/Технология работы общественной приемной/
В этой статье нам хотелось бы осветить некоторые вопросы, которые обычно мало обсуждаются в публикациях. Основные акценты пока все больше ставятся на вопросах создания позитивного имиджа всего объединения и его лидеров. А такому важному механизму политической деятельности как общественные приемные внимания уделяется крайне мало.
С одной стороны, такая ситуация понятна, ибо общественные приемные вырастали как грибы после финансового дождя в период предвыборной кампании, а потом столь же стремительно исчезали. За это время они успевали три разу кашлянуть на исполнительные органы власти и пропустить через себя тысячи две-три человек, 50% из которых являлись профессиональными жалобщиками, обходившими все подобные заведения в надежде, «а вдруг что-нибудь, да и обломится». А в остальное время, если и существовали, то представляли собой гербарии со своих предвыборных братьев.
Вроде бы сейчас ситуация поменялись, проходит время политических бабочек-однодневок. Правда, когда так удачно надули «Единство», то правомерность этого тезиса заколебалась. Но все-таки политический «рынок» стабилизировался, за прилавком в основном бегают уже знакомые личности. И теперь побеждать будут те, кто готов бежать на длинные дистанции, а не специалисты по прыжкам в стороны.
Акценты с быстрой победы смещаются на долгую и систематическую работу. И одной из основных направлений такой работы выступает работа с населением. Эта незаметная, «черная» работа составляет основу долгосрочной перспективы любой политической партии. А посему пришло время серьезно поговорить о работе общественной приемной.
Место и роль общественной приемной (ОП) в структуре политической организации.
Политическое объединение в первую очередь должно опираться в своей работе, не столько на административный ресурс (хотя он и не маловажен), а на политическую инициативу самих избирателей, выступая как интегратор, координатор и организатор их политической воли.
Для упорядочивания работы с избирателями и для придания ей систематического характера в рамках политической платформы организации создается сеть подразделений по работе с обращениями граждан.
Общественная приемная в этом случае понимается как механизм обратной связи политической организации и общества. Это индикатор смены содержания общественного мнения, его реального отношения и к власти вообще и к конкретной политической силе в частности, это интегратор общественной инициативы, направленной либо на изменение общества, либо на консервацию его текущего состояния.
Хотелось бы несколько отойти от уже ставшего традиционным видения направлений работы общественной работы, как только работы с обращениями граждан, которые в основном касаются их бытовых проблем.
Да, работа с жалобами граждан остается одним из главных направлений работы ОП, но не должна исчерпывается этим. Это как бы пассивная форма работы, кто приходит, с тем и работаем. В современной ситуации требуется переходить к активным формам работы.
Наряду с работой по обращениям было бы желательно постоянно осуществлять мероприятия по вовлечению граждан РФ (общественных объединений, организаций и пр.) в активную общественно-политическую деятельность.
Общество потеряло значительное количество веры в то, что можно что-то изменить в нашей стране, отсюда незаинтересованность граждан, зрительская позиция по отношению к тому, что происходит на политической сцене. Переломить ситуацию будет не просто, но без этого не заложить крепкого фундамента доверия избирателей.
Как можно начать преодолевать политическую апатию населения?
В обществе накопилась огромная энергия негативизма. СМИ накачивают ее еще больше. Если эта энергия не будет направлена в мирное русло, то она может привести к психологическому срыву общества. Общественная приемная как раз и представляет собой эффективный механизм «утилизации» этой негативной энергии.
Люди сегодня очень часто огульно говорят, что все плохо. Давайте предложим им рационально взвешивать все за и против. Давайте привлечем граждан к выявлению недостатков в деятельности органов государственной власти, других политических, социальных и общественных институтов.
Это позволит им «отвести душу», а Вам понять, где сбои в государственной машине. Кроме того, и результативность всех начинаний политической организации будет зависеть от налаженности механизма работы государственных органов. Где в них сбои, какие, почему именно такие, с какими из них нужно бороться в первую очередь, а какие могут подождать?
Ответы на эти вопросы, которые дают руководители ведомств, сводятся к тому, что не хватает денег. На самом деле – если мы будем четко понимать стоящие проблемы, то денег для их решения понадобится на порядок меньше, а выявить эти проблемы может только тот, кто пользуется каждый день услугами власти – это люди, которые приходят в общественную приемную.
Люди имеют массу предложений по совершенствованию работы органов государственной власти, других политических, социальных и общественных институтов. Во-первых, народный интеллект рождает массу полезных и главное простых предложений, нужно только научиться вылавливать их среди многочисленного «мусора». Во-вторых, как только ты чего-нибудь придумал, то уже не можешь равнодушно следить за судьбой своего детища и поневоле вовлекаешься в игру (на стороне того, к кому обратился). Нет большего удовлетворения, чем видеть, как твое предложение слилось с предложениями других и приняло форму закона. Чувство причастности к большому – это наркотик, сильнее, чем деньги.
