Учебный вечерний курс «Введение в методологию»

Вхождение в методологию – очень непростой процесс. Новичку приходится погружаться в сложный мир профессионального языка методологов и предельно абстрактных  понятийно-категориальных схем. У начинающего, как правило, возникает масса трудностей, с которыми в итоге справляется очень малый процент. И дело не в том, что входящие оказались слабо замотивированы. Просто для их вхождения не были созданы условия, способные им помочь на начальном этапе освоения методологических средств и языка. За мою, более чем двадцатипятилетнюю методологическую практику я наблюдал уход большого числа перспективных молодых людей с очень мощным потенциалом. Но они, к сожалению, ушли, не справившись с «входным порогом».

Предлагаемый курс «Введение в методологию» направлен на создание благоприятных условий по безболезненному и ускоренному вхождению новичков в методологическую онтологию, в цивилизационный подход, в методологическую азбуку и в теорию деятельности и мышления, как базисного инструментария международного методологического движения ММПК (Московский методолого-педагогический консорциум), а также для закрепления своего понимания базисных схем теми, кто уже знаком с методологией.

На кого рассчитан курс

Курс рассчитан на всех, кто заинтересовался методологическим подходом и хочет за короткое время пройти сложный этап адаптации к методологическим средствам, этап начального погружения в методологию.

Автор и ведущий курса – методолог-консультант Верхоглазенко В.Н.

Цели курса

  1. Ознакомление новичков с базисными основами методологического движения ММПК.
  2. Уточнение своего понимания базисных схем методологии теми участниками, которые уже в той или иной степени знакомы с методологией.
  3. Поиск единомышленников-соратников, понимающих предельную важность реализации в управленческой практике методологического подхода.

Состав курса «ВВедение в методологию»

Модуль 1 - База. Методологическая «азбука» (15 схем) Сезон: Весна-лето

Первый модуль состоит из 12 вечерних занятий (по 3,5 часа каждое) и самостоятельной домашней работы участников между занятиями (всего без домашней работы - 42 часа).

Разбор азбучных методологических схем [1] (15 схем) – 12 занятий по 3,5 час. (всего – 42 час.). Март – июнь 2018 г. 

  • Жизнедеятельность
  • Общение
  • Коммуникация
  • Кооперативная система деятельности (социотехническая единица).
  • Воспроизводимая деятельность
  • Рефлексия
  • Акт мысли (суждение)
  • Логические формы (логика дополнения и логика уточнения)
  • Решение задач и постановка проблем
  • Сх.10.«Организованность» и сх.11.«Нечто» (каузальные типы)
  •  Сх.12. «Субъективная близость», сх.13. «Противоречия в слоях деятельности» и сх.14 «Типы групп»
  • Сх.15. Синтетическая онто-схема (схема, в которой синтезируются все пройденные 14 схем)

Период проведения первого модуля: конец марта – середина июня. 

Модуль 2 – Надстройка. Сезон: Осень. Освоение общей и предметных онтологий (24-28 схем). 

Синтетические схемы («страна» и др.). Схемы оснований предметных областей (индивидуальная жизнь человека и социум, мир деятельности, экономика, технология мышления, управление (в т.ч. госуправление), культура и духовность. Важнейшие онтологические понятийные схемы (цивилизационный подход).

  • Понятийно-концептуальные схемы индивидуальной и социальной жизни человека
  • Понятийно-концептуальные схемы мира деятельности
  • Понятийно-концептуальные схемы экономического предмета
  • Понятийно-концептуальные схемы по технологии мышления
  • Понятийно-концептуальные схемы цивилизационного подхода
  • Понятийно-концептуальные схемы мира культуры
  • Понятийно-концептуальные схемы по управлению
  • Общеонтологические схемы

Второй модуль состоит из 14 занятий по 3,5 час. (всего – 49 часов)

В рамках второго блока будут отобраны по 2-3 схемы перечисленных направлений. Отбор схем будет осуществляться совместно с участниками курса посредством голосования.

