в схеме 6.

2.4. Город как социально-политическая система

Так как системы экономической деятельности и административного управления являются альтернативными путями развития города, появляется необходимость рассмотрения города как социально-политической системы (схема 5).

С данной точки зрения город состоит из двух подсистем: подсистемы власти (управления) и подсистемы исполнителей. Связь между этими подсистемами выражена посредством согласования норм, которые будут использоваться в управлении в качестве инструментов своей деятельности при организации работы исполнителей, а также, при выдвижении исполнителями своих представителей для согласования выработанных ими норм с представителями управления.

Социально-политическая система направлена не на прямое решение проблем жизнеобеспечения: ограниченности ресурсов, справедливого распределения и эффективного использования ресурсов, а на решение проблем, как экономической деятельности, так и административного управления. Таким образом, социально-политическая система интегрирует два альтернативных пути развития города, признавая эффективность и возможность использования каждого из них.

Социально-политическая система следующим образом решает проблемы города:

  • проблема ограниченности ресурсов решается за счет механизмов согласования с внешними и внутренними социальными, политическими и экономическими структурами, что позволяет в области экономики привлекать внешних инвесторов, а в области административного управления - осуществлять поддержку собственных товаропроизводителей, создавать благоприятный инвестиционный климат;

  • проблема справедливого распределения ресурсов решается за счет открытости, выборности, отчетности органов управления, что позволяет в области административного управления эффективно использовать налоги, обеспечивать социальные гарантии, поддерживать профсоюзы, территориальное общественное самоуправление; в области экономики - обеспечивать самостоятельность муниципальных предприятий, гарантировать зависимость их доходов от финансовых результатов их деятельности;

  • эффективность использования ресурсов обеспечивается посредством стратегического планирования с учетом привлечения всех заинтересованных сторон на основе их совместного развития и разделения представительной, исполнительной власти и власти Главы города. Это позволяет в области экономической деятельности внедрить муниципальный заказ, а в области административного управления - поддерживать инновации, ограничивать монополии, поддерживать развитие предпринимательской конкуренции.


Схема 1. Система жизнеобеспечения города

 

Схема 2. Система экономической деятельности


Схеме 3. Экономически организованная система жизнеобеспечения города

 


 

Схема 4. Система административного управления

 

Схема 5. Социально-политическая система


Схема 6. Административное управление системой жизнеобеспечения города 


2.5. Системная концепция города

В результате проделанной работы группе удалось построить системную концепцию города, представленную в схеме социально-политической системы жизнеобеспечения города (схема 7), раскрывающую взаимосвязь и функционирование всех механизмов современного города, и «дерево» решения городских проблем (таблица 1), отражающее последовательность включения и направленность функционирования всех городских систем.

В соответствии с системной концепцией город представляет собой:

  • систему с развитым внутренним рынком, объединяющим все элементы городской среды,
  • систему, состоящую из подсистем потребления с развитым самоуправлением,
  • систему предпринимательства с развитыми союзами предпринимателей и профсоюзами,
  • систему неприбыльного сектора экономики с развитыми профсоюзами,
  • систему развитой сети общегородских общественных организаций, имеющих своих представителей в Городской Думе.

В соответствии с системной концепцией города исполнительная власть в городе в полном объеме управляет только неприбыльным сектором экономики, обладает контрольно-коррекционными полномочиями относительно предпринимателей и территориального общественного самоуправления. Глава города управляет всей жизнедеятельностью города на основе решений, согласованных с Городской Думой, он включен во все многообразие согласовательных отношений с представителями внешнего управления, с внешними политическими, экономическими, социальными структурами, представляя интересы города. Предприниматели города активно конкурируют на внешних рынках, а внутренний рынок открыт для внешних субъектов рыночных отношений.

Схема «дерево» решений городских проблем (таблица 1) используется как инструмент для согласования и определения стратегических направлений городского развития.