Кроме того, тот, кто преодолел свою пассивность, написал чего-нибудь в ОП, он уже вылез из политического небытия. Это уже готовый боец, нужно только правильно поставить его в строй. При анализе обращений граждан сотрудники общественной приемной могут легко выделить таких людей и передавать их адреса в штабы для привлечения к работе политической организации
Такие процессы уже идут в различных формах (сбор наказов избирателей и пр.), но пока такая работа не поставлена на технологические рельсы, очень часто такие контакты не регистрируются, и не отслеживаются, людям не отвечают. Они отдают свои предложения «в никуда» и не знают их судьбы, поэтому теряют интерес к работе с данной организацией. Нужно всех, кто прислал такие наказы, привлекать в качестве народных экспертов к оценке различных положений политической программы организации. И таким людям, и только таким высылать рекламные и пропагандистские материалы. Эффективность использования таких материалов возрастет в несколько раз. А организация добьется не только того, что человек один раз в жизни за нее проголосует. Он будет голосовать за нее все время, пока она с ним работает. Таким образом, будет формироваться и удерживаться стабильный слой сторонников организации, который голосует за не по политической конъюнктуре, а по убеждениям.
Можно даже быстро усилить привлечение граждан к разработке политической программы. Если бы, например, лидеры организации (хорошо бы известные) сделали предложение присылать им свои предложения через Общественную приемную по «национальной идее» или «по борьбе с коррупцией», то единственной заботой стала бы необходимость справиться с хлынувшим потоком писем. Самые толковые предложения пропагандисты оформили бы и включили в свою политическую платформу. Можно назначить несколько премий за лучшие предложения.
К тому же необходимо внести инновацию и в работу с самими обращениями. Необходимо помимо помощи конкретным людям, работы с конкретными обращениями, переходить к выстраиванию таких механизмов работы, которые бы максимально снимали у граждан необходимость таких обращений. Что хочется сказать? Например, известно, что 30%-40% процентов всех обращений граждан связано с жильем. И сейчас нет возможности помочь всем, даже в самых благоприятных условиях (когда у власти находятся сторонники Вашей политической организации). Значит нужно активно разрабатывать, а потом лоббировать в органах власти механизмы решения этой проблемы. Нет денег на постройку жилья для малоимущих, их можно взять за счет сдачи внаем жилых помещений. Например, в Москве (и во всех крупных городах) есть достаточно большое количество людей, которые не могут купить себе жилье, но готовы его снимать (и снимают) за неплохие деньги. Они платят за жилье больше 100 долларов, а коммунальные платежи, составляют 100 рублей. Если мэрия начнет сдавать жилье по рыночным ценам, а получаемый доход будет направлять целевым образом на постройку жилья для малоимущих, то проблема будет достаточно быстро решена.
Выявление таких насущных проблем, их обобщение, постановка вопросов руководству политической организации по активизации работы в этом направлении задача Общественной приемной.
Реализация всех этих направлений работы невозможно без ведения единой базы данных по всем, мало-мальски значимым контактам. Не регистрируя все поступающие к Вам обращения, предложения и пр., Вы теряете много потенциальных сторонников, становитесь неспособными быстро получить информацию о существующих проблемах, хотя она у Вас есть и содержится в обращениях граждан.
Рассматривайте работу общественной приемной не как предвыборную акцию, а как создание постоянно действующего механизма взаимодействия с избирателями. Он должен будет работать и на выборах и в период регулярной политической деятельности. В период выборов ведущим направлением деятельности общественной приемной становится агитационно-пропагандистская работа на фоне осуществления работы с обращениями граждан. В период регулярной политической работы основным направлением деятельности общественной приемной становится работа с обращениями граждан на фоне ведения агитационно-пропагандистской работы, поддержания имиджа.
Характер работы общественной приемной зависит от общественно-политической ситуации на территории, и в первую очередь, конечно, от того, кто находится у власти.
В том случае если у власти на территории находятся сторонники нашего блока, то основные усилия в деятельности Общественной приемной смещаются в область оказания помощи в решении проблем избирателей, для чего нужно активно использовать пирамиду власти. Главное направление деятельности приемной в этом случае – зафиксировать степень субъективной удовлетворенности избирателей действиями властей и разработать им рекомендации по увеличению этой удовлетворенности.
В том случае если у власти на территории находятся политические оппоненты нашего блока, то основные усилия в деятельности Общественной приемной смещаются в информационно-аналитическую область. Основными задачами ее деятельности становятся:
Для работы с населением городов целесообразней всего работать через постоянно действующую общественную приемную, имеющую постоянное помещение и стационарные информационные каналы. Работу с населением небольших городов и деревень целесообразней всего осуществлять через организацию выездных общественных приемных по месту жительства избирателей. Как правило, выездная приемная позволяет жителям оформить и передать свои обращения либо к органам государственной власти, либо к лидерам политической организации. Так же выездные приемные эффективны при работе с определенными социальными группами.
