Метафизический ромб (РОМБ) – является средством отображения (анализа) бытия как универсума, так и любой части универсума. В основании РОМБа лежит различение «Идеи», «воплощения идеи» и «того что привлекает идея для своего воплощения». В обобщенном виде это различение сводится к различению «формы», «морфологии» и «организованности», как синтеза первых двух - три стороны бытия любого «нечто». Это соотношение может быть представлено в схеме системного треугольника.
В случае, когда форма и морфология сами становятся «нечто», у них, как и у любого «нечто» возможны три состояния:
Рассмотрение нечто как системы нечто, помещенной в некоторую среду, позволяет превратить исходную схему системного треугольника с семью характерными фокусами:
Фокусировки 1 и 2 принадлежат совершенно разным мирам. 1 – вечному и упорядоченному миру идей, тогда как 2 – хаотичному постоянно изменчивому миру природы. Их соединение 3 – отражает мир реальной практики, мир воплощенных идей. Остальные фокусировки отражают фазы перехода и взаимопроникновения этих миров.
Выше перечислены предназначения отдельных фокусов, как таковых. Их содержательная трактовка зависит от типа анализа, в котором данное средство используется. Таких как рассмотрение объекта как функционирующего, как становление нового качества, вырастающего из существующей практики в следствии ее развития, как проектирование нового объекта по заказ, при типологизации популяции объектов и т.д. (Вообще говоря, полная типология способов применения метасистемного анализа, может быть также выведена из метасистемного треугольника.)
Метасистемный треугольник отражает появление организованности под заданную функцию в существующих условиях. Однако нечто, в котором воплотилась данная организованность, является не просто частью охватывающей ее системы, а частью универсума, который по своему определению охватывает все. И если универсум рассматривать как специфическое нечто, то у этого нечто будут специфичные форма и морфология. Так форма универсума отражает не просто идею, а идею охватывающую все идеи – «идея идей», а в качестве морфологии выступает вся совокупная природа. И здесь, если «идея идей» бесконечно всеобща и безгранична, то природа предельно конкретна, хотя и бесконечно многообразна. Природа обладает потенциалом воплощения в любую из возможных идей, но в силу своей предельной конкретности не может одновременно быть воплощенной в несколько идей, но может преображаться из одной идеи в другую – качественные переходы (зима в лето, молодость в старость и т.п.).
Однако при этом актуальное воплощение природы (то, что Гегель называл «наличным бытием»), содержит в себе в особой форме не только воплощаемую (актуальную) идею, но и остальные идеи (из «идеи идей»), которые живут в актуальной организованности, постепенно подготавливая ее переход в следующее качество.
Поскольку «идея идей» охватывает все идеи, то выбор некоторой определенной идеи предполагает наличие противоположной ей противо-идеи (диалектичный переход). Поэтому в любом нечто (в том числе и в универсуме – наличие пульсаций), как воплощении некоторой идеи неизбежно живет в неявной форме противо-идея, и готовит переход к своему воплощению.
Для выражение указанных особенностей недостаточно одного системного треугольника как выразителя воплощения некоторой идеи, он должен быть дополнен еще одним, противостоящим ему треугольником – выразителем противо-идеи. Вместе они образуют единую конструкцию, называемую РОМБ, которая выражает целостное существование нечто в универсуме.
В зависимости от направленности анализа диалектические пары, задающие исходную содержательность треугольников в ромбе, могут быть выбраны разные: порядок и хаос, отождествление-разотождествление, целое-часть и т.п. В любом случае, если один из элементов выбранной пары трактуется как желаемый и положительный, то неизбежно в недрах данного нечто будет присутствовать второй элемент, как своеобразный андеграунд (подполье), который принято в этом случае трактовать как отрицательное, который существует, мимикрия под положительное бытие, живет за счет ресурсов положительного бытия, живет, готовя переход к своему явному бытию. Не смотря на свою «отрицательность» ардеграунд вынужденно реализует положительную роль, замыкая нечто до целостного соответствия универсуму.
Соответственно в отрицательном метасистемном треугольнике, как отражающем воплощение хотя и анти-, но все-таки идеи, есть свои 7 фокусировок, которые взятые как таковые, те же что и в верхнем треугольнике, однако поскольку эти треугольники вписаны в ромб, и имеют разное значение относительно этого ромба, то трактовка фокусов в треугольниках приобретает свою специфику.
Здесь присутствует своеобразная «зеркальность». Так если верхний треугольник отражает получение положительного эффекта реализации идеи, то нижний треугольник ответственен за достижение отрицательного эффекта, т.е. за появлении сбоев и затруднений в верхнем треугольнике, такой вот постоянный источник «саботажа». Иными словами заказ на роботу нижнего треугольника задается верхним и состоит в поиске брешей и несогласованностей в работе верхнего треугольника, в этом состоит подчиненность и несамостоятельность нижнего треугольника.
Но с другой стороны, нижний треугольник, отражая замыкание нечто до целостности соответствия универсуму, вынужден выражать то, что еще не отражает идейная сторона верхнего треугольника, т.е. то, что еще не отражено и не снято в 4, недоразвернутость, недоопределенность идеи, которую реализует нечто, и в этом смысле актуальную неадекватность нечто относительно универсума. Таким образом, андеграунд, обнаруживая недостатки официального мира, способствует развитию нечто, как части универсума, инициирует и стимулирует этот процесс развития.
Ромб, как метасистемное (и метафизическое) средство имеет свою типологию применения, в частности он может быть использован, как средство снятия затруднений и проблем в деятельности.
Н.Соловьев