Введение
«Вы знаете, если посмотреть на рассуждения наших мыслителей, философов, представителей классической русской литературы, то они видят причины разногласий между Россией и Западом в целом, в широком смысле этого слова в разнице мировоззрений. И отчасти они правы. В основе российского мировоззрения лежит представление о добре и зле, о высших силах, божественное начало. В основе западного мышления – я не хочу, чтобы это прозвучало как‑то неловко, но всё‑таки в основе лежит интерес, прагматичность, прагматика. И в этой связи нужно очень точно и единообразно использовать термины…
Я, к сожалению, не могу воздержаться от определённой критики, но когда в основе сегодняшней политики лежит некое мессианство и исключительность, то нам сложно вести диалог в таком формате, потому что это, действительно, отход от наших общих традиционных ценностей, в основе которых, безусловно, лежит равенство всех людей перед Создателем. Это не значит, что мы и в такой системе отсчёта не можем или не должны искать точки соприкосновения. Мы будем это делать. Ещё раз хочу подчеркнуть, очень бы рассчитывали на то, что и наши партнёры готовы к такой работе». В.В.Путин
Данное высказывание было сделано на итоговой сессии Международного дискуссионного клуба Валдай в 2015 г. Те основы, мировоззренческие представления и ценности, которые обозначил Президент, поддерживаются подавляющим большинством граждан России. Возможно, это не очевидно в столицах, где силен либеральный бум и много деятельности напрямую направленной на обезценивание духовных основ, ценностей семьи и патриотизма, однако в регионах живы высшие ценности и именно они дают уверенность в стратегическом успехе. Мы в подготовке этого текста - «Концепции общественной стратегии развития России», поставили себе задачу вычленить самые ключевые основания и ценности, которые необходимо сделать исходными для Стратегии.
В настоящее время Россия находится на стадии глобального перехода и возрождения собственного могущества. На мировой арене наша страна повысила свой вес, наметившееся сотрудничество с Америкой, благодаря выбору президента Трампа, повысились шансы на альянс для новых созидательных изменений. Президент России Владимир Владимирович Путин четвертый год подряд возглавляет рейтинг самых влиятельных людей на планете по данным Forbs.
Основой для разработки стратегии возрождения и развития России является понимание ее предназначения как страны, понимания страны как глобального объекта со своим устройством и принципов взаимодействия стран и цивилизаций в мировом сообществе. Для определения данного предназначения, типа страны и типа цивилизации ведутся научные разработки уже более 12 лет. В данном тексте будет продемонстрировано, по каким основаниям и зачем необходимо закладывать в стратегию именно такие шаги.
Предназначением России является – созидательный тип цивилизации, направленный на объединение стран и цивилизаций, в соответствии с их предназначениями. Каждая страна должна действовать в соответствии со своим предназначением, это предопределяет ее благосостояние и стратегический успех.
Характерной особенностью сегодняшней ситуации в России является разрозненность общества, в котором часть людей подходят к жизни осмысленно и способны выстраивать ее сами, все больше отрываясь вперед и большая часть - поражена потребительскими настроениями, в том числе и в связи с низким уровнем доходов. Нарастает атомизация общества, индивидуализм, клиповость сознания, падает средний уровень самосознания граждан за счет снижения качества образования и деградации культуры, снижается уровень жизни граждан в настоящий кризисный период, что опасно ростом социального напряжения и массовыми волнениями. Все перечисленное, в случае продолжения сложившихся трендов, может привести к потере нашей национальной и культурной идентичности, к безликому обществу потребителей и в конечном итоге – к потере нашей Родины, которую наши геополитические оппоненты заинтересованы разделить на мелкие части.
Нынешнее состояние России, с одной стороны, является следствием кардинальных и губительных для страны перестроечных решений и реформ 90-х годов прошлого столетия. Взяв курс на построение либерально-рыночного общества и «до основанья всё разрушив», руководство страны стерло тогда вместе с застойными негативными явлениями и большинство позитивных достижений СССР. В итоге к концу прошлого века мы имели не обновленную, а полуразрушенную страну с огромной массой проблем практически во всех сферах.
С другой стороны, за 16 лет нового столетия произошли позитивные изменения. Благодаря В.В.Путину в начале 2000-х годов удалось остановить процессы, направленные на развал России на несколько частей, восстановить управленческую вертикаль, наладить собираемость налогов, добиться небольшого экономического роста и т.п. Кроме того, наметился и отход граждан России от потребительских настроений. В последнее время идет заметный рост осознания отдельными группами людей тупиковости либерализма и порочности спекулятивной экономики капитализма с ее антигуманистическим культом прибыли любой ценой. Многие соотечественники начинают задумываться о будущем мира, своих детей и внуков, о судьбе России, о возможности построения модели мира не на принципе тотальной конкуренции, а на условиях сотрудничества. Большое количество энтузиастов совершает благие дела, реализует благотворительные проекты, бескорыстно поддерживает культурно-образовательные учреждения. Все это способствует росту общественного благополучия в стране и противостоит тенденциям атомизации социума.
Наиболее здоровые силы нашей страны, в том числе и во власти, уже осознали губительность утери политического и экономического суверенитета России.