При определении приоритетов в работе с тем или иным обращением больший приоритет назначается коллективным обращениям и обращениям, исходящим от организаций и объединений, по сравнению с индивидуальными обращениями.
Вопрос влияния общественной приемной на действия соответствующих подразделений (работающих с обращениями граждан) государственных органов имеет ключевое значение. Пока такое влияние либо просто, либо не просто отсутствует. Представители подразделений по работе с обращениями граждан госорганов часто говорят гражданам, чтобы те не ходили ни в какие политические организации, ибо все равно их жалобы придут к ним же. В этом они правы, ибо решать конкретные обращения граждан их святая и общественная обязанность. Но в данном случае проблема состоит в том, для чего нужна общественная приемная политической организации. Просто работать пересылочным пунктом, интереса никакого нет.
Если подразделения по работе с обращениями граждан в органах власти трудятся хорошо (и не такое бывает) нужно стремиться подружиться с ними. Выяснить, чем Вы можете быть полезны друг другу. А такая помощь им очень часто необходима. Бывает, что они просто не справляются с потоком жалоб. Можно поделить заботы и пр.
Но нередко бывает и обратное, большинство обращений они «динамят», бесплатно ничего не делают и т.п. Поэтому приходится с ними не дружить, а бороться. Вот здесь и появляется необходимость не просто в наличии влияния как такового, а в создании механизмов такого влияния, которые бы давали определенные гарантии в решении Вами проблем граждан. Это задача непростая и долгосрочная, но вполне реальная. Пока действительно привлечь чиновника «за отписки» достаточно сложно. Они имеют высоко эшелонированную оборону, скрытые переходы, бастионы отписок, большой запас продовольствия на случай длительной осады и пр.
В данной ситуации тактика борьбы с нерадивостью чиновников выглядит следующим образом:
Вы ведете текущую работу с обращениями граждан;
Ведите историю работы с обращениями, а именно:
- В своих сопроводительных письмах к обращениям граждан, которые направляются Вами в госорганы, просите присылать копию ответа к Вам в приемную;
- Обязательно скажите гражданам, чтобы они сообщали регистрационный номер, под которым госорганы зарегистрировали их обращение и о сути ответов, которые им направляют на эти обращения.
Регулярно подводите итоги: сколько положительных ответов, сколько отрицательных, откуда, какие основания отрицательных ответов и пр.
Если выявляются факты нарушения законодательства по работе с обращениями граждан (в том числе и отписки), то их фиксируйте особо;
В случае систематического нарушения (или отдельного, но вопиющего) составляйте обращение от лидера организации к руководству государственного органа, в работе подразделения которого Вы заметили нарушения и посылайте им с требованием-просьбой разобраться;
Если Вы будете не удовлетворены принятыми руководством государственного органами мерами, то подавайте в суд на действия этого руководства (по какой статье это делать, Вам подскажут юристы, вооружившись административным кодексом или здравым смыслом);
Если местными силами решить вопрос не удается, то смело привлекайте представителя Президента в Вашем Федеральном округе;
Если и это не помогает, то апеллируйте к Президенту и общественному мнению;
Если и это не помогает, то что-то Вы делали неправильно.
Если Вы будете все делать достаточно профессионально, а главное систематически, то скоро к бумагам из Вашей приемной станут относиться с должным уважением.
Пока еще никому в России законным образом и с высокой степенью удовлетворения не удалось призвать к порядку какое-нибудь СМИ. Хотя борцы «с правдами и неправдами» прошли все ступени, которые описаны в разделе «механизмы влияния ОП на госорганы». Они собирали на них «компромат», судились и все еще судятся, апеллировали к «министру печати», к Президенту, критиковали их действия в других СМИ. Не помогло!
Основная ошибка, на наш взгляд, заключалась в том, что борцы отнеслись к средствам массовой информации так же, как к государственным органам, забыв об их экономической природе. Так, ОРТ ведь уже давно не является ни общественным, ни российским, хотя и остается в какой-то степени контролируемым государством. Да, нужно использовать и продолжать использовать уже имеющиеся методы судебного воздействия на СМИ. Но политическая организация федерального уровня имеет еще один достаточно весомый рычаг влияния - свой авторитет и влияние на общественное мнение. Нужно только направить его на уменьшение экономической базы СМИ. Они основной доход получают от рекламы, нужно уменьшить эффективность рекламы на данном СМИ. И рекламодатели постепенно сами откажутся от вкладывания средств в это СМИ.
После прошедших выборов, всех серьезных аналитиков беспокоит вопрос: «А можно было бы что-нибудь противопоставить влиянию ОРТ, которое занимает 90% вещания, и поставила многие рекорды, достойные «черной книги рекордов Гиннеса?». Есть предположение, что можно было бы, если … (со всеми осторожностями обращения с сослагательными наклонениями). Было достаточно много граждан, которые были недовольны позицией ОРТ и оказываемым им давлением, и используемыми при этом методами, но их протест был внутренним и никем не организованным, он ушел в эмоции и стрессы, не превратился в практическое действие. Например, Избирательный блок «Отечество – Вся Россия», ставший главной жертвой на этих выборах, даже после беспрецедентной атаки на него через федеральные СМИ набрал около 13% голосов избирателей. Интересно, какой бы процент их избирателей послушался лидеров ОВР, если бы они призвали своих сторонников к бойкоту новостных программ ОРТ, отказу от покупки товаров, рекламируемых на ОРТ и т.п.? Какой бы это был процент, если бы это сделали в начале процесса «информационного расстрела ОВР»?
