В этом разделе мы перейдем к проблемному отслеживанию хода мысли, вошедшему в целое истории ММПК. Материал событий, изложенный с помощью дневниковых регистраций и комментариев, а так же в материале реальных обсуждений, достаточно представительных фрагментов многих этапов, позволяет сосредоточиться именно на том рефлексивно-мыслительном напряжении, которое приводило к соответствующим событиям. Последовательность напряжений создает сущностную канву истории и преодолевает эмпиричность истории, так как она легко переносима на поиски, разработки и иных авторов, и других сообществ, других временных расположений интеллектуальных усилий.
Метод работы с текстом
Проблемная ситуация стала осознаваться вместе с затруднениями, с которыми мы в попытках транслировать способ работы с текстами в среде сотрудников НИИ проблем высшей школы. Предлагаемые им приемы, процедуры носили для них "искусственный" характер. К этому относились и отбор фрагментов, и их разложение, и переход к построению схемы, изображения содержания ключевого слова, и рассмотрение наиболее абстрактной схемы в качестве средства понимания, реконструирования мысли автора, и применение формы логики ВАК к построенным схематическим изображениям, сама трактовка логической схемы и т.п. Сама оперативно-процедурная сторона работы с текстами становилась крайне сложной, "неоправданной" для "простого" понимания автора. Задумавшись над этим в 1975–76 гг., мы стали осознавать более глубокую основу МРТ как логико-семиотической "машины" по оформлению и развитию механизма мышления и всех иных субъективных механизмов, участвующих в мышлении. Если в начале пути, в начале 60-х гг. при накоплении практики конспектирования мы испытывали практическую пользу от возникших приемов для выделения акцентов, ограничения значимым материалом смыслов, достижения целостного видения содержания за счет совмещения на минимальной "территории" всех ключевых различий и т.п., то уже к концу 60-х гг., ко времени рефлексии метода и опыта в 1967 и 1970 гг. мы замечаем огромный потенциал использования МРТ в слежении за мыслью ученого, философа и других систематических мыслителей. В период 1970–1972 гг. мы осознали роль МРТ в быстрейшем прохождении пути к существенному содержанию не только автора, но и сообществ авторов, пути к понятиям и категориям. А в период 1973–1975 гг. осознаны были огромные перспективы в организации мыслительного развития. В 1975 г. в ходе организации мышления в процессе понимания текста другим человеком произошло понимание роли МРТ во внешнем управлении мыслительным развитием. Эти и другие открытия были тесно связаны с "искусственностью" процедур. Именно конструкторское отношение к текстам, к построению изобразительных схем, действенное выражение логических и семантических определений, теорий, удобство в рефлексировании логико-семантических процедур, перевод рефлексивных содержаний в оперативные формы "конспектов" и "схематических изображений" и т.п. и создавало условия для налаживания механизма интеллектуального саморазвития.
Тем самым, проблема состояла в том, чтобы реализация идеи саморазвития в мыслительной и рефлексивной плоскостях была конкретизирована за счет локализации тех процедур в их "неестественности", отношение к которым, затруднения в которых провоцировали бы как осознание ресурса шагов развития, так и приход к самоотношению, к преодолению в себе прежних форм мыслительной работы, прежних самовыражений, к устремлению к более существенным формам. В этом плане МРТ предопределил появление затруднений и их преодоление при активном развивающем самоотношении. Внешняя помощь рассматривается здесь как вторичная.
Анисимов О.С.
Скачать полный текст "Проблемная реконструкция истории ММПК"