Руководство России стало проводить внешнюю политику по отходу от мощного влияния Запада с его настроем на глобальное доминирование и желанием во что бы то ни стало сохранить модель однополярного мира, сложившуюся в последние три десятилетия. Это привело к жесткой конфронтации между Западом, ведомым США, и Россией, которая проявляется практически во всех слоях их взаимодействия (в экономической, идеологической, силовой, этнической и др.). По сути, мы имеем сегодня крайнее обострение принципиального противостояния двух цивилизаций – Западной и Русской, в виде гибридной войны (синтез всех типов противостояния: экономическое, информационно-психологическое, идеологическое, а также горячая война за пределами территорий РФ). Взятый руководством страны курс на импортозамещение лишь частично снизил остроту данного экономического кризиса в России.
Можно констатировать, что Россия сегодня находится в промежуточном состоянии. С одной стороны сохраняется инерция капиталистического пути движения общества. С другой стороны, страна пытается вернуться в самостоятельность и самоидентичность со своим цивилизациолнным основанием. И если во внешней политике России удалось уже во многом отстоять свои права в мировом сообществе, то во внутренней жизни страна продолжает жить со значительно ущемленным суверенитетом.
Отдельные, разрозненные инициативы предпринимателей и групп энтузиастов не могут решить задачу по развитию страны в целом. Необходимо объединение усилий. Но это возможно только при преодолении двух главных бед сегодняшней России.
Во-первых, это отсутствие такой стратегии развития страны, которая не только обеспечит качественное повышение уровня жизни народа, но и задаст образец созидательно-миролюбивой эффективной страны для всех стран мирового сообщества. Покажет прогрессивную модель страны, которая добивается высот за счет реализации принципа взаимовыгодного сотрудничества, как всех сил внутри страны, так и во внешней политике.
Во-вторых, отсутствует эффективная система реализации стратегических приоритетов и инициатив. Так, например, многие важные стратегические инициативы Президента РФ реализуются с серьезными искажениями, вредными для дела, или вообще не воплощаются в жизнь на местах. Очевидно, что без надежного механизма выработки и последовательной реализации максимально неслучайных решений высшего управления страной, без соответствующей инфраструктуры, даже хорошая стратегия развития страны останется на бумаге, как это произошло и со всеми другими стратегическими документами.
Еще раз подчеркнем, случайные и слабо соорганизованные действия здоровых сил вряд ли способны изменить сложившуюся ситуацию к лучшему. Требуется сплочение, особая консолидация этих сил вокруг стратегического проекта, который бы не только опирался на твердую почву тщательно выверенных концептуальных оснований, но и учитывал реальную ситуацию в регионах страны и ее основных слоях жизни. Такой стратегический проект должен пройти стадии разработки его специалистами-экспертами, обладающими адекватной для этого подготовкой, и народного обсуждения с выведением наиболее оптимальной и надежной стратегической канвы.
Предлагаемый нами подход основан на многолетних научных разработках, направлен на интеграцию передовой российской мысли в сфере стратегического развития. У нас нет задачи отрицать ведущиеся разработки, мы видим необходимым объединить усилия и, естественно, включить в стратегию ведущие приоритеты и направления, за которыми будущее и передовое развитие.
Для разработки стратегии считаем необходимым в первую очередь раскрыть основания, на которых она должна быть разработана, подготовить концепцию стратегии развития России (см. схему 1).
Схема 1. Полный цикл разработки концепта стратегии
Схема 2. Концептуальные основания для стратегии развития страны.
В качестве главного концептуального представления в данной стратегической разработке выступают понятия страны и цивилизации.
В своем ставшем своем состоянии страна, как общность людей на определенной территории с природными ресурсами (природа), имеет пять взаимосвязанных элементов: «социум», «мир деятельности», «мир экономики», «госуправление» и «высшие критерии» (культура и духовность). Однако, для понимания функции каждого элемента страны, необходимо их раскрыть от наиболее простой формы жизни (природа), до максимально развитой (духовность). Путь развития духа дал выдающийся представитель немецкой классической философии Г.В.Ф.Гегель.
Схема 3. Элементы, входящие в страну.
Он положил три главные ступени развития духа после природы:
Каждому уровню, в силу качественных отличий, присущи свои специфические особенности. Поэтому страну следует представлять как очень сложный, разнородный по составу объект, включающий в себя все перечисленные типы бытия. Рассмотрим кратко путь от жизнедеятельности человека к духовности.
Природа (живая и неживая). Природа, как внешняя среда животных и человека, обладает ресурсами, необходимыми для жизни организмов на всех уровнях: от одноклетчных до высокоразвиых. Для природных организмов характерна организованность жизни и взаимодействия индивидуумов на бессознательно-инстинктивном уровне. Высшая стадия развития – организм животного уровня, в котором система органов позволяет успешно воспроизводиться за счет механизма удовлетворения потребностей с привлечением компонентов окружающей среды и в саморегуляции с достаточной развитостью «обратной связи» с зачатками рефлексии.
Индивидуальная жизнедеятельность. Человеку дан не только природный организм, но и психический механизм «рефлексии», благодаря которому человек обладает потенциалом обретения сознания, мышления, самосознания, воли, самоопределения, разумности и т.п. Однако оставаясь на уровне жизнедеятельности, т.е. в логике потребительского отношения к внешней реальности, когда человек берет все необходимое из природы, тогда он не способен к созданию долговременного структурного союза с кем-либо. Для этого, кроме ориентации на собственные потребности, требуется еще учесть интересы партнера по потенциальной кооперации действий. А это и есть переход на уровень социальных отношений, где и возможны различные взаимовыгодные социальные кооперации, как кратковременно-ситуативные, так и долговременные. Общество образуется за счет преодоления ограниченности «природного» бытия.