Форма работы

Работа в курсе предполагает мини-лекцию, семинарское обсуждение, индивидуальная и микрогрупповая работа участников по соотнесению схемы с жизненными сюжетами, консультацию, мастер-класс.

Пока предполагаются следующие типы работ:

  • Раскрытие содержания схемы ведущим в соотнесении с графикой этой схемы (т.е. пояснение связи графических символов, их значений и содержание схемы);
  • Соотнесение схемы с одной-двумя иллюстрациями (примерами из жизни) и показ, как схема помогает увидеть существенное в иллюстрации;
  • Соотнесение схемы и примера силами участников и разбор попыток;
  • Раскрытия логики становления объекта, который описывает схема;
  • Введение акцентуированных типов объекта.
  • Подведение итогов занятия и постановка задачи на самостоятельную рабоу участников.

Возможно, здесь будет какая-то корректировка по ходу работы в курсе.

Режим работы

Занятия курса проводятся один раз в неделю в будний день в вечернее время с 18.00 ч. – 21.30 ч. (3,5 часа, включая один перерыв на 15-20 минут). При этом с 18 ч. до 19 ч. – закрепление схемы прошлой встречи. С 19 ч. – введение новой схемы.

Таким образом, те участники, которые по причине рабочей занятости смогут приезжать только к 19 ч. не пропустят введение нового материала, а те, кто может приходить на занятие к 18 ч. – смогут углубить своё понимание схемы, рассмотренной на прошлом занятии. Для тех, кто хочет получить больший учебный эффект от занятий будут предлагаться задания на домашнюю работу. Результаты выполнения домашнего задания будут обсуждаться, как уже отмечалось, с 18 ч. до 19 ч.

Общая продолжительность

Продолжительность курса – несколько месяцев. Периодичность занятий – раз в неделю.

Результаты обучения на курсе

  •   Знание содержания ключевых методологических понятийных схем;
  •   Опыт соотнесения ключевых методологических понятий-схем с реальными ситуациями;
  •   Начальное понимание цивилизационного подхода;
  •   Начальное умение по оперированию со схемой «Страна» в анализе крупномасштабных событий любого порядка.

О ведущем курса

Верхоглазенко Владимир Николаевич

Генеральный директор консалтинговой компании «Центр АКМЭ» http://www.acmegroup.ru

Один из лидеров Международной Ассоциации методологов (ММПК). http://www.metodologika.ru

Методолог, консультант по стратегическому развитию, игротехник и  бизнес-тренер (опыт работы – более 20 лет). Работал с компаниями: РУСАЛ, ОАК, Сухой, Трансойл, Центр Международной торговли, Вельский лес, Торговая сеть "Магнит", Оптима Инвест, Сеть «Диана», МАКСИМАЙС, Союзфинанс Администрация Белгородской области, Администрация Балашихинского района МО и др.

Специализация

  • Проведение стратегических сессий для топ-менеджеров.
  • Методологическое сопровождение стратегических проектов.
  • Проведение бизнес-сессий и организационно-деятельностных семинаров.
  • Проведение управленческих бизнес-тренингов.

Книги

  1. Верхоглазенко В.Н., Звезденков А.А., Хлюнева М.В. Ключевые факторы прибыли. –  М.: Издательство «OneBook.ru», 2013.
  2. Верхоглазенко В.Н. Критериальное управление развитием компании. - М.: ИНФРА-­М, 2012.
  3. Анисимов О.С., Верхоглазенко В.Н., Мундриевская Е.Б. Стратегическое управление в методологическом подходе. – М.: Издательство «OneBook.ru», 2014.
  4. Верхоглазенко В.Н., Звезденков А.А., Хлюнева М.В. Психология прибыли. - М.: Приор-издат, 2005. - 176 с.

 




[1] Автор азбучных методологических схем и «100 схем»  – д.пс.н., профессор, методолог Анисимов О.С. – руководитель международного методологического движения ММПК и директор аналитической компании «Цивилизационные стратегии».