О методологии в практике /интервью с Цой В.И/

 Самое простое – это постановка целей безотносительно предварительной оценки имеющихся средств. Чаще всего ценность цели преобладает над ценностью средств ее достижения. Что такое средства? Это ресурсы, обеспечивающие достижение цели. Цель, не обеспеченная ресурсами - мечта, утопия.

К примеру, ставятся цели – обеспечить ремонт ветхого жилья, энергоэффективность модернизация ЖКХ, комфортность проживания в МКД. Очевидно, что достигнуть этих целей можно лишь при разработке, согласовании и реализации эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов, включая самих жильцов. В данном случае правильно спроектированные механизмы взаимодействия субъектов есть одно из важнейших, необходимых средств достижения поставленных целей. Они должны приводиться в соответствующих нормативных правовых актах (НПА). К сожалению, многие НПА содержат неполные и непрозрачные механизмы, что оборачивается необходимостью их постоянного изменения, переделки.

Каким требованиям должны отвечать эти механизмы?

С точки зрения требований практики механизмы должны быть понятными, а значит, ясными и однозначными. Это достигается за счет следующих качеств:

  • зримость, следовательно, прозрачность;
  • логичность, следовательно, убедительность;
  • позиционная и функциональная полнота, следовательно, возможность выполнения конкретными субъектами конкретных действий.

Этим требованиям отвечают только механизмы, строящиеся с использованием языка теории деятельности, допустим, цикл предпринимательской деятельности, цикл принятия управленческих решений и др. В них отражаются позиции и функции субъектов деятельности, цели и средства их достижения. Причем средства оформляются в виде логических схем - алгоритмов правильных действий. Но, опять же, к сожалению, большинство работников жилищно-коммунальной сферы с этим незнакомо.

Где же с этим познакомиться?

Я вот уже более 20 лет занимаюсь новой наукой советского происхождения - методологией мышления и деятельности. Работаю в команде ведущего методолога СНГ, доктора психологических наук Анисимова О.С. Он создал уникальный язык теории деятельности (ЯТД), при помощи которого управленцы могут схематически оформлять и согласовывать различные точки зрения так же конструктивно, как это делают конструкторы или проектировщики инженерных систем. В этом языке построено множество логических схем функционального мышления для и для педагогов, и для экономистов, и для предпринимателей, и для управленцев. Имеется достаточное количество соответствующей литературы.

Что дают эти схемы?

Вся предметы созданной человеком искусственной среды есть ни что иное, как овеществленные схемы, чертежи. Нет схемы – собьешься с пути. Вот почему у нас и во всем мире периодически воспроизводятся различного рода кризисы? Причем не говорят о кризисе инженерном, а говорят, к примеру, о кризисе экономическом, финансовом … Потому что ни финансисты, ни экономисты не видят и, соответственно, не могут показать целое всех действий, из которых складывается практика деятельности. Теорию деятельности они не знают, а экономическая теория в самых разных вариантах может помочь лишь в приближенном, поверхностном описании ситуации. Ведь она предлагает не качественные, а количественные критерии.

Вот поэтому я не первый год повторяю банальную истину – практика деятельности без теории деятельности слепа! А воз и ныне там … Удивительная нечувствительность к инновациям!

Схемы, строящиеся в ЯТД, позволяют моделировать, проигрывать и с высокой степенью надежности предвидеть логические изменения ситуаций в зависимости от принятия тех или иных управленческих решений. Поэтому мы не только констатируем рождение аналитической и управленческой инженерии нового типа, но и призываем к ее освоению всех практиков, особенно работников  государственных органов.

Именно схемы являются теми простыми средствами, которые могут обеспечить зримость и прозрачность различных нормативных правовых актов, построение визуальных «дорожных карт» бизнеса и проч. С их помощью можно быстро согласовывать, рассчитывать и контролировать движение любых ресурсов на уровне страны, регионов, отраслей, предприятий, вывести из «тени» различные товарно-денежные потоки и даже парализовать коррупционные схемы.   