Социодинамические отношения. Социодинамика – это цикл процессов, включающая в себя сначала противопоставление при желании обладать одним и тем же предметом потребности, затем согласование взаимоустраивающего договора взаимодействия и сама реализация этого договора. В социодинмических отношениях каждый человек следит за сохранением своего интереса. Если ситуация меняется таким образом, что личный интерес человека в реализации социальной договренности снижается, человек становится инициатором пересогласования интересов. Таким образом, изменяемость потребностей и интересов человкеа во времени, что естественно, для этого уровня жизни человека, становится причиной высокой динамичности, нестабильности и договорных отношений.
Социокультурные отношения. Добиться большей надежности во взаимодействиях субъеукты отношений могут, введя в качестве оснований для своего договора культурные нормы, но это уже начало перехода от социодинамики к социокультурной динамике. Любая группа не может продолжительно и устойчиво существовать вне внесения фактора стабилизации отношений – сложившихся в обществе обобщенных культурных норм с обязательствами по соответствию этим нормам. Кроме того, каждая группа с ее ростом рано или поздно создает свою иерархию, выделяя наиболее продуктивных, результативных, в управленческую вертикаль. Но надежность договорных отношений между людьми закрепляется не только наличием иерархии, но и использованием, как было уже указано, в горизонтальных согласованных процессах общепринятых, традиционных в обществе норм, критериев.
Деятельность. В мире деятельности все, что происходит, оценивается в первую очередь с точки зрения гарантированного получения нужного продукта, которым деятельность отчитывается перед внешними потребителями. Деятельность, решающая задачи преобразования материала в нужный для людей продукт, успешна только в том случае, если она реализует технологию производства, учитывающую свойства материала, особенности средства и т.п. Человек в производственной деятельности должен обеспечить правильное (по технологии) приложение средства к материалу и осуществить все прописанные технологические шаги. Поэтому деятельностные структуры требуют от человека полной подчиненности возложенным на человека функциями поставленным задачам.
Культура. Жизнь культуры представлена в таких областях человеческой деятельности, как искусство, наука, религия, философия и духовность. Все эти типы жизни формируют и сохраняют высокие, высшие и вечные основания для организованной жизни людей. Эта сфера обращена к раскрытию абсолютной красоты, высшего добра и вечных истин. Разрабатываемые в рамках культуры высшие критерии транслируются в общество в образовательных процессах, за счет чего происходит окультуривание, общества, госуправления, деятельности, бизнеса и пр.
Духовность. Если культура занимается разработкой, хранением и трансляцией критериев по различным областям (предметам) деятельности человека и социума, то духовность дает надпредметные, интегральные высшие основания организации жизни общества и страны в целом. Духовность предполагает опору на понимание первооснования универсума (Бога) в виде философской картины мира и отождествление себя с этим высшим основанием. Духовный человек живет в Боге и строит свои действия от имени предельного первоначала мира. Философия, по внешней функции, должна обеспечить человека, проходящего путь одухотворения, целостным мировоззрением, а религия должна помочь в выработке правильного мироотношения.
Кроме обозначенных качественных ступеней жизни общества, образуются и вторичные, но очень важные части: экономика и госуправление.
Экономика. Возникнув из реагирования отдельных людей на спрос других, экономика состоит из отдельных бизнесов и управления процессами удовлетворения совокупного спроса. Реализуя удовлетворение спроса на регулярной основе, бизнес трансформируется в задачу по получению прибыли, тем самым подменив задачу обеспечения других необходимым. Бизнес, также как и деятельность, в отличие от социальных отношений, имеет жесткую целенаправленность. Только целью выступает не получение продукта, а реализация товара на рынке с извлечением из этого значимой для себя прибыли. В соответствии с этим, главной установкой бизнес-структур является получение прибыли. Все что втягивается, в бизнес-процессы оцениваются по этому критерию. Развитый бизнес включает в себя регулярное производство продукта, который реализуется далее в качестве товара на потребительском рынке, т.е. бизнес с интегрированной в нем регулярной деятельностью - капитализм. Возможна также модель экономики с общественно-государственным реагированием на спрос как альтернатива капитализму - социализм.
Государственное управление. В нашей лестнице уровней не указан еще один очень важный блок – Государственное управление, как особый институт по поддержанию согласованного, регламентированного законами бытия общества. Госуправление по своей функции должно обеспечивать гармоничное сосуществование всех вышеперечисленных разнородных слоев жизни человека, как условие решения проблем, касающегося всего общества. Госуправление разделяется на местное региональное самоуправление и федеральную (центральную) власть. Поддержание живой связи органов управления с различными группами населения осуществляется за счет политической сферы - механизма согласований между представителями народа и госуправлением.
Все перечисленные формы организации жизни общества включены в страну, в ее соответствующую часть. Причем народное бытие объединяет в себе жизнедеятельность, социодинамику и социокультурную динамику. Все элементы связаны между собой и каждый из них реализует свою функцию, т.е. вносит свой вклад в поддержание жизни и развитие страны как целостного объекта.
