Согласование – атрибут командной жизни. Оно сопровождает любую командную деятельность. Хотя, конечно, объём согласовательных процедур в команде может меняться на разных стадиях существования команды. Так на стадии становления команды согласований много и они продолжительны. Это связано с необходимостью формирования внутрикомандных норм взаимодействия, общих правил, с согласованием общей цели и т.п.
В ставшей команде количество и продолжительность согласований существенно сокращается, поскольку члены команды реализуют утвержденные ранее нормы. И чем более адекватные были согласованы нормы совместных действий, тем реже появляется необходимость в согласовательных процедурах,
поскольку такая необходимость возникает в случае утраты нормой своей актуальности под изменившуюся ситуацию. Есть и другая динамика согласований – содержание согласований с ростом уровня сплоченности команды имеет тенденцию перехода на более глубокий уровень. Т.е. согласованию подвергаются уже не только нормы, но и рефлексивные критерии интеллекутального и нравственного типов (онтологии и ценности). Согласование таких представлений и ценностных оснований требует более слаженной коммуникации, а следовательно, и более высокий уровень коммуникативных способностей у членов команды.
В чём же суть командных согласований? Для начала введу понятийную схему согласования, а затем уточню её командной спецификой [1].
Предпосылкой к согласованию выступает конфликт (или, на более развитом уровне социальных отношений – прогноз конфликта). В свою очередь
конфликт появляется, как следствие попыток удовлетворить свою потребность одним за счёт попирания интересов другого.
Например, второй человек обладает предметом, в котором нуждается первый, и первый пытается присвоить нужный ему предмет «оттесняя» второго (т.е. как бы подчиняя второго человека своим интересам, ведь он должен расстаться со своей вещью в пользу первого). Если второй человек под напором (или насилием) первого уступает ему свою вещь, то ситуация завершается на радость первого, завладевшего нужной ему вещью и на огорчение второго, который потерял то, что ему принадлежало. Конфликт разрешился уступкой одной из сторон – до согласования дело не дошло. Но конфликт может затянуться, если второй человек не уступает первому свой предмет, сопротивляется попыткам его насильственного захвата первым. В этом случае первый человек, видя бесперспективность своих силовых действий, располагает тремя вариантами: как-то обмануть второго, уйти в поисках желаемого предмета в другом месте и (!) втянуть второго в согласование с выходом на взаимовыгодное соглашение (См. сх.1).
Схема 1. Согласование
Естественно, третий вариант возможен, если у первого есть что-то, что может заинтересовать второго.
Процесс согласование (второй «слой» схемы) предполагает выработку текста договоренности, в которой учтены интересы обоих сторон.
Каждая из сторон может создать свой вариант договора и предложить принять его другой стороне. Но вот в чём здесь зачастую бывает загвоздка: разрабатывая свой вариант человек, как правило, учитывает в полноте свои интересы и лишь частично – интересы другого согласующегося. Понятно, что этому другого такой расклад ущемления его интересов вряд ли устроит. Что в итоге? Согласование продолжается.
Каждая из сторон начинает видоизменять своё предложение, со всё большим учётом интересов противоположной стороны. Идёт процесс выхода на взаимовыгодный договор, с приемлемым учётом в нём интересов двух сторон.
Может это процесс зайти в тупик? Конечно. Тогда стороны расходятся в разные стороны не согласовавшись. Но может быть и так, что стороны найдут-таки вариант взаимовыгодного договора. В этом варианте они переходят в логику реализации согласованного договора (3-й слой схемы).
Но в ходе реализации договора у одной из сторон (или у обоих) могут возникнуть трудности. Это стимулирует возврат во второй слой для до-согласования. Чем менее продуманным был договор, тем вероятнее затруднения в его реализации, тем чаще участники договора вынуждены пересогласовывать свою договоренность.
После выполнения условий договора обеими сторонами (исчерпанности договоренности) участники возвращаются в свои жизнедеятельностные ситуации. Это означает, что каждый из участников получил свой предмет потребности за счёт реализации договорённости. Это может быть и обмен предметами, и обмен предмета на услугу, и обмен услугами и пр.
Таков цикл социодинамики: от неудовлетворенной потребности в жизнедеятельности к конфликту с другим, затем к согласованному бытию, после чего – возврат в жизнедеятельность с удовлетворением своей исходной потребности и снятием напряжения.
Мы рассмотрели понятийную схему согласования в её простоте. Конечно, вводя дополнительные условия мы получим и более сложный её вариант. Например, трудности взаимопонимания участников согласования во втором слое могут сниматься с привлечением особого психического механизма человека – «идентификации», т.е. за счёт заимствования одним человеком позиции другого, постановки себя на его место и оценку ситуации «его глазами» (см. сх.2.)
