Выявив содержание спроса, он должен разработать конкретный бизнес-план по производству и реализации продукции, соответствующей выявленному спросу. В связи с этим предпринимателю необходимо всесторонне исследовать рынок ресурсов и выяснить наличие на этом рынке требуемого товара, уровень цен и т.п. Кроме того, при ограниченности собственных денежных и иных средств, предприниматель должен изучить рынок финансовых средств на предмет их наличия у потенциальных кредиторов, уровня процентов при взятии банковских кредитов, условий их получения и т.п. При недостаточности собственных ресурсов, он берет ссуду в банке с обязательством возврата. Если предприниматель проигнорирует данные шаги его бизнес-проектирование может превратиться в “прожектерство”.
Построив конкретный нормативный план своей деятельности, предпринимателю необходимо обеспечить запланированное производство необходимыми ресурсами. Для этого он должен приобрести на рынке ресурсов необходимые ему ресурсы (людей, сырье и т.д.). После этого предприниматель включает ресурсы в деятельность и запускает производство запланированной продукции. Для того чтобы производство было бесперебойным и соответствовало нормам он осуществляет контроль и коррекцию процесса производства.
Произведенная продукция реализуется на рынке. Полученный доход предприниматель перераспределяет, т.е. осуществляет расчет с банком, покрывает расходы производства, платит налоги и т.п. и подсчитывает итоговую прибыль.
Итак, в предельно краткой, общей форме мы изложили основные шаги предпринимательского цикла. Таким образом, предпринимательский цикл (далее по тексту: П-цикл) включает в себя[1](сх.1):
1. Исследование содержания потребительского спроса.
2. Разработка бизнес-плана (проектирование) по производству и реализации продукта.
3. Заем в банке финансовых средств, необходимых для обеспечения ресурсами своей производственной деятельности.
4. Приобретение ресурсов для производства (исходный материал, средства, работники и т.д.).
5. Производство запланированной продукции.
6. Сбыт произведенной продукции на рынке реализации.
7. Перераспределение дохода (возврат займа в банк с процентами, стабилизация цикла (выдача зарплаты и прочее)) и подсчет прибыли.
Схема 1. Цикл предпринимательской деятельности
Каждый из семи бизнес-процессов может быть конкретизирован в свой воспроизводящийся цикл со своей спецификой (см. сх. 2).
Схема 2. Бизнес-процессы второго уровня П-цикла
Для построения П-цикла конкретного предприятия нужно начать с соотнесения общего П-цикла с бизнес-процессами реального предприятия на самом общем уровне. Следует задать следующие вопросы:
Необходимо на общем уровне (без деталей) увидеть причинно-следственную связь процессов деятельности предприятия.
Только после того, как картина работы предприятия в целом стала ясной, логика – прозрачной, можно переходить к углублению и детализации отдельных бизнес-процессов предпринимательского цикла, опираясь на схему 2.
Следует отметить, что данный цикл относится напрямую к производственному предприятию. Торговый предприниматель встраивается в процесс реализации к производственному предприятию. Для торговли можно построить свой предпринимательский цикл, в котором будет соответственно отсутствовать производственное звено.
Особой спецификой обладает и банковская деятелность. На общем П-цикле банк фигурирует как кредитующий финансовые ресурсы (под проценты) производственному предпринимателю. С этой точки и нужно выводить банковский предпринимательский цикл.
На схеме 1 видно и отличие потребительского рынка (продажа конечному потребителю) от снабженческого рынка (продажа ресурсов производителю).
Степень детализации процессов и подпроцессов зависит от их сложности и производится обычно в специфичных для предприятия процессах. Т.е. понятные, очевидные процессы можно оставлять на достаточно общем уровне, а процессы, в которых масса нюансов и вариаций необходимо конкретизировать до простоты и логической ясности.
Изложенный подход к реконструкции деятельности конкретного предприятия позволит аналитику сохранять целостность, системность взгляда даже при углублении в конкретные бизнес процессы предприятия, в силу того, что он все время видит на общей план-карте-схеме, что и до какой степени конкретизируется.
[1] Анисимов О.С. Основы методологии. Учебное пособие./ Российская академия менеджмента и агробизнеса. - М.: 1994. В 2-х томах. Т.2. Параграф 8: Методология и культура предпринимательства.