Получается, что есть новая наука – методология, и уже сегодня можно воспользоваться ее инструментами. Есть разнородная практика и параллельно существующая теория деятельности. Почему так получается? В чем проблема?  

Еще одна типичная ошибка, характерная для управленческих работников, это то, что само мышление человека не осознается как его первичная практика. С точки зрения теории деятельности все проблемы существуют только в мышлении, т.е. в этом базовом слое практики. Поэтому вместо того, чтобы находить проблемы в собственном мышлении, допустим – отсутствие понятий, концепций, других средств для проведения системного анализа, принятия правильных решений, управленцы обращают свой взор на следственную практику. Констатируя «проблемы» бедности, безработицы, коррупции, инфляции, они искренне не осознают, что называют вещи не своими именами. Не понимая настоящих причин, неслучайного происхождения тех или иных негативных социальных или экономических явлений, они переводят эти явления в разряд хронических. Вследствие озабоченности конечным результатом (действует антигуманный принцип «цель оправдывает средства») всякое упоминание о поиске внутренних проблем управленческого мышления для многих означает отход от практики - «теоретизирование».

Ваш язык, действительно, не сразу удается понять. Например, даже слово деятельность в том контексте, который Вы предполагаете, напрягает.

Да, деятельность по понятию системна. И я употребляю это слово именно в этом контексте. Она предполагает выполнение субъектом, имеющим норму и соответствующие способности, действий по преобразованию какого-либо предмета  в продукт с использованием определенных средств. Система деятельности предполагает такие качества той или иной организационной структуры, которые обеспечивают сохранность воспроизводства и развития деятельности в меняющихся условиях. В ней выделяются позиции заказчика, управленца и исполнителя.

Схема деятельности (автор – Анисимов О.С.)

Деятельность и система деятельности имеют субъектную и объектную части. Субъектная часть иногда называется социальной и может выделяться в самостоятельные социальные системы. Образующим в них является субъект деятельности, его профессиональный потенциал.

Виды социальных систем определяются предметом и соответствующим профилем деятельности – образовательные, управленческие, экономические, предпринимательские, финансовые, инженерные, научные, проектные, пенсионные, досуговые, страховые и проч.

Объектная часть деятельности и/или системы деятельности представляет собой продукт деятельности социальных систем и, в силу своей искусственности, именуется инженерной системой.

Инженерные системы, как правило, реализуют ту или иную потребительскую функцию, заданную им субъектами - телекоммуникационные, энергетические, электрические, кинематические, механические, гидравлические и др. В инженерных системах образующими выступают схемы, модели, технологии создания той или иной вещной продукции. Примеры: автомобили, электростанции, самонастраивающиеся станки, роботы-автоматы и др.

В любом случае у субъекта деятельности остается право и возможность управлять инженерными системами – запускать, контролировать, совершенствовать, ремонтировать, утилизировать и др. Таким образом, неэффективность эксплуатируемых инженерных систем (машин, аппаратов, приборов, оборудования, зданий и сооружений), прежде всего, отражает неэффективность социальных систем, в частности, образовательных, управленческих, финансовых, научных, проектных, консалтинговых и др. Поэтому применительно к сфере ЖКХ, демонстрирующей неэффективное использование ресурсов (воды, электро- и теплоэнергии, газа), предметами модернизации, в первую очередь, должны быть социальные системы образовательной, аналитической, научной, проектной и управленческой деятельности. Компания по энергосбережению, ориентированная на модернизацию инженерных сетей и оборудования, не может дать того мультипликативного макроэффекта, который способны дать социальные системы деятельности и взаимодействия субъектов ЖКХ.