Схема 4. Пять ключевых (исходных) блоков страны
В самом общем виде цикл жизни страны включает в себя разработку блоком госуправления единого для всех проекта (стратегии) с опорой на систему понятий, взятых из блока культуры. Для реализации стратегии деятельность и экономика обеспечивается человеческими ресурсами, которые дает блок народного бытия. В ходе воплощения проекта культура должна реализовать свою роль по повышению культуры социума, управления, деятельности и экономики. Экономика должна обеспечить своевременную и качественную реализацию спроса, для чего должна поддерживать тесную связь с индустриальной деятельностью. Естественно, в ходе воплощения данного проекта могут возникать и различные трудности, ответственность за снятие которых лежит на госуправлении. Но многие затруднения могут преодолеваться и за счет кооперативного сотрудничества, взаимобслуживания блоков друг друга.
В зависимости от того куда смещен исторический или управленческий приоритет, на какую из частей страны – образуется страна соответствующего типа. Таким образом, можно выделить пять типов страны: культурно-духовный, управленческий, индустриальный, экономический и социумный.
Мы потому остановились подробнее на этом отрицательном типе страны потому, что в сегодняшней реальной ситуации практически все страны в мировом сообществе реализуют ту или иную функцию в спекулятивной модели мировых капиталистов.
Но основой страны, ее ядром является понятие цивилизации. Цивилизация – это соорганизация общности людей с опорой на согласованность интересов трех сил: «социума», «управления» и «носителей высших оснований» (культура и духовность).
Схема 5. Цивилизация. Типы цивилизаций
Заложенный в устройство мира принцип диалектичности (единства и борьбы противоположностей) подразумевает постоянное воздействие противоположностей друг на друга, их противодействие. Максимальную противоположность, как уже давно известно в мировой философии, мы находим в принципиальной противопоставленности формы и материи. Единство любого существующего объекта предполагает ту или иную совмещенность формы и материи, что отмечал еще Аристотель. Данные начала во взаимодействии стремятся действовать согласно своей природе, отстаивая свои интересы и самосохраняясь. А это значит, что самим устройством универсума предполагается вечная динамика отождествления и разотождествления, слияния и отталкивания этих двух противоположных начал. Этот принцип присущ всем живым и неживым существам и объектам на планете. Он и принят за основу в типологизации стран и цивилизаций. Исключить этот принцип диалектичности бытия невозможно, его необходимо учитывать в стратегических решениях.
Существуют два противоположных вида цивилизаций, каждый из которых характеризуется своими особенностями и предназначением для универсума в целом: один тип направлен на созидание, другой на прагматизм и индивидуализм.
Ключевое основание созидательного, надпрагматичного видов цивилизаций – приоритет целого перед частью, духовности над материальностью. Например, когда наши советские люди жертвовали свои жизни в Великой Отечественной Войне ради спасения нашей Родины, они утверждали этим приоритет целого. Для прагматических цивилизаций свойственен противоположный принцип - приоритет части перед целым. Например, яркий индивидуализм человека, проявляющийся в явном противопоставлении интересам страны в целом. При этом у прагматических цивилизаций есть свое универсумальное предназначение – быть катализатором изменений, создавать нестабильность в слабых созидательных цивилизациях, способствуя, в конечном счете, их усилению, порой доводя до разрушений. Таким образом, если прагматический вид цивилизации вписан в универсум, то он способствует благотворным для целого изменениям. Если же не вписан, он создает неоправданный хаос и старается жить паразитом на созидательных цивилизациях.
Цивилизации (и прагматичная и надпрагматичная (созидательная)) могут быть трех типов взависимости от того, какое из трех начал является доминирующим: «социумный тип», и «культурно-духовный тип» с высоким уровнем культуры и реализацией высших ориентиров в организации жизни общества, при создании баланса между ними возникает «управленческий тип», со строго организованной иерархической вертикалью
Для интеграции стран в цивилизационном развитии необходимо создать дружественное взаимодействие, при котором страны созидательного типа открыты для достаточной меры изменений, а страны прагматического типа направляют свои воздействия на наиболее нуждающиеся в изменении части, при этом реализуя меру, сохраняющую цивилизационную целостность стран.
В настоящее время, когда человечество начинает осознавать причины и следствия своего сегодняшнего состояния и перспективы развития, крайне важным становится осмысленное согласованное преодоление глобальных проблем. Наиболее серьезные проблемы возникли в силу враждебных отношений многих стран, объединений стран, как следствие длительных агрессивных противостояний различных цивилизаций. Дальнейшее продолжение нынешней тотальной противопоставленности ведущих мировых стран губительно не только для них, но, в силу наличия ядерного вооружения, таит в себе и угрозу выживанию для всего земного человечества.
В мире все взаимосвязано, и у каждого элемента, объекта, субъекта существует свое предназначение. Например, на отдельных людях легко заметить следствия выполнения или невыполнения своего предназначения. Как только человек отклоняется от своего предназначения, его начинают одолевать отклонения настроения, негативные эмоции и дальше по нарастающей: депрессии, неврозы, физические заболевания. Поэтому так распространены стали тренинги по личностному росту, поиску себя, своего пути.
Несоответствие стран своему предназначению также ведет к дисгармонии деградации и разрушению. Если каждая сторона единого остается в своем предназначении и учитывает единые основания одновременной совместимости и противопоставленности (единства и борьбы противоположностей) то обе стороны становятся источниками разрушения единого, универсума в «войне за уничтожение». Поэтому универсум не допускает односторонней перспективы ни в разотождествлении, ни в отождествлении и этим воспроизводит динамику бытия.
Мировое сообщество много выиграло бы при осмысленном «управлении предназначениями» стран во взаимодействии. Естественно «управление предназначениями» взято в кавычки, потому что единственное управление возможное по отношению к предназначению – это следование ему или нет. И, в нашем случае, под управлением подразумевается взаимный учет странами их предназначений, цивилизационного типа и совместное проектирование будущего на основе этого.