Давайте рассмотрим некоторую PR-акцию по противодействию ОРТ (возьмем ОРТ, потому что они самые главные пакостники прошедшей кампании) от имени некоторой абстрактной политической силы, которая ни лучше, ни хуже наших основных политических сил.
Основная задача такой акции – настройка общественного мнения на противодействие влиянию СМИ и организация, упорядочивание этого противодействия. Люди должны четко знать, что они должны сделать для того, чтобы проявить свое недовольство позицией СМИ, вышедшего за границы корректного поведения. Все эти действия осуществляются через влияние на сознание сограждан через другие СМИ или через сеть своих агитаторов и пропагандистов.
Такое влияние может иметь манипулятивный характер, а может и не иметь.
Первый тип влияния выглядит примерно следующим образом. Как всегда его начинают политтехнологи с чистыми руками, но в грязных перчатках. Они начинают акцию, например, под кодовым названием «ОРТятина в собственном соку – плохая пища для избирателя».
«Утром, днем и вечером! Пять раз в сутки! Семь дней в неделю. Нас кормят ОРТятиной с подливой из «подберезовиков». Б-е-е-е-е…!!! Как же хочется обратно российское телевидение». (Дальнейшее развитие событий Вам подскажет Ваше воображение и желудок.) И т.д.
Такое воздействие может быть весьма и весьма эффективным, если найти правильные слова, вызывающие непрерывный рвотный рефлекс. Но, во-первых, это нанесет непоправимый вред «здоровью нации», а во вторых, для систематического применения не подходит, – люди не выступают здесь сами субъектами проявления своей воли.
И роль ОП в таком типе акции весьма не значительная. Разве что пакетики с эмблемой организации раздавать всем желающим.
Более правильно со стратегической точки зрения, на наш взгляд, воздействовать не на подсознание, а на сознание избирателя. Для этого Лидеры политической организации должны напрямую обратиться к избирателям и призвать к бойкоту влияния СМИ, нарушающего этику политической борьбы.
К решению этой задачи должны подключиться все подразделения организации. Поэтому действия ОП в этом вопросе должны быть согласованы с тактикой проведения акции другими подразделениями. В общественной приемной можно было бы провести такую акцию.
Плакат акции – «Заставка (тогдашней) воскресной вечерней программы ОРТ (ведущий С.Доренко), с фотографией ведущего на этом фоне, по контуру фигуры ведущего изображение вырезано. И стоит печать «Проверено: чести нет»».
Далее идет текст обращения, в котором описывается суть сложившейся ситуации.
Но главное в конце должен быть призыв к действию. Например, такой:
«У нас нет иного пути противостояния информационному террору ОРТ, кроме своей свободной воли. Мы не призываем Вас к каким-то шумным акциям. Не будем сыпать угрозами в их адрес. Давайте просто понизим рейтинг этого телеканала ниже уровня городской канализации. Если господину Б. интересно наслаждаться такими программами «орт», то пусть наслаждается ими за свой счет, а не на деньги налогоплательщиков и рекламодателей. Давайте будем выполнять два простых правила:
Если Вы согласны со сделанным заявлением, то поставьте, пожалуйста, на прилагаемых листах свою подпись».
Безусловно, эффективность такой акции вещь не очевидная. Но если в результате удастся понизить рейтинг на 7-10%, то это будет прекрасный результат. К этому всегда нужно помнить, что со СМИ нужно бороться, а не уничтожать их.
Имидж любого подразделения политического объединения очень важен в сложившихся условиях, когда избиратели ориентируются не на объективный анализ предлагаемых политическими организациями программ, а на возникающее субъективное отношение. Общественная приемная в этом плане особое подразделение политического движения – место, где с избирателем общаются лицом к лицу, поэтому ее имидж должен быть выстроен очень грамотно. Можно предложить следующий вариант.
