Согласование в команде (Часть 1)

Согласование – атрибут командной жизни. Оно сопровождает любую командную деятельность. Хотя, конечно, объём согласовательных процедур в команде может меняться на разных стадиях существования команды. Так на стадии становления команды согласований много и они продолжительны. Это связано с необходимостью формирования внутрикомандных норм взаимодействия, общих правил, с согласованием общей цели и т.п.

В ставшей команде количество и продолжительность согласований существенно сокращается, поскольку члены команды реализуют утвержденные ранее нормы. И чем более адекватные были согласованы нормы совместных действий, тем реже появляется необходимость в согласовательных процедурах,

поскольку такая необходимость возникает в случае утраты нормой своей актуальности под изменившуюся ситуацию. Есть и другая динамика согласований – содержание согласований с ростом уровня сплоченности команды имеет тенденцию перехода на более глубокий уровень. Т.е. согласованию подвергаются уже не только нормы, но и рефлексивные критерии интеллекутального и нравственного типов (онтологии и ценности). Согласование таких представлений и ценностных оснований требует более слаженной коммуникации, а следовательно, и более высокий уровень коммуникативных способностей у членов команды.

В чём же суть командных согласований? Для начала введу понятийную схему согласования, а затем уточню её командной спецификой [1].

Предпосылкой к согласованию выступает конфликт (или, на более развитом уровне социальных отношений – прогноз конфликта). В свою очередь

конфликт появляется, как следствие попыток удовлетворить свою потребность одним за счёт попирания интересов другого.

Например, второй человек обладает предметом, в котором нуждается первый, и первый пытается присвоить нужный ему предмет «оттесняя» второго (т.е. как бы подчиняя второго человека своим интересам, ведь он должен расстаться со своей вещью в пользу первого). Если второй человек под напором (или насилием) первого уступает ему свою вещь, то ситуация завершается на радость первого, завладевшего нужной ему вещью и на огорчение второго, который потерял то, что ему принадлежало. Конфликт разрешился уступкой одной из сторон – до согласования дело не дошло. Но конфликт может затянуться, если второй человек не уступает первому свой предмет, сопротивляется попыткам его насильственного захвата первым. В этом случае первый человек, видя бесперспективность своих силовых действий, располагает тремя вариантами: как-то обмануть второго, уйти в поисках желаемого предмета в другом месте и (!) втянуть второго в согласование с выходом на взаимовыгодное соглашение (См. сх.1).

 

Схема 1. Согласование

Естественно, третий вариант возможен, если у первого есть что-то, что может заинтересовать второго.

 Процесс согласование (второй «слой» схемы) предполагает выработку текста договоренности, в которой учтены интересы обоих сторон.

Каждая из сторон может создать свой вариант договора и предложить принять его другой стороне. Но вот в чём здесь зачастую бывает загвоздка: разрабатывая свой вариант человек, как правило, учитывает в полноте свои интересы и лишь частично – интересы другого согласующегося. Понятно, что этому другого такой расклад ущемления его интересов вряд ли устроит. Что в итоге? Согласование продолжается.

Каждая из сторон начинает видоизменять своё предложение, со всё большим учётом интересов противоположной стороны. Идёт процесс выхода на взаимовыгодный договор, с приемлемым учётом в нём интересов двух сторон.

Может это процесс зайти в тупик? Конечно. Тогда стороны расходятся в разные стороны не согласовавшись. Но может быть и так, что стороны найдут-таки вариант взаимовыгодного договора. В этом варианте они переходят в логику реализации согласованного договора (3-й слой схемы).

Но в ходе реализации договора у одной из сторон (или у обоих) могут возникнуть трудности. Это стимулирует возврат во второй слой для до-согласования. Чем менее продуманным был договор, тем вероятнее затруднения в его реализации, тем чаще участники договора вынуждены пересогласовывать свою договоренность.

После выполнения условий договора обеими сторонами (исчерпанности договоренности) участники возвращаются в свои жизнедеятельностные ситуации. Это означает, что каждый из участников получил свой предмет потребности за счёт реализации договорённости. Это может быть и обмен предметами, и обмен предмета на услугу, и обмен услугами и пр.

Таков цикл социодинамики: от неудовлетворенной потребности в жизнедеятельности к конфликту с другим, затем к согласованному бытию, после чего – возврат в жизнедеятельность с удовлетворением своей исходной потребности и снятием напряжения.

Мы рассмотрели понятийную схему согласования в её простоте. Конечно, вводя дополнительные условия мы получим и более сложный её вариант. Например, трудности взаимопонимания участников согласования во втором слое могут сниматься с привлечением особого психического механизма человека – «идентификации», т.е. за счёт заимствования одним человеком позиции другого, постановки себя на его место и оценку ситуации «его глазами» (см. сх.2.)

 

Схема  2. Идентификация в согласовании

В схеме «согласование» не прорисована коммуникация между согласующимися, но она играет важную роль наряду с механизмом идентификации. Она предполагает перевод согласующимся своего представления о договоре в текст и донесение до другого, понимание другим и критику, если что-то не устраивает, а также перестройку текста договоренности, под напором критики другой стороны.

Таким образом, в сложном процессе согласования обычно задействованы и коммуникация, и идентификации (см. сх. 3). Большая надежность согласования появляется при привлечении социокультурных критериев или понятий.

 

 Схема 3. Привлечение критериев в согласовании.

В дальнейших публикациях я раскрою особенности согласований в команде.

В.Верхоглазенко


[1] Схема нарисована по мотивам понятийной схемы проф. Анисимова О.С. «Согласование»