Россия по своему предназначению соответствует созидательному типу цивилизаций. Включая в себя отдельные народы и народности, наша страна наработала историческую практику непротиворечивой интеграции различных цивилизаций. «В стратегии развития страны необходимо заложить: главенство созидательной ориентации, продолжение работы по воссозданию своей самостоятельности и укреплению основ своей идентичности русского народа, создать образ России в будущем, интеграция в рамках единого бытия с партнером» - пишет Анисимов О.С.
Стратегическое проектирование бывает трех типов: а) структурное – когда проектирование происходит при неизвестности предназначения целого и его частей, б)системное – когда предназначения целого (страны) и частей известны, в) метасистемное – учитывающее предназначение страны (целого) мире и взаимодействие с предназначениями других стран (целыми), в проектах приоритет в анализе соответствие содержанию «идеи», «идеала». Метасистемный тип проектирования, как более развитый дает большую глубину, стратегическую точность и эффективность, позволяет спроектировать и обеспечить качественный переход страны переход в более развитое состояние.
В качестве основания для этой типологии стратегического проектирования взято следующее концептуальное различение: «рядоположенность», «структурность», «системность» и «метасистемность». В силу огромной важности этого различения рассмотрим его поподробнее.
Рядоположенность. Рядоположенность предполагает автономное бытие самостоятельных «элементов» (объектов) и характеризуется тем, что траектории жизни этих «элементов» не пересекаются, их интересы не входят в противоречия – они живут независимо друг от друга. Такое независимое со-бытиё «элементов» будем называть «рядоположенностью»[1]. Например, два предпринимателя, работающие на разных сегментах рынка, могут игнорировать существование друг друга.
Схема 6. От «рядоположенности» к «метасистеме»
Структура. Если автономное бытие самостоятельных «элементов» по каким-то причинам становится невозможным, они могут входить во временные взаимовыгодные отношения между собой. Такое объединение рассматривается всеми «элементами», как вынужденное и прерывается сразу после исчезновения фактора его породившего. Например, для выживания в сложных природных катаклизмах, ранее независимые отдельные семьи могут кооперироваться на время переживаемых невзгод, чтобы совместными, объединенными силами противостоять угрозам. При этом после исчезновения экстремальных условий данные семьи могут вернуть себе автономное бытие (Если согласованная жизнь по взаимовыгодной договоренности элементов приобретает постоянство, то мы имеем «устойчивую структуру», в которой на постоянной основе воспроизводятся согласованные и взаимовыгодные отношения элементов. Продолжительное воспроизводство жизни структуры зависит от долговременности интересов входящих в нее элементов и полноценности учета этих интересов в кооперации и разделу получаемой выгоды. Поэтому, если какой-то из элементов структуры потеряет свой интерес соучастия в кооперативной жизни, то он может выйти из «договоренности» и вернуться к своей автономности или войти в структурные связи с другими элементами, разрушая при этом прежнюю структуру. Итак, структура – взаимовыгодное долговременное объединение частей на основании взаимоустраивающих договоренностей. В нашем примере, предприниматели, производительная компания и владелец торговых площадей могут заключить между собой договор, по которому товаровладелец (первый предприниматель) арендует торговую площадь для реализации своих товаров (у второго предпринимателя). Данная кооперация будет жить до тех пор, пока обеим сторонам эта сделка будет выгодна.
Система. Совсем иной тип связанности элементов мы получаем в том случае, если в качестве основания объединения выступает общая идея, которая предъявляет требования ко всем элементам при вхождении в целое по реализации идеи. Причем структурные отношения единиц внутри системы принципиально иные, чем в структуре. В системе кооперативные позиции появляются в соответствии с общим для целого и частей основанием, под диктовку «целого», под требования объективно необходимого процесса по достижению цели. Именно единое основание и ему соответствующий процесс и задают требования к тем единицам, которые в качестве ресурса заполняют данные кооперативные позиции – задает структуру функционально-нормативных мест. Следовательно, система требует жесткой подчиненности требованиям входящих в нее единиц, чем в структурных отношениях. Выгода элемента от пребывания в системе может быть получена в качестве какой-то компенсации «на ее границе» (на входе/выходе, в зависимости от внешних причин вхождения в систему). Следует заметить, что устойчивая система возможна только при оформленности и закрепленности в ней управленческой позиции, т.е. органа, реализующего организационно-направляющую и функцию управления от имени целого. Обязанности управленца - удерживать входящие в систему элементы в рамках нормативных требований к ним. Система, в отличие от структуры, имеет свою суть, миссию, идею, а не просто реализует взаимовыгодное объединение частей. В нашем примере, две компании могу слиться в одну корпорацию, под единым руководством с единой целью, объединяя в себе производство продукции и ее реализацию, на ранее арендованной, а теперь собственной торговой площади.
Метасистема. Метасистема – это система, вписанная в универсум, т.е. реализующая свою миссию (предназначение) в строгом соответствии с требованиями универсума. В соответствии с учением философа Платона любая система имеет свою идею в «мире идей» и реализует свою особую роль. В метасистемном подходе «мир идей» должен рассматриваться как конкретизация «идеи идей», собственно требований универсума. В нашем примере, промышленно-торговая корпорация должна строить свою стратегию, опираясь не на свою экономическую выгоду, а с учетом выполнения своей особой миссии в данной стране, корпорация также реализует свое универсумальное предназначение. Определить требования универсума можно при помощи метода диалектического дедуктивного выведения и получения ответа, какое предназначение реализует тот или иной объект и в связи с чем.