Все мы понимаем, что народ выступает заказчиком на деятельность государства, но никто не понимает, как он это делает, как ему контролировать – выполняет ли государство его волю или нет, и что делать с государством, если оно не выполняет. Пока мы придумали только один радикальный способ борьбы со всем этим: мы долго терпим, копим гнев, зато потом как совершим какую-нибудь революцию и опять терпим. Понятно, что другого пути особо и не было – жаловаться государству на государство так же бессмысленно, как и бесполезно. Приемные государственных органов по работе с общественностью переполнены жалобами, а те их успешно динамят. Призвать нерадивого чиновника к ответу почти невозможно. Поэтому Общественная приемная рассматривается как механизм работы с претензиями граждан к государственным органам. Политическая организация не может принимать участие в управлении страной, основываясь только на мнениях профессионалов. Тот, кто каждый день имеет дело с реальными действиями властей, чувствует на себе все те законы, которые уже насоздавались, имеет не менее ценную информацию о том, нужно ли все это лично ему. Именно это и нужно пытаться выяснять без всяких посредников: что именно у нас в стране плохо и что нужно исправлять в первую очередь, на что может согласиться человек. Нужно чтобы человек понимал, что его усилия по работе с Вашей организацией в любом случае не пропадут даром. Вы или поможете ему решить возникшую проблему, или проконсультируете, как лучше это сделать самому, либо (в массовых случаях) сделаете так, чтобы за счет появления необходимого законодательства у граждан больше не возникало подобных проблем. Благодаря этому Ваша политическая организация будет иметь централизованную достоверную информацию о работе государственных органов. Будет понимать, где они не дорабатывают. Вы сможете оперативно, а не только в момент выборов, влиять на ситуацию в государственном управлении. Вы получите народное средство управления государством.
Название общественной приемной
Название общественной приемной является важным звеном ее имиджа, поэтому обсуждение этого вопроса вынесено в отдельный параграф. Мы хотели бы рекомендовать отказаться от названия общественной приемной как «общественной приемной». Это название у людей прочно ассоциируется с тем, что нужно прийти и пожаловаться, а нам бы хотелось уйти от решения мелких бытовых проблем и все-таки перейти к обсуждению с населением социальных и политических. Нужно решать и бытовые проблемы, но не только и не столько. Назовите это как-нибудь типа «Центр народной политики». Но помните, если ко всему подойти формально с чисто административных позиций, то Ваша приемная пристроится в колонну «народных домов» успешно почивших в недавние времена. В названии можно было бы использовать имена местных культурно-национальных героев, которые внесли вклад в становление государственности, национального самосознания или участвовали в борьбе за интересы народа. Но с такими названиями нужно быть аккуратными.
В развитие этой идеи интересным ходом, который вызывает проявление интереса, могло бы стать создание при общественной приемной некоторого «Наблюдательного совета за деятельностью органов власти». С приглашением в наблюдательный совет авторитетных людей (сторонников Вашей организации) в данном регионе. Их участие может быть номинальным, они могут выступать на пресс-конференциях с анализом сводных данных по обращениям, которые Вы им предоставите. Они могут участвовать в дискуссиях и встречах с представителями органов власти по актуальным проблемам. Их авторитет должен освятить Вашу работу и нужно быть достойными в использовании этого авторитета.
Оказание помощи в решении проблем. Это основное направление работы общественной приемной. Нужно только постоянно помнить и разъяснять избирателям то, что Вы не заменяете органы власти, а только помогаете гражданам решать их проблемы. Само решение проблемы не входит в Вашу компетенцию это работа каких-то конкретных органов, а Вы можете:
дать консультацию о правах избирателя;
помочь составить обращение;
сказать, куда и к кому обратиться;
от имени Избирательного блока направить сопровождающее письмо в поддержку данного обращения;
привлечь СМИ и общественное мнение для решения проблем граждан;
проконтролировать соблюдение органами власти законодательства, регулирующего порядок рассмотрения обращений граждан (процессуальный момент).
в случае грубых нарушений законодательства направить обращения к органам власти от имени лидеров политической организации;
направить требования в органы охраны правопорядка разобраться с какими-то нарушениями в связи с обращением гражданина;
требовать наказания виновного чиновника и пр.
Результатом работы по этому направлению выступает степень субъективной удовлетворенности граждан от работы с представителями общественной приемной.
Проведение агитационно-пропагандистской работы. Это второе по важности направление работы общественной приемной. Внешне оно заключается в раздаче агитационной литературы, сувениров с эмблемой политической организации, проведении различных PR акций. А ее внутренней задачей является привлечение граждан к работе Избирательного блока, которое может выражаться в следующем:
моральная поддержка (голосование на Вас на выборах);
участие в разовых политических акциях (митингах, шествиях, пикетах и пр.);
участие в разработке различных предложений (проект «народный эксперт»);
оказание материальной поддержки Вашей организации;
вступление в постоянные члены организации;
включение в состав кадрового резерва для занятия мест в органах власти.
Задача консультантов общественной приемной: распознавать таких людей, если необходимо, то убеждать их в необходимости личного участия в политической жизни, передавать координаты таких людей (при их согласии) в соответствующие подразделения Вашей организации.
Проведение маркетинговых исследований. Проведение маркетинговых исследований – политический мониторинг очень важная часть любой политической акции. Человек, обратившийся к Вам за помощью, для этого очень привлекательный объект. В обмен на нашу помощь и участие в его судьбе он готов поделиться с нами информацией о себе и своем отношении к происходящему. Конкретные вопросы для исследования зависят от изучаемых проблем. В то время как традиционные социологические опросы достаточно дороги, в общественной приемной можно получать такую же информацию совершенно бесплатно. Особое внимание уделите вопросам репрезентативности выборки.