Схема 2. Идентификация в согласовании
В схеме «согласование» не прорисована коммуникация между согласующимися, но она играет важную роль наряду с механизмом идентификации. Она предполагает перевод согласующимся своего представления о договоре в текст и донесение до другого, понимание другим и критику, если что-то не устраивает, а также перестройку текста договоренности, под напором критики другой стороны.
Таким образом, в сложном процессе согласования обычно задействованы и коммуникация, и идентификации (см. сх. 3). Большая надежность согласования появляется при привлечении социокультурных критериев или понятий.
Схема 3. Привлечение критериев в согласовании.
Командное согласование обладает своими особенностями. Во-первых, согласовываются несколько человек. Во-вторых, есть общий настрой на совместное достижение общезначимой цели. В-третьих, если это не становление команды, то в арсенале есть уже согласованные правила, критерии и т.п., есть опыт, удачные образцы, то есть это согласования не "с нуля". Но рассмотрим все это подробнее.
Согласования на стадии становления характеризуются высокой степенью хаотичности и непредсказуемостью. Участники проявляются по большей части в самовыражении, в отстаивании своей значимости и важности того, что они предлагают. Здесь еще слабый учет другого, поверхностное взаимопонимание, стремление настоять на своем варианте, подавить свои акценты. Задача облегчается, если есть признанный лидер, он опираясь на свой авторитет может способствовать снятию тупиков в согласованиях и поддержать конструктивный тон согласований, может выступить в функции организатора согласования и придать обсуждению больший порядок.
Успех согласований в большей степени зависит от двух факторов: 1) от уровня значимости общей цели для всех участников и понимания не возможности достижения ее без совместной работы и 2) от открытости к согласованию участников и их готовности к компромиссам в поиске взаимоприемлемых вариантов. Яркий эгоцентризм участников может легко перечеркнуть даже очень сильную их заинтересованность в достижении цели.
Однако в ходе согласования как правило идет постепенный рост организованости процесса в силу "притирки" участников друг к другу и снижения напряжения свойственного старту согласования.
Грамотный организатор согласования может существенно ускорить переход его участников к продуктивному взаимодействию. Для этого он должен, как минимум:
Согласование заканчивается не только одинаково понимаемыми общей целью и способами работы, но и адекватно-позитивным самоопределением к утвержденным нормативным рамкам работы. Понимание и принятие норм совместной работы от цели до конкретных правил всеми участниками - залог успешности команды в достижении цели.
Под ставшей командой мы понимаем группу, в которой не только есть нормативная база совместных действий по достижению общей цели, но и отработан сам механизм продуктивного взаимодействия в рамках этой нормативной базы. Это уже дееспособная команда (на уровне "отряд" и выше, т.к. "кружок" это еще команда становящаяся, хотя он и может оставаться в этом состоянии продолжительное время).
Итак, этот тип командных согласований предполагает некоторую перестройку норм совместных действий. Можно выделить два принципиальных типа: 1) команда начинает согласовывать новую общую цель работы и 2) вынужденная перестройка общих норм под давлением внешних (реже - внутренних) факторов (значимое изменение ситуации).
1) При формировании новой цели команда должна оставить все нормы совместной работы, которые имеют универсальный характер и важны при любых целях. Например, общие правила этикета, нормы коммуникативного взаимодействия, правила проведения процедуры согласования и т.п. Такой подход позволяет экономить время и вести обсуждения более организованно, поскольку само согласование ведется с опорой на ранее согласованные регламенты. При этом после целеполагания и согласования единого понимания цели всеми членами команды необходимо тщательно проверить сложившуюся нормативную базу команды, разделив все нормы на две группы: сохраняемые и потерявшие актуальность. Вторая группа удаляется из нормативных требований, а на ее местонарабатываются и согласовываются новые нормы, коррелирующиеся с новой целью.
2) Перестройка общих норм под давлением внешних факторов при неизменной цели стимулирует вынужденный пересмотр ранее согласованных командных норм. Здесь опорной схемой выступает схема рефлексии (от фиксации ситуации с затруднением до прихода к новой норме). Команде необходимо пройти коллективное понимание проблемной ситуации, опираясь на понятие/концепцию найти главную причину возникшего затруднения и скорректировать норму совместных действий для преодоления затруднения. Весь процесс совместной рефлексии пронизан коммуникативными согласованиями, т.к. разные участники по-разному видят и ситуацию, и причину трудностей, и проектное решение. Но если коммуникация обеспечена квалифицированным арбитром, то у не есть потенциал для решения всех спорных вопросов.
[1] Схема нарисована по мотивам понятийной схемы проф. Анисимова О.С. «Согласование»