В основе разработок научной школы ММПК лежат уникальные методы, разработанные О.С.Анисимовым и конкретизированные его соратниками.
Авторский метод самостоятельного освоения текстов любой сложности из разных областей знания, вхождения в любые научные предметы. Его освоение позволяет решать разнообразные мыслекоммуникативные задачи:
Понимание содержания мысли автора, хода его мысли;
Критику и проблематизацию мысли автора по содержанию и по способу его мышления;
Подготовку к введению и введение собственной точки зрения;
Обобщение многообразия точек зрения;
Порождение арбитражной точки зрения.
Специфика МРТ состоит в оперировании схематическими изображениями и структурно-логическими схемами, подчиненного соблюдению логических требований в рамках идеи систематической конкретизации исходной мысли.
Авторский метод разработки «искусственных» языков для описания разнообразных областей знания, соответствующих той или иной профессии. Его освоение позволяет решать специфические мыслетехнические задачи:
Выявление набора понятий и категорий, которые требуются для описания фиксированной области знаний;
Логико-семиотическая парадигматизация как оформление «естественно» сложившихся значений понятий и категорий и придание им системной определенности;
Построение с помощью этих понятий и категорий профессиональной картины мира, обладающей наивысшим уровнем абстрактности для данной области знания;
Разработка правил построения рассуждений в рамках данной области знаний;
Конкретизация абстрактной картины мира по фиксированным типовым линиям с соблюдением данных правил;
Построение конкретизированной профессиональной картины мира с удержанием абстрактных оснований;
Оперирование профессиональной картиной мира для решения профессиональных задач.
Специфика метода состоит в использовании схемотехники и логики систематического уточнения, которые позволяют технологично, с сохранением объектной каузальности строить профессиональные картины мира различного уровня абстрактности.
Авторский метод построения системодеятельностных (сферно- и универсумально-деятельностных) конструктов из абстрактных (функциональных) типодеятельностных единиц (из типодеятельностной парадигмы), содержание которых в единстве дает неслучайную структуру деятельностного пространства как особое замещение первоначального «заказа на деятельность». Пространство деятельности лежит в основе управленческой концепции деятельности как сущностного представления о целостности управляемого объекта (деятельности, системы деятельности, сферы или универсума деятельности), построение которой осуществляется за счет конкретизации (с учетом ресурсов и условий) исходных абстрактных представлений о деятельности. Его освоение позволяет решать специфические управленческие задачи:
Описывать деятельность любого уровня сложности как специфический объект, который обладает собственной «логикой» бытия;
Понимать принципы взаимодействия между собой различных элементов деятельности, различных подсистем деятельности между собой, различных систем деятельности между собой, различных уровней сложности деятельности между собой;
Знать типовые траектории реагирования деятельности на воздействие различных типовых факторов;
Понимать основание того или иного изменения «поведения» деятельности; Специфика метода состоит в специальном отслеживании каузальных переходов между различными составляющими деятельности и сохранении этой каузальности при различных преобразованиях внутреннего устройства деятельности.
Метод нормативного описания деятельности предназначен для построения сущностного (соответствующего фундаментальным особенностям) замещения стихийного описания деятельности (систем деятельности, сфер деятельности, универсума деятельности) с последующим приданием результату статуса «предписания». Обеспечивает опознавание в реальном образце деятельности его сущностного основания (ядра). Его освоение позволяет решать специфические управленческие задачи:
Разрабатывать наиболее абстрактные нормативные представления, регулирующие бытие различных деятельностных объектов: философии, миссии, политики, корпоративные культуры, и обосновывать то или иное их содержание;
Разрабатывать стратегии функционирования и развития деятельностных объектов с опорой на сущностное видение природы самого деятельностного объекта;
Разрабатывать тактику реагирования деятельностного объекта с удержанием стратегических оснований;
Проектировать «поведение» деятельностного объекта с учетом «логики» самого этого объекта
Специфика метода состоит в использовании парадигмы языка теории деятельности, привлечении логики систематического уточнения с применения критериев объектной каузальности.
Технология экспертно-мыслительной реконструкции инновационного опыта предназначена для выявления сущностного основания («оправдания») возникшего инновационного опыта. Его освоение позволяет решать специфические задачи экспертного анализа:
Фиксация уникального инновационного опыта;
Выбор теоретического основания для обобщенной квалификации инновационного опыта;
Построение концепции данного случая на основе выбранного теоретического основания с удержанием уникальности опыта;
Выявление качества новизны данного опыта;
Оценка этой новизны с точки зрения ценностных оснований.