Контроль над действиями организации. «Туда или не тудамы идем?» - вот тот вопрос, который задает себя каждый участник политического действия. И ответить на него может только избиратель, а искренне на него ответить может только посетитель общественной приемной. Поэтому правильно ли мы идем, какие делаем ошибки и куда нам нужно «довернуться» можно сказать только после бесед с избирателями и корректного обобщения их мнений.
Помимо текущей работы с обращениями граждан нужно чтобы общественная приемная регулярно проводила некоторые мероприятия, которые бы поддерживали интерес общественности к ее работе, информировали о наиболее важных результатах работы общественной приемной. Наиболее адекватная форма для этого – проведение PR-акций (мероприятий, которые вызывают интерес общественности).
В качестве таких акций можно было бы назвать следующие:
организация личного приема граждан руководителями политической организации. Для этого нужно отобрать несколько предложений граждан по реформированию общества и государства, которые бы находились в рамках политической платформы Вашей организации. Пригласить этих людей и провести обсуждение о том, как лучше всего было провести предлагаемые изменения, что для этого нужно, что можно сделать прямо сейчас, какие изменения в законодательстве необходимы, спланировать то, как будут разрабатываться и внедряться в практику их предложения. По результатам обсуждения провести пресс-конференцию. В особых случаях можно организовать поезду гражданина, сделавшего интересное предложение, в Москву на встречу с лидерами организации или организовать такую встречу по приезде их в регион.
проведение личных встреч граждан с чиновниками, отвечающими за решение тех или иных проблем. Для этого нужно подобрать несколько (10-15) обращений по одной тематике (например, про жилье) и организовать встречу граждан, написавших данные обращения с представителем (лучше руководителем) органов власти, которые отвечают за решение этих проблем. Предварительно перед такой встречей нужно провести достаточно большую подготовительную работу совместно с сотрудниками этого органа власти по подготовке решений по данным обращениям. Тогда на встрече с гражданами большой чиновник мог бы непосредственно сообщить гражданам о решении их проблем. Такая встреча освещается в СМИ.
проведение круглых столов по различным аспектам общественно-политической жизни с разъяснением позиции организации. Проведя анализ обращений граждан, можно выявить несколько общих проблем, которые в наибольшей степени волнуют жителей в данный момент и которые не могут быть решены (по какой то причине). По таким проблемам собираются на встречу представители местной элиты, представители от органов государственной власти, избирательного блока, другие заинтересованные лица. Проводится обсуждение и поиск решения такой проблемы. Результаты освещаются в СМИ.
Помещение общественной приемной должно располагаться недалеко от транспортных магистралей, быть легко доступным и быстро находящимся.
Особая организация пространства общественной приемной имеет очень большое значение для эффективности нелегкого политического труда. Получив помещение под общественную приемную, нужно спланировать траекторию движение избирателя внутри приемной. Если общественная приемная расположена в том же здании, что и штаб, то постарайтесь развести потоки граждан с обращениями и потоки движения Ваших сотрудников так, чтобы они не пересекались, иначе штаб не сможет спокойно работать. У вас должно быть три функционально различных пространства для гражданина, пришедшего в общественную приемную: пространство, где регистрируются обращения граждан (отвечают на телефонные звонки); пространство, где такие обращения пишутся (и/или проходит ожидание своей очереди для консультации); пространство, где проходит сама консультация. Это не обязательно должны быть разные комнаты, но все-таки желательно.
Пространство для регистрации обращений может быть простым офисным столом, но там должно быть все размещено так, чтобы посетитель, сдав свое обращение, был уверен, что оно не потеряется в ворохе бумаг. Пространство для написания обращений (ожидания) (лучше чтобы оно было достаточно просторным) должно позволять комфортно выполнить все необходимые процедуры. Постарайтесь максимально уйти от традиций чиновничества по маринаду посетителей, когда в приемной некуда плюнуть и хочется поскорее оттуда уйти. Посетителю должно быть удобно и комфортно у Вас (он же не обязан к Вам приходить). Пространство для консультаций должно отвечать требованиям приемлемой конфиденциальности и спокойного общения (если это несколько столов в одной комнате, то необходимо установить офисные перегородки, никаких телефонных звонков к Вам, можете звонить только Вы и только по поводу данного обращения, и пр.).
Агитационно-пропагандистское воздействие на посетителя общественной приемной бывает фоновым, которое создается общей атмосферой благожелательности, пропагандистским оформлением приемной и другими аналогичными факторами, и направленным лично на избирателя (то, как его приняли, как лично с ним поговорили, что оставили на память об этом визите и т.д.). Фоновое воздействие постоянно и должно быть хорошо продумано. Не то главное, чтобы в приемной было чего-нибудь и побольше, а чтобы это воздействие было правильно организованным.
