- Отсутствие сплоченности активных сил, заинтересованных в целостности и успешности района, области и России в целом;
Эти и другие проблемы выступают серьезными препятствиями для эффективного управления развитием области,
В качестве средства преодоления перечисленных (и не перечисленных) проблем предлагается создание в области специальной инновационно-развивающей системы.
Инновационно-развивающая система области (ИРСО) – это система, обеспечивающая организованное творческое самовыражение множества инновационно ориентированных людей области в рамках стратегических установок на совершенствование жизни области в целом и жителей области в частности.
В качестве ресурса выступают люди, порождающие новации и осуществляющие их внедрение, а также все типы иных ресурсов, включаемые в прохождение инновационного цикла от порождения новации до ее внедрения.
Путь от прохождения новых замыслов до их воплощения включает в себя:
интеллектуальное (интеллектуально-духовное и т.п.) самовыражение;
включение в социокультурные, деятельностно-технологические, культурные, духовные отношения, в том числе с участием в соответствующих типах организаций, институтов и т.п.
включение в экономические слои, в том числе торговые, финансовые и т.п. отношения и соответствующие организации, институты;
включение в управленческо-политические отношения и соответствующее участие в делах организаций, институтов;
констатация завершенности цикла и его оценивание, как относительно прошлого, настоящего, так и возможного будущего для себя и окружающей среды совместного проживания.
Проходя путь в пределах цикла новатор и инноватор надеются на свои собственные силы, входят в контакты со всеми нужными людьми, организациями так, как удастся, завися от таланта, обстоятельств и не имея гарантий успеха на любом этапе пути.
Устройство системы ИРСО создается в ходе управленческого проектирования, в зависимости от «заказа» территории и внутренних требований к управлению, применительно к базисному проекту – совокупному инновационному самовыражению творческих сил области. В любом управлении существует две ориентации:
функционарно-стабильная (при сохранении фиксированных форм);
инновационно-развивающая (при необходимости изменения нормативной базы управления).
Если функционирование и устойчивость воспроизводства является «главным», то ориентация на инновационность и на развитие минимальны, факультативны. Если необходимость изменений преобладает, то минимизируется функционирование.
В реальной практике всегда находятся силы, стремящиеся и к воспроизводству, и к инновациям- развитию. Эти устремления к «устойчивости» (положительного) и к «изменяемости» ( в т.ч. «развитию») входят в совмещение с конкретными процессами, усиливающими устремленность на те новации и инновации, которые дают преимущество. Это усиливает момент инновационно-ориентированного управления.
При этом естественным фактором, усиливающим момент инновационности, выступает и этническое усиление носителей психотипа творческого самовыражения.
Тем самым естественная динамика общественной жизни на территории может быть различной, меняя стартовый потенциал устремленности на новации и инновации. Так как область является «частью» страны, то естественная и организованная динамика инновационного самовыражения охватывающих сред страны может в свою очередь способствовать снижению или увеличению объема инновационного самовыражения инноваторов области.
Проектная форма организации инновационных усилий появляется в связи с осознанием недостаточности сохранения естественно-стихийного инновационного самовыражения. Эти устремления могут приобрести определенность и постоянность в позиции «руководителя» в силу функции, сущности управления, внесения во все базисные процессы необходимой меры «неслучайности».
Можно выделить пять блоков, пять основных источников активности в любой области:
Все блоки находятся в разных типах и условиях взаимозависимости и согласования. Руководство областью (губернатор, администрация и т.п.), во избежание перекосов в развитии области, должно обеспечить процессы проявления инновационной активности во всех пяти блоках
Инновационные циклы (индивидуальные, коллективные) могут иметь содержанием все, что специфично для частей области как целостного объекта. Чтобы инноватор (индивидуальный, коллективный) прошел цикл успешно, у него должен быть замысел пути, начиная с версии результата, внутреннее желание дойти до конца, видение ресурсного обеспечения (внешнего и внутреннего) и способы привлечения ресурсов, пользования ими. В связи с зависимостью от ресурсного обеспечения должен быть общий и детальный план ресурсного привлечения. По способам привлечения можно различать варианты:
личный ресурс;
ресурс, привлеченный через социокультурные согласования;
ресурс, привлекаемый через «технологическое» снабжение в деятельностных организованностях (предприятия и т.п.)
ресурс, привлеченный через рыночный обмен (экономические организованности), что предполагает «бизнес-план» как основу достижения снабженческой цели;
ресурс, выделяемый целевым образом областной администрацией.
Так как инновационные циклы чаще всего являются рискованными, не гарантирующими конечный и промежуточный продукт, то обычные варианты включения ресурсов в процесс внедрения новаций малоэффективны. Подходы снижению риска должны нарабатываться и систематизироваться в рамках ИРСО. Эти подходы должны быть связаны с объективными и субъективными факторами, требующими разных «антирисковых» технологий.
________
Если Вас заинтересовало наше предложение, мы готовы подробнее раскрыть механизм работы ИРСО в личной переписке. Профессор Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, Президент Методологического центра «Цивилизационные стратегии» О.С. Анисимов