Специфика данного метода состоит в применении схемотехники для фиксации эмпирических наблюдений, опыта, он также подразумевает использование парадигмы языка теории деятельности, схемотехники и логики систематического уточнения для оформления материала первичных описаний инновационного опыта.
Логико-мыслительный тренинг предназначен для формирования фундаментальных элементов мыслительного механизма и их структурной связи в рамках языкового мышления и базисных форм мышления в рефлексии (решения задач, постановка и решение проблем). Используются (для фиксации содержания субъектов и предикатов) схематические изображения, приемы схемотехники и логической организации построения схематических изображений предикативного типа.
Схемотехнический тренинг предназначен для формирования фундаментальных элементов механизма семиотической самоорганизации и их структурной связи. Предполагает взаимозависимые циклы задач на парадигматизацию, семантизацию и синтагматизацию на материале обычного текста, схем конспектов и схематических изображений.
Организационно-коммуникативный тренинг предназначен для формирования фундаментальных звеньев механизма организации дискуссионного процесса. Включает взаимозависимые циклы задач на выражение точек зрения, нахождение поводов для критики точек зрения, на заимствование оснований точек зрения, на порождение единого основания точек зрения, на применение единого основания для возможного оправдания содержания точки зрения или его части.
Онтологический тренинг предназначен для формирования способности к реконструкции или порождению точек зрения с последовательным использованием критерия объектной каузальности. Включает взаимозависимые циклы задач по «онтическому» (объектному) чтению схем, их «доразворачиванию» и «свертыванию», по введению реплик в диалогах, раскрывающих ткань текста-диалога, заполняющих «пустоты», поворачивающих мысль автора в ином направлении, приводящих мысль автора (участника фиксированного «диалога») к началу «своей» мысли.
Самоопределенческий тренинг предназначен для формирования способности к осознанной мотивации в фиксированных рамках требований социокультурного и деятельностного типов. Включает решение задач на оформление образов «актуального Я», «требующего Я», на соотнесение образов «Я», обоснование предпочтений.
Тренинг идентификации предназначен для формирования способности к осознанному отождествлению себя с партнером для выработки коррекции образа «Я» партнера. Включает задачи на идентификацию поведенческого знаниевого, мыслительного, мотивационного, жизнедеятельностного, социодинамического, социокультурного, деятельностного типов идентификации.
Тренинг на согласование предназначен для формирования способности к осуществлению согласования норм поведения, мотивов, способов взаимоиспользования, способов сервисного использования партнера. Включает решение задач на фиксацию содержания своих интересов, зависимости поведения от интересов и мотивов, на опознавание интересов, на «сокращение» объема своих интересов, на зависимость коррекции своих интересов от интересов партнера, на проектирование признаваемых коррекций мотивов и поведения.
Лидерский тренинг предназначен для формирования способности к лидерскому проявлению, признаваемому партнерами по совместной деятельности. Включает решение задач на лидерское самовыражение, на смену повода для лидерского самовыражения, на зависимость лидерского самопроявления от заимствования позиции (деятельностной, социодинамической, социокультурной) партнера как лидера и как ведомого, на коррекцию самовыражения лидера в зависимости от типовых «просьб» партнера (жизнедеятельностных, социодинамических, социокультурных, деятельностных).
Тренинг стратегического мышления предназначен для формирования способности к осуществлению стратегического мышления. Включает задачи на реконструкцию содержания фиксированной стратегии, ее ведущих особенностей; на зависимость реконструкции стратегии от привлекаемых концептуальных ориентиров или особенностей образцов «иных» стратегий; на переход к проблематизации стратегии; на введение критериев проблематизации стратегии; на проектирование стратегии (без прототипа, по «заказу», с опорой на прототип, с опорой на критерий).
Предназначена для выявления мнений по фиксированным «теме» и «проблеме», согласования мнений, прихода к основаниям неслучайного мнения (коллективного) о содержании проблемы, стоящей перед организацией, в системе деятельности и т.п., о путях решения проблемы, для выработки предварительных мнений о решении проблемы, их предварительного согласования, а также для сплочения инновационно ориентированных участников, складывания прототипа «команды», готовой взять на себя решение проблемы, для запуска формирования у участников (особенно у лидеров) основополагающих профессиональных качеств, характерных для целенаправленных и самоопределенных инноваторов. Игра, сохраняя черты «организационно-деятельностной игры», усиливает роль мышления, критериально обеспечиваемой рефлексии. Она подготавливает к типовой группе тренингов для целенаправленного формирования указанных качеств.