Как отмечает Анисимов О.С.[2], в сетевых отношениях преобладает структурная связанность, а иерархических отношениях – системная. В метасистемной связанности основание системы подчинено включенности в универсум. Наибольшая значимость для метасистемы – следовать требованиям и закономерностями универсума.
Данные различения являются универсальными и применимы к анализу состояния любого объекта. Таким образом, объект может быть на уровнях "структурности", "системности" и "метасистемности" (при «рядоположенности» объекта еще нет).
Какой будет степень связанности, зависит от управленца. Если речь идет о разработке стратегии развития страны, то здесь необходим метасистемный подход, т.к. данное проектирование является предельно ответственным, исключающим ошибки и случайные мнения. С другой стороны, важно применить описанные выше основания и для определения состояния нашей страны в настоящее время. Это мы и осуществим в следующем разделе проблематизации.
Что же означает стратегическое проектирование для страны в метасистемном подходе? Для ответа на этот вопрос необходимо раскрыть понятие эффективность.
Термин «эффективность» можно применить не только к деятельности предприятия, к любой отрасли, но и ко всей стране в целом. Во избежание разночтений введем определение эффективности. Но сначала определим значение терминов «результативность» и «продуктивность».
Результат – есть то, что получено в конце процесса. Если нет жестких требований к процессу, то какой-то результат всегда есть и это – «результативность». Если в деятельности есть цель, т.е. строго определенны требования к конечному продукту, то нужен не просто какой-нибудь результат, а результат, удовлетворяющий введенным требованиям – продукт.
Если деятельность выдает на выходе запланированные продукты нужного качества, то мы имеем дело с «продуктивностью». Продуктивность предъявляет жесткие требования к цели. Любую деятельность можно рассматривать как совмещение нормы (цель, план, технология и т.п.) и ресурса (материал, оборудование, и т.п., человек, как особый вид ресурса). Однако продуктивность еще не вводит жестких норм к пути и способу получения продукта, поэтому еще нет жестких гарантий обязательности его получения.
Четко прописанная технология получения из материала продукта дает надежность деятельности, в том случае, если удается ресурс привести к строгому соответствию этим требованиям – быть минимально эффективным. Таким образом, эффективность – это такая совмещенность технологической нормы и ресурса, при которой на всем пути перевода материала в продукт с помощью соответствующего средства ресурс полностью соответствует технологическим требованиям. Далее можно вести речь об уровнях эффективности, которые зависят не только от степени соответствия ресурсов деятельности требованиям преобразования, но и от правильности, адекватности самой технологической нормы.
Отчего же зависит совершенство технологии? Качество самой технологии зависит от неслучайности оснований, из которых она выводится. Тогда мы получаем следующие уровни адекватности технологии (от минимального к максимальному): 1) эмпирическая техногия (основанная на опыте); 2) технология, опирающаяся на метод (из которого можно получать разные технологии); 3) технология, опирающаяся на метод, который выводится из понятия; 4) технология, опирающаяся на понятие, которое выведено из онтологии (максимально общей теоретической схемы, полученной дедуктивно). Не лишним будет подчеркнуть, что при поднятии технологии на новый уровень требуется серьезная перестройка и ресурса под его готовность соответствовать новым повышенным требованиям технологии. Особенно это относится к человеческому ресурсу, которому приходится в этом случае проходить переподготовку с приобретением новых способностей под новую технологию, необходимость развития кадров. Т.е. повышение эффективности деятельности тянет за собой и необходимость развития кадров.
Россия, в настоящее время, представляет из себя страну, с ведущей ролью экономики, а точнее спекулятивного финансового капитала, который к тому же сильно зависим от внешних сил - мировых олигархов. Если применить типологию «структура – система – метасистема», то можно констатировать, что Россия сегодня пребывает в структурно-системном состоянии со значительным преобладанием структурности. У России не определена идея, не принята всем обществом, нет явной стратегии, как общей системы требований ко всем элементам и гражданам страны, которую бы они поняли и приняли. Следовательно, каждый сектор страны строит свои планы, стараясь всего лишь вписаться в текущее положение дел и учитывая сложившиеся тренды. В структурно-системном состоянии находятся и все ключевые блоки страны: экономика, социум, культура, госуправление, образование, медицина и пр. (за исключением, пожалуй, системности вооруженных сил, которыми руководит непосредственно Президент как главнокомандующий).
Известно, что структура дает минимальный уровень эффективности, система – средний, а метасистема - максимальный. Можно считать низкую эффективность нашей страны в настоящее время как главную проблему, не решив которую у России практически нет шансов стать одной из ведущих держав.
Причина низкой эффективности организации структурного типа состоит в том, что каждая часть в структуре в первую очередь реализует свой интерес и лишь вторично учитывает интересы других частей. Интересов целого здесь еще нет, они не определены . Это не позволяет довести деятельность структуры до высокого уровня слаженной работы, при котором только и можно добиваться высокой эффективности. Рассогласованность деятельности различных секторов и внутри них настолько очевидна, что не требует каких-либо иллюстраций. Эта проблема смотрится рельефнее на фоне очень эффективной операции воздушно-космических сил в Сирии. Т.е. при необходимости, мобилизованности в стране возможны результаты высокой эффективности. Но проблема крайне низкой эффективности страны и ее секторов не может быть компенсирована отдельными выдающимися результатами личных и групповых достижений в некоторых секторах страны.