Материалы должны располагаться в определенной последовательности, по определенному сценарию. Все материалы в приемной должны давать полное представление о политической организации и все они должны как бы составлять один рассказ. Этот рассказ должен разворачиваться в логике типовой траектории движения человека по Вашей приемной. В коридорах и переходах размещайте материалы, которые охватываются одним взглядом и не требуют долгого осмысления (плакаты, воззвания и пр.). А в месте для ожидания размещайте информационные материалы. Они не должны быть перегружены текстом, текст должен легко читаться. Все что необходимо для тщательного изучения размещайте не на стендах, а в виде брошюр на журнальных столиках.
По возможности не используйте в общественной приемной стандартных плакатов и других общеизвестных рекламных материалов. Здесь нужно что-то оригинальное, которое нигде больше не используется, а только у Вас. Визит в общественную приемную должен чем-то запомниться таким, о чем можно было бы рассказать друзьям и знакомым даже в виде прикола (главное, чтобы говорили, чтобы была неравнодушная реакция). Каждому, кто к Вам приходил по делу, дайте на память что-нибудь об организации (календарик, или ручку, или брошюрку и пр.)
Продумайте список материалов, которые должны быть доступными для просмотра в помещении общественной приемной, но которые лучше не раздавать в массовых масштабах. Выдавайте эти материалы преимущественно представителям общественных объединений или чрезвычайно активным Вашей организации.
В работе общественной приемной можно выделить четыре типовых роли:
добровольный помощник. Сторонник движения, которого можно привлекать для выполнения каких-то отдельных задач или в случае временного увеличения объема работы в Общественной приемной.
оператор. В его обязанности входит регистрация обращений, ведение базы данных по обращениям, обработка корреспонденции и пр.
консультант. Это сотрудник, который непосредственно работает с обращениями граждан, лично принимает их, отвечает на обращения, проводит анализ обращений. Лучше всего иметь консультантов по следующим специализациям:
руководитель общественной приемной. Отвечает за координацию работы подчиненных, лично принимает решения по особо важным обращениям.
Специально отмечаем необходимость и целесообразность ведения единой базы данных по всем контактам с потенциальными избирателями. Настоятельно рекомендуем регистрировать все мало-мальски значимые контакты. Эта информация поможет Вам:
проанализировать социальный состав населения, который активно поддерживает Вас в регионе;
легко и быстро анализировать изменение отношения избирателей к Вашей позиции по тем или иным вопросам;
сформировать социальный слой поддержки организации и вести с ним целенаправленную работу не только в период выборов, но и все время регулярной политической деятельности;
быстро выявлять сторонников организации и эффективно привлекать их к работе;
все контакты отчуждаются от конкретных сотрудников и хранятся в едином месте, легко доступны для каждого, кто имеет доступ к такой информации. В этом случае организация становится в меньшей степени зависима от изменения кадрового состава
осуществлять адресную рассылку политической и агитационной литературы (не массовую на авось, что тоже иногда нужно делать, а именно адресную).
Осуществление этого невозможно без компьютерной техники, поэтому рекомендуем потратиться на хороший компьютер для общественной приемной.
Граждане, желающие получить помощь политической организации, какую-либо политическую информацию или предложить свою помощь обращаются в общественную приемную. Обращения могут поступать по следующим каналам связи: по телефону, по почте, через Internet, по электронной почте, по факсу (факс-модему), личный визит избирателя.
Любой контакт с избирателем регистрируется оператором в базе данных. Ему присваивается номер. Контакты могут быть следующих видов: обращение (на получение помощи от нас), информация (сообщение нам какой-либо информации), предложение (помощи нам), заявление о вступлении в блок. Контакты могут быть как с отдельными гражданами, так и от представителей объединений. Помимо содержания контакта по возможности также фиксируются анкетные данные обратившегося: ФИО, пол, возраст, образование и др.). По возможности с обратившимся в приемную гражданином проводится маркетинговое исследование (три-пять вопросов) и фиксируется его отношение к перспективам сотрудничества с движением (хочет ли, в каком качестве: «народный эксперт», участник отдельных акций, постоянный член движения и пр.). Каждому обращению присваивается категория срочности: срочные, среднесрочные, обычные.
После регистрации обращения оно передается для отработки консультантам. На обращении оператором ставится отметка (не отработано). В случае запроса об информации по телефону, должна быть возможность сразу переключить человека на консультанта.
Консультант отбирает из базы данных поступающие обращения сначала с пометкой срочно, затем – среднесрочные, затем – обычные. И на основе представленной там информации отрабатывает контакт:
- ответ о регистрации обращения и включения его в программу разработки законопроектов. После чего он на обращении ставит отметку о типе данного ответа;
- запрос на основе обращения в органы государственной власти с требованием разъяснить ситуацию по данному вопросу, либо с ходатайством о рассмотрении данного обращения. При этом на обращении ставится отметка «на контроле» и дата планируемого получения ответа. После получения ответа из госорганов, либо в случае не получения ответа консультант готовит ответ и отсылает его обратившемуся. После чего на обращении ставит отметку об отработке «отработано» и дает краткие комментарии полученному результату.
