Книга "Психология прибыли" (подробнее)

Содержание (книги "Психология прибыли")

Введение

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА
1.1. Пирамида Маслоу ПЛЮС
1.2. Мост между интересами
1.3. Система мотивации персонала
 
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Типы команд
2.2. Типовые роли членов команды
2.3. Тренинг "Командообразование"
 
ГЛАВА 3. ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС
3.1. Стратегические ориентиры управления мотивацией клиента
3.2. Психология переговорного процесса
 
ГЛАВА 4. ТИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
4.1. Управленческое самоопределение
4.2. Типы управленческого самоопределения
 
ГЛАВА 5. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО АНАЛИЗА
5.1. Анализ организационных "разрывов" в деятельности
5.2. Анализ организационной структуры предприятия
 
ГЛАВА 6. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ДЕЛОВЫЕ ТРЕНИНГИ
6.1. Формы повышения квалификации управленческих кадров
6.2. Типы деловых тренингов
6.3. Тренинг "Деловое совещание"
 
 
 
 

Введение
 
"Психология прибыли"… – словосочетание непривычное. Кажется каким-то неуклюжим синтезом экономики и психологии, ведь прибыль как чистый доход предпринимательской деятельности – вещь неодушевленная. Какая уж тут психология?… Конечно, в этом сочетании есть некоторая доля условности. Под выражением "психология прибыли" мы понимаем психологические компоненты, которые так или иначе участвуют в процессе получения того или иного объема прибыли. Разве разлад в сплоченной команде не влечет за собой снижение прибыли? А низкая мотивация персонала, участвующего в производственных и сбытовых процессах предприятия, разве не препятствует повышению прибыли? А неумение вести переговоры с клиентом?… А неэффективные деловые совещания руководителей?… Мы убеждены, что все вышеперечисленное являет собой комплекс психологических факторов эффективности деятельности предприятия, следовательно, и его прибыли. Некоторые идеи данной книги были опубликованы в виде статей в журналах "Консультант директора", "Менеджмент в России и за рубежом", "Маркетолог", "Бизнес Академия" и нашли широкий отклик у читателей.
Прежде чем перейти к изложению основных содержаний по теме, мы должны кратко пояснить наши позиции. Остановимся на трех моментах.
 
Первое. Сколько всего уже написано на темы, затрагиваемые в данной книге. Каждой из них посвящены монографии и учебники. Однако мы убеждены, что рассредоточенность таких тем, как мотивация персонала, управление командой, психология переговорного процесса и др., по отдельным книгам как раз и мешает воспринимать их как "звенья одной цепи". Именно совместное рассмотрение ключевых психологических составляющих деятельности и позволяет сформировать целостное представление о роли каждого из этих факторов. Кроме того, по нашему убеждению, думающему читателю нужны не детали (это дело "наживное"), а основы, которые выступают "каркасом" для деталей. Именно "каркасный" подход мы и реализовывали при написании этой книги. Поэтому читатель, настроенный на коллекционирование большого объема бессистемных частностей и нюансов по теме, будет, вероятно, разочарован.
 
Второе. Менеджмент и психология, будучи различными областями научного знания, четко дифференцированы и отграничены. Предмет "Психология управления" – предмет молодой, становящийся. С нашей точки зрения, синтез двух предметных дисциплин (менеджмента и психологии) пока нельзя считать удовлетворительным. Теоретики менеджмента, создавая свои учебники, не придают большого значения психологическим аспектам деятельности  недостаточно-руководителя. В свою очередь, психологи-теоретики  учитывают внутреннюю объективную специфику управленческой деятельности, ставя психологизм руководителя "во главу угла". Данные особенности проявляются столь выпукло, что, читая текст по психологии управления, можно с большой долей вероятности определить, кто по профессии автор текста: психолог или теоретик менеджмента.
Мы живем во времени, которое требует развития пограничных научных предметов. Сегодня мы уже не понаслышке знаем вредность эгоцентрического обособления наук. Однако практика показывает, что "слом межпредметных перегородок" ­ дело весьма непростое. Ведь каждый предмет имеет свою историю, традиции, свои признанные авторитеты и т. п. Более того, в рамках каждого предмета существуют свои разветвления (школы, подходы и т. п.), которые также конкурируют между собой.
Таким образом, можно констатировать довольно острую проблему: наряду с объективным запросом живой практики на синтез предметных дисциплин, мы по многим из них имеем тенденцию противоположную ­ обособление направлений внутри каждой из них. Наша книга ­ это попытка преодолеть изоляцию. Конечно, для достижения поставленной цели мы вынуждены были покинуть традиционные позиции, отстраниться от различных бытующих псевдонаучных стереотипов, пересмотреть канонические теории (например, "пирамида Маслоу" и т. д.), а с другой стороны, – ввести в "поле" нашего анализа новые и непривычные аспекты по теме (управленческое самоопределение и пр.).
 
И наконец, третье. Мы стремились к лаконичности (изложения), обратная сторона которой, как известно, ­ недостаток конкретных практических примеров. В этом смысле наш труд вряд ли соответствует распространенным в последнее время так называемым западным стандартам: чем больше живых и конкретных примеров, тем лучше. Мы не сторонники подобного подхода. Дело в том, что единичные иллюстрации гораздо чаще, на наш взгляд, отдаляют от сути дела, попутно порождая иллюзорные ощущения понятности материала. Далеки мы и от тенденции к "тщательному пережевыванию" всех вводимых тезисов. Мы хотим, скорее, подтолкнуть читателя к самостоятельным размышлениям на затронутые нами темы, чем дать ему законченные истины в "красивой упаковке". Поэтому книга, возможно, сложна для понимания и требует вдумчивого и неторопливого чтения.