Следовательно, ближайшей зоной развития нашей страны является ее переход в системное состояние, в котором все звенья страны реализуют свою часть в едином замысле, в общем проекте деятельности страны. В системной стране интересы целого находятся в безусловном приоритете и каждое звено лишь реализует свою особую роль в продвижении страны к общей стратегической цели. Системное состояние можно достигнуть только в стране управленческого типа с четко отлаженной инфраструктурой управленческой вертикали, т.к. именно госуправление способно внести своевременную коррекцию в действия, отклонившегося от общего проекта звена, восстановив тем самым целостность страны. Однако, системный уровень страны, является, как указывалось ранее, средним по эффективности. Для перехода страны на максимально эффективный метасистемный уровень необходимо стратегию страны строить с опорой на целостностную философскую онтологию и «вырастить» приоритетность культурных оснований в самоорганизации своей жизни всех секторов страны. В этом случая вся жизнь страны в целом и ее частей будет реализовывать высшие ценности в соответствии со своей идеей.
Рассмотрим теперь причины низкой эффективности нашей страны.
Прагматические установки в основании устройства страны. Россия, имея все объективные и субъективные предпосылки быть культурно-духовным типом страны, сегодня являет собой самый слабый по мощности тип страны – «социумный» с либерально-рыночной акцентировкой. Либерально-рыночное устройство общества стимулирует частную инициативу, и, вытесняя госрегулирование, не заботится о стране в целом. Наиболее ярко недостатки этой модели проявились при реализации вредной установки на «саморегилирующийся рынок» в 90-х годах прошлого века. В настоящее время, благодаря усилиям Путина В.В., вертикаль власти восстановлена, но внедренная западными консультантами в ельцинский период законодательная система вносит существенные трудности в налаживание полной управляемости страной. Прагматические установки, привнесенные в нашу жизнь Западом и подхваченные нашими предпринимателями, вытесняют культурные основания и создают предпосылки для дальнейшего расслоения общества, снижения уровня справедливости и, в целом, ведут в недалекой перспективе к развалу целостности страны под умелым манипулятивным внешним управлением заинтересованных в этом западных финансово-олигархических группировок. Нам следует осознать, что страна, опирающаяся в принятии решений на голый прагматизм, а не высшие культурные основания, становится заложником случайных, ненадежных стратегий и, в итоге, легкой добычей геополитических противников. Вне опоры на высшие культурные критерии не только невозможно построение адекватной стратегии, но и проблематична организация слаженного взаимодействия всех разнородных частей страны (социум, экономика, индустрия, медицина, образование, культура и т.д.).
Устремление к прибыли и конкуренции. Сегодня устремление к максимизации прибыли любой ценой и к жесткой конкуренции, как главной реализуемой установка влиятельных сил страны вносит перекосы не только экономику, но и во все иные части страны. Либерально-рыночный тип страны является структурным по своему основанию. Он не может быть системен в силу реализации каждым элементом, бизнесом или политической силой, своих узких, частных интересов. При этом госуправление, ответственное за функционирование и развитие страны, имеет недостаточно рычагов воздействия, т.к. многие его позитивные решения и проекты «спускаются на тормозах» или извращаются незаинтересованными в их реализации различными кланами и группировками. Из теории управления известно, что управлять можно только системой (или метасистемой). Структурным объединением управлять невозможно - на него можно только воздействовать с неопределенными последствиями. Что мы и наблюдаем сегодня в России. Для управляемости необходимо перевести страну из структурного состояния в системное, из либерально-рыночной формации в управленческую модель с балансовой экономикой, синтезирующей общественное и частное реагирование на спрос, с приоритетностью первого. Необходимо также от разрушительного принципа «конкурентности» перейти к созидательной установке на сотрудничество всех разнородных сил страны в рамках общего дела.
Недостаточный профессионализм управленцев-стратегов на местах. Следует подчеркнуть, что «проблема неэффективности страны» является прямым следствием и низкого профессионализма управленческой деятельности, особенно на стратегическом уровне в регионах, следствием низкой технологичности управления и очень слабой критериальной базы, основу которой составляет культура мышления, мотивации, самокоррекции и взаимодействия. Управленческие иерархии сегодня крайне неэффективны по этим же причинам, как по «горизонтали», так в «вертикальных», отношениях, без организованности которых невозможно добиться порождения и реализуемости стратегий. Причины недостаточного профессионализма управленцев-стратегов кроются в низкой эффективности сферы образования и потерей традиций стратегического управления частично присутствующих в советское время.
Низкая эффективность системы образования. Система образования сегодня, будучи на порядок хуже системы образования советского периода, готовит управленческие кадры недостаточной квалификации. Нынешнее состояние образования есть следствие навязанных нам западными «партнерами» реформ (ЕГЭ, бакалавриат и пр.), внедрение которых обеспечивает запланированную деградацию нашей сферы образования. Свою лепту в падение эффективности системы образования внесла ее коммерциализация. Серьезная фундаментальная подготовка выпускников образовательных учреждений – гордость СССР – ушла в прошлое. Такое состояние образования является наиболее опасным именно в линии подготовки управленцев-стратегов для госуправления, т.к. низко профессиональные управленческие кадры, оказавшись на ответственных позициях в госуправлении, принимают случайные решения и допускают судьбоносные для страны ошибки.