- дает разъяснения и рекомендации по предмету обращения. После чего на обращении ставит отметку «дана консультация».
Для региональной общественной приемной нецелесообразно иметь больше 3-5 сотрудников. В качестве сотрудников необходимо подбирать компетентных коммуникабельных людей, которые лояльны к идеям Избирательного блока «Отечество – Вся Россия». Лучше избегать приема «по знакомству» (не путать с рекомендациями), такие люди, как правило, работают достаточно плохо, а уволить их достаточно тяжело. Не следует приносить эффективность работы подразделения в жертву социальным связям, стратегически Вы всегда проиграете.
Общественная приемная является в определенном смысле «храмом» политики. Именно здесь происходит регулярное взаимодействие между избирателями и теми, кому они вверяют свою судьбу и рассказывают о своих бедах. Поэтому пропагандистское оформление приемной должно быть очень выверенным. Она должна создавать позитивный подъем духа, рождать желание что-нибудь сделать и формировать вектор реализации этого желания, находящийся в предлагаемых избирательным блоком рамках. Наглядная агитация приемной должна быть оригинальной, не общеизвестной. Она не должна стать обычным серым фоном для посетителя общественной приемной.
В связи с этим мы предлагаем следующие соображения по оформлению общественной приемной.
Для наглядной агитации имеют значение следующие места в помещении общественной приемной:
Вход с улицы в здание должен быть оборудован вывеской, информирующей о расположении здесь общественной приемной. Желательно, чтобы эта вывеска была сделана в одном стиле с вывеской на помещении штаба Вашей организации.
Вход с этажа в помещение общественной приемной должен быть также оборудован вывеской того же содержания, что и на входе в здание, но по типу исполнения она должна быть офисной.
Все названия комнат должны быть сделаны в едином стиле с вывеской на этаже.
Коридор может быть оформлен следующими материалами. Например, Слева по ходу движения к холлу должны располагаться стенды:
Стенд № 1. «Общественная приемная – это инструмент народной политики»
Фотографии, на которой лидеры организации общаются с людьми. Хорошо если на фотографиях была бы личная подпись лидера типа: «Мне очень важно знать Ваше мнение», «Мне очень важно иметь Вашу поддержку», «Мне очень важно чувствовать Ваше отношение», и т.п.
Стенд №2 «Лист неофициального мнения избирателя». Во всю стену чистый ватман, за веревочку привязана ручка. Пусть люди напишут что-нибудь от себя.
Далее могут располагаться какие-нибудь плакаты типа: «Разбуди свою надежду», «Иди в будущее» и пр.
Холл для ожидания избирателей является центральным комплексом наглядной агитации в общественной приемной, в нем сосредоточены основные идеологически значимые материалы. Хорошо бы было иметь большой баннер организации во всю стену. Кроме того, имеет смысл иметь следующие стенды:
Стенд №3 (размер А1) «Летопись организации». Здесь кратко излагаются основные этапы становления политической организации, основные данные по организации на текущий момент.
Стенд №4 (размер 2хА1) «Структура организации». На этом стенде приводится список коллективных участников, входящих в организацию, название и подчиненность руководящих органов и пр.
Стенд №5 (размер 2хА1) «Галерея достижений» (чего удалось уже сделать). На этом стенде излагаются основные добрые дела, которые уже сделали члены политической организации.
Стенд №6 (размер 2хА1) «Галерея доверия». На этом стенде приводится информация о персональном составе участников организации, которые хорошо известны в стране (регионе) и уже завоевывали (завоевали) доверие избирателей (проходили через выборы): губернаторы, мэры городов, депутаты ГД и т.д. Желательно иметь следующую информацию о них: фотографию, ФИО, занимаемую должность.
Стенд №7 (размер 2хА1) «Галерея идей». На этом стенде излагаются 10 ключевых идей, с которым избирательный блок идет на выборы (структура описания идеи: звучное название идеи, изложение каждой идеи должно занимать по размеру лист форматом не более А4).
В качестве центрального места идеологической композиции нужно поместить что-то неординарное. Именно об этом должны люди рассказывать своим знакомым после выхода от Вас. В качестве примера, можно было бы предложить следующее:
«Большая во всю стену карта России с прилегающими территориями бывшего СССР. Название плаката сверху «Боль моего Отечества[1]». На карте помечены места больших бед и идут надписи по карте:
Внешнее окружение.
Внутренние дела.
Стенд №8 (размер 2хА1) «Галерея сопротивления». На этом стенде излагаются наезды, которые совершали Правительство, Дума и Президент на членов политической организации, и достойные им ответы.
Стенд №9 (размер 2хА1) «Галерея борьбы» (с политическими оппонентами). На этом стенде дается краткая критика основных политических оппонентов, их программ, политических действий, проведения избирательной компании и пр. Очень кратко, но со вкусом.
Помещение для ведения переговоров оформляется имеющимися стандартными плакатами и пропагандистскими материалами.