Схема 7. Социально-политическая система жизнеобеспечения города 
 
Таблица 1. «ДЕРЕВО» РЕШЕНИЯ ГОРОДСКИХ ПРОБЛЕМ
 

Основные проблемы города
Городские системы
Решения средствами экономической деятельности или административного управления
Проблемы, как следствия односторонних решений
Решения экономических проблем на основе административного управления; решение проблем административного управления на основе экономических методов
 
Политические решения
 
 
 
 
Ограниченность ресурсов
ЭД
Выход во внешние экономические отношения
недостаток товаров и услуг;
проигрыш в конкурентной борьбе
- поддержка местного товаропроизводителя;
- благоприятный инвестиционный климат для привлечения инвесторов
 
Возможность согласований с внешними и внутренними социальными, политически
ми и экономическими структурами.
АУ
Обращения за ресурсами к вышестоящему управлению
- зависимость власти от внешнего управления;
- игнорирование местных интересов
-   привлечение внешних инвестиций;
 
 
 
 
 
 
 
Справедливость распре
деления ресурсов
ЭД
Создание благоприятных условий для свободного труда и развития частной инициативы
- расслоение общества по уровню доходов;
- низкая оплата наемного труда
-  эффективная система налогообложения;
-  обеспечение социальных гарантий;
-  поддержка профсоюзов;
-  поддержка территориального общественного самоуправления
 
 
 
 
 
 
 
Открытость, выборность, отчетность
органов управления
 
АУ
Перераспределение бюджетных средств
-  коррупция;
-  расслоение общества по принадлежности к управленческим структурам
-  обеспечение самостоятельности муниципальных предприятий;
-      приобретение зависимости дохода МП от финансовых результатов их деятельности
 
Эффективность использования
ресурсов
ЭД
Взаимовыгодный обмен, конкуренция
-  монополизм;
-  возникновение финансовых олигархий
-  поддержка инноваций;
-  ограничение монополий;
-  развитие предпринимательств и конкуренции
-  Стратегическое планирование с участием всех заинтересованных сторон на основе совместного
      развития
- разделение представительной, исполнительной власти и власти Главы города

 

3. Практическое использование концепции города

В соответствии с разработанной концепцией города можно выделить четыре основных направления стратегического развития: развитие систем жизнеобеспечения, экономической деятельности, административного управления и социально-политических отношений.

При этом основой для развития выступает система социально-политических отношений, снимая противоречия и недостатки управленческих и экономических механизмов решения проблем жизнеобеспечения. Основными же целями развития выступает решение проблем системы жизнеобеспечения.

На основе разработанной системной концепции города был сформулирован вариант миссии города Нижний Тагил, представленный ниже:

Непрерывное повышение уровня жизни горожан на основе справедливого распределения и эффективного использования городских ресурсов. Реализация этого возможна путем разностороннего и эффективного включения города во внешнеэкономические отношения, разумного управления, использующего преимущественно экономические методы управления как в прибыльном, так и неприбыльном секторах экономики и опирающегося на политическое согласование интересов всех участников городского развития, осуществляемого на основе стратегического планирования.

Также на основе системной концепции города и был сформулирован возможный набор генеральных целей развития города в различных направлениях.

В области социально-политических отношений:

  • развитие самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления по отношению к федеральным и областным органам власти;
  • создание эффективного механизма стратегического планирования городского развития на основе участия в этом процессе всех заинтересованных лиц;
  • развитие территориального общественного самоуправления;
  • развитие профсоюзов.

В области создание эффективной экономики:

  • выработка согласованных планов развития крупнейших промышленных предприятий города;
  • развитие малого предпринимательства на внутреннем рынке города;
  • увеличение количества градообразующих предприятий в отраслях и секторах экономики с высоким уровнем экономического роста.

В области административного управления

  • создание эффективной системы бюджетного планирования и контроля и контроля;
  • создание эффективной системы муниципального заказа;
  • переход на принципы адресной социальной помощи;
  • создание эффективной системы управления муниципальной собственностью.

В области системы жизнеобеспечения:

  • непрерывное повышение качества городской среды;
  • реализация доступности городских услуг;
  • эффективное использование всех ресурсов городского развития.

Высокий уровень абстракции целей и направлений объясняется тем, что их детализация должна осуществляться при разработке планов подсистем города. Отмечаем возможность субъективности при определении приоритетности целей и направлений ввиду отсутствия на текущий момент необходимой и объективной информации о состоянии города. Предполагается, что перечень и приоритеты развития могут быть уточнены и более конкретно сформулированы после проведения SWOT – анализа города.

Очевидно, что представленная в данном разделе концепция не может считаться окончательной. Ее содержание в дальнейшем может быть пересмотрено с учетом более точной реализации методологических принципов ее построения. В месте с тем, разработанная концепция дает серьезные теоретические основания для комплексного и системного анализа городской среды, задавая позиционность и последовательность его осуществления.


 
И.Г. Майзлер, М.М. Щербинин, Е.Г. Зудов,
Г.А. Коряков, А.Н. Гессе
 
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ
НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА – УПИ