Отсутствие установки на саморазвитие. Еще одна опасность, которая кроется в нынешнем состоянии России – это отсутствие в верхних эшелонах власти подлинной установки на саморазвитие всех ключевых блоков страны и страны в целом. Все разговоры о якобы развитии со ссылкой повышения каких-то показателей на 3-5% можно не брать в расчет в силу их несерьезности. В настоящее время идет переформатирование мироустройства и роли стран в нём. И Россия находится на принципиальной развилке: или осуществит мощный рывок вперед, или останется второстепенной страной на задворках нового мирового порядка. Единственный вариант стать передовой державой – это сделать сегодня приоритетной установку на ускоренное саморазвитие. Тем более, что такой опыт реализации подобного подхода у нас есть – опыт сталинской мобилизации и ускоренного развития всей страны в 30-х годах прошлого века. Тем более, что сегодня в разработке прорывных управленческих (и иных) технологий можно опереться на имеющиеся у нас фундаментально-инновационные методологические разработки, которых нет за рубежом России.
Стратегический проект страны, должен раскрывать переход от исходного на настоящий момент ее состояния к «желаемому» стремящемуся к «идеалу», который, в свою очередь, должен выводиться из идеи страны, с учетом всех выше описанный оснований Для этого необходимо осуществить дедуктивный переход от страны вообще, как идеального объекта в метасистемных рамках, к типологии стран, а далее выбрать тот тип страны, который максимально близок к историческим проявлениям России в настоящее время.
Схема 7. Стратегическое проектирование развития страны.
Далее осуществляется перевод «идеи» страны в «идеал», путем переноса идеи в проектную логику. После этого осуществляется выбор стратегической цели, как возможное промежуточное состояние на пути к «идеалу» с учетом имеющихся ресурсов, вводимых факторов (внешних и внутренних).
Цель и проектные направления стратегического развития
Эффективность в соответствии со своим предназначением и духовным основанием для развития России может быть обеспечена только метасистемным и системным проектированием.
Стратегическое управление – это управление в соответствии с высшими основаниями, которые позволяют создавать благо для всего мира. Эффективное стратегическое управление опирается на метасистемные и системные основания – учет предназначения всех частей во взаимосвязи. Применение высших оснований как руководства к действию во взаимодействии с другими странами предполагает интеграцию мирового опыта консолидации, для создания мировых процессов объединения для созидания. В связи с анализом цивилизационной динамики, мы можем говорить о становящихся все более заметными процессы универсумального движения к кооперации и интеграции.
Цель стратегии развития России – стать эффективной, созидательной страной, адекватной своему предназначению, и реализовать свой духовно-культурный потенциал.
Условием достижения этой цели являются самоочищение и самоизменение по трем направлениям глобальной трансформации: культура, образование, управление.
Реализация этих направлений позволит в управлении принимать неслучайные решения. Как отметил Анисимов О.С.: «Все это создает и мощь, и безопасность, и благополучие, и согласованность, проявление солидарности всех слоев общества, и перспективность, и удовлетворенность, и надежность вхождения в будущее, и адекватность типу страны и цивилизационности». Следовательно, само по себе стратегическое проектирование на уровне страны предполагает активное участие представителей интеллектуальной культуры, которые должны оказать помощь и по содержанию, за счет ввода строгих, дедуктивно-выведенных онтологий, и по форме, в виде подсказок по организации совместного стратегического мышления госуправленцами. Участие представителей культуры в стратегическом проектировании позволит удержать страну как целостный объект, избежать кусочного проектирования слабо перевязанных между собой отдельных блоков страны, как это обычно происходит в практике разработки стратегии страны
Неслучайная, объективно обоснованная стратегия это необходимое условие, но недостаточное. Для реализации стратегии потребуются подготовленные управленческие кадры. Следовательно, в стратегию необходимо заложить ускоренную, но эффективную подготовку управленцев, особенно стратегического уровня.
Такая ускоренная подготовка возможна только при использовании прогрессивных педагогических технологий игромодельного типа. Эти технологии, прошедшие более чем двадцатилетнюю отработку, уже имеются в корпусе средств методологического движения ММПК. Проблема в том, что в широкой управленческой практике подобные педагогические технологии не используются – их необходимо будет внедрять, сначала хотя бы в наиболее ключевых звеньях подготовки управленцев-стратегов. Но имеющийся состав игротехников ММПК численно невелик - 10-15 человек. Значит необходимо в стратегию страны заложить подготовку педагогов инновационного типа – игротехников.
Методолог, д.пс.н. профессор Анисимов О.С. в своем «Стратегическом проекте России» рассматривает принцип последовательного повышения эффективности и перехода к метасистемности. При этом он вводит следующую макро-последовательность возможных стратегических этапов достижения страной стратегической цели:
Предложенная разработка является стартовой. Она требует своей доработки, особенно в проектном блоке, в части более подробного описания содержания проектных тезисов.
Авторский коллектив концептуальной разработки:
[1] Различения «рядоположенность-структура-система-метасистема» были впервые введены профессором Анисимовым О.С. в его работе: Структура, система, метасистема. – М., 2011. – 742 с. – Энциклопедия управленческих знаний.
[2]Анисимов О.С. Методологические проблемы консолидации общества в России (цивилизационный подход). – М., ООО «Угрешская типография» 2016. – 201 с. – Серия «Библиотека аналитика».