К примеру, система образования должна быть ориентирована на формирование способностей субъектов к оперативному самоизменению (самоопределению, самоорганизации, самообразованию, самоуправлению и проч.) как главному условию достижения поставленных целей с минимальными издержками. Аналитические, научные, проектные системы деятельности должны быть настроены на выявление и упорядочение затруднений различного типа, правильную постановку проблем, создание эффективных методов их решения. Управленческие системы должны обеспечивать взаимовыгодное функциональное взаимодействие субъектов в логике освоения и использования инновационных технологий, снижения всевозможных издержек и безусловного повышения качества жизни населения.
В этой связи уместно было бы поставить задачу опережающего обеспечения экологической, экономической и энергетической эффективности именно социальных систем.

Вы делаете акцент на правильное употребление понятий. Приведите пример неадекватного использования слов в сфере ЖКХ.

Слова правление и управление – однокоренные. На мой взгляд, многие путаются при их употреблении.
Согласно Закону Правление кооператива может выполнять функции управления объектом кондоминиума, а может и заключать договоры на управление с другим лицом. Во втором случае Правление по функции становится заказчиком по отношению к органу управления (КСК, УК и др.) и во избежание неадекватного толкования я бы назвал его Советом жильцов или Советом собственников объекта кондоминиума.

Каково Ваше мнение относительно предполагаемой санации многоквартирных домов?

Пока я бы выделил только один фокус - недооценку рисков и размытость ответственности субъектов в случае некачественного проведения санации МКД, т.е. капитального ремонта зданий и установки новых инженерных сетей и оборудования.

Высокая динамика рыночных отношений, отсутствие на рынках строительных, жилищных и коммунальных услуг постоянных и достаточно профессиональных игроков, устойчивых механизмов эффективного взаимодействия предопределяют риск естественного или умышленного банкротства или смены профиля деятельности тех или иных субъектов. Поэтому нужно предвидеть ситуации, когда, к примеру, работы будут проведены за счет кредитных средств, собственники объекта кондоминиума будут рассчитывать на выполнение обязательств застройщика и подрядных организаций по нормальной эксплуатации МКД в течение гарантийного срока, однако их ожидания не будут оправданы. Фундамент начнет проседать, в здании появятся трещины, сети начнут выходить из строя раньше гарантийного срока и т.д. Возникает вопрос – если застройщик или та или иная подрядная организация исчезла с рынка, перестала существовать, кто будет нести ответственность и дополнительные расходы по ремонту и восстановлению МКД,? С другой стороны, как минимизировать вероятность появления таких ситуаций, снизить проектные, организационно-управленческие, инженерные, экономические, финансовые риски?

В первую очередь, напрашивается вывод о необходимости построения прозрачной рыночной модели деятельности и взаимодействия всех субъектов, имеющих отношение к судьбе МКД, которая однозначно бы демонстрировала их функции, права и обязанности, механизм страхования и минимизации рисков. Речь идет и о жилищных инспекциях, и о проектных институтах, и об уполномоченных госорганах, и о коммунальных предприятиях и др.

Во-вторых, я думаю, Вы с этим согласитесь, ответственность собственников за целое МКД размыта. Поэтому она должна быть сосредоточена у органа управления, которому собственники делегируют соответствующие права. Существующий институт КСК не соответствует требованиям профессионального управления, имеет множество недостатков - небольшой уровень оплаты труда работников, низкий уровень квалификации и т.д. Даже само название КСК – морально устарело. Речь ведь должна идти не о собственниках квартир, а  собственниках объекта кондоминиума.

Вместе с тем, на поверхности лежит идея создания профессиональных управляющих компаний, которые могли бы взять на себя ответственность за целое МКД – его приемку, эффективное содержание и обслуживание. В каждом МКД должен быть создан полноценный Совет жильцов или Совет собственников объекта кондоминиума, который, будучи в позиции заказчика, выбирал бы управляющую компанию, проводил мониторинг ее деятельности.     

Здесь нельзя не заметить, что профессиональные управляющие компании - по пальцам пересчитать.


Цой Валерий Иванович
методолог, к.т.н., эксперт-консультант
Международной профессиональной академии «Туран-Профи»