АКТУАЛЬНОСТЬ КУРСА
Одна из наиболее распространенных причин обращения управленца за консультационной помощью состоит в повышении степени конфликтности внутри управляемой им системы деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, невозможностью долгого существования реальной деятельности вне противоречий, разсогласованностей и конфликтов, с другой стороны, недостаточной подготовленностью реальных управленцев к профессиональному управлению и нейтрализации возникающих конфликтов. Положение может усугубляться и неверной управленческой позицией, поведением, тактикой разрешения конфликта и т.д.
Готовность управленческого консультанта к оказанию адекватной помощи управленцу посредством коррекции мотивов его поведения и действий в конфликтной ситуации, а также путем введения своевременных консультационных подсказок относительно сущности разсогласованностей, такая готовность консультанта и является главной целевой идеей настоящего курса.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Ведущими целями курса являются:
- Получение минимальных навыков управления и нейтрализации конфликтов в деятельности.
- Получение опыта психокоррекции управленца в конфликтной ситуации.
- Приобретение начальных способностей коррекции субъективных психологических факторов управленца для разрешения конфликтов в деятельности.
- Коррекция представлений о сущности конфликта, типологии конфликта, технологии управления конфликтами.
- Оформление представлений о методе и методиках консультирования управленца при разрешении им конфликтов.
Системообразующими задачами курса выступают:
- Понимание природы конфликта в деятельности.
- Понимание функции критериальных оснований в управлении деятельностными конфликтами.
- Освоение психотехнических средств коррекции состояний участников конфликта в деятельности.
- Овладение техникой консультации управляющего конфликтом в деятельности.
- Получение опыта консультационной практики при разрешении управленцем конфликта в деятельности.
- Приобретение в практическом действии навыков консультирования управленца управляющего конфликтом.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
|
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
|
ВИД ЗАНЯТИЯ
|
КОЛ-ВО ЧАСОВ
|
1.
|
Противодеятельностная природа конфликта. Типология конфликта
|
лекция
семинар
|
4
2
|
2.
|
Коррекция психологического состояния конфликтующих сторон
|
лекция
семинар
|
2
4
|
3.
|
Основные принципы управления конфликтом
|
лекция
тренинг
|
2
4
|
4.
|
Консультационная коррекция действий управленца по разрешению конфликта
|
лекция
тренинг
|
2
4
|
5.
|
Консультационная коррекция состояния управленца при снятии им конфликта
|
лекция
тренинг
|
2
4
|
6.
|
Методика консультирования управ-ленца управляющего противодеятельностью
|
лекция
тренинг
|
2
4
|
Всего 36 ч.
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Противодеятельностная природа конфликта.
Противодействие в ИЖД. Два источника противодействий. Типология выхода из противодействия. Типы отношений между деятельностями. Содеятельность. Кооперация. Псевдодеятельность. Противодеятельность. Конфликт и борьба как виды противодеятельности. Межличностный и межфункциональный типы конфликта. Внутриличностный, межличностный, межличностногрупповой и межгрупповой виды конфликта. Позиционное взаимодействие и позиционные конфликты в системе кооперативной деятельности. Конфликт как индикатор несовершенства формы системы деятельности.
Тема 2: Коррекция психологическая состояния конфликтующих сторон.
Конфликт как деструктурирующий фактор в деятельности. Конфликт как развивающий фактор в деятельности. Объективные и субъективные предпосылки конфликта в деятельностных кооперациях. Зарождение, развитие и угасание конфликта. Типы поведения участников конфликта. Эгоцентризм в конфликте. Виды потребностных состояний и мотивов субъектов конфликта. Логическая и психологическая сторона конфликта. Коррекция состояния конфликтующих сторон. Психотехника в коррекции конфликтующих. Учет индивидуальных особенностей участников конфликта в коррекции.
Тема 3. Основные принципы управления конфликтом.
Необходимость управления конфликтом. Стихийное и критериальное управление конфликтом в деятельности. Логические и психологические средства снятия конфликта. Коррекция процесса согласования. Коррекция коммуникации в конфликте. Коррекция взаимопонимания. Управление взаимоидентификацией конфликтующих сторон. Управление процессом выработки взаимоприемлемых договоров, соглашений, норм и т. д. Контроль взаимодействия бывших участников конфликта.
Трудности управления конфликтом. Перенос характеристики противостоящей стороны на управленца. Малая подверженность потребностных слоев коррекции.
Тема 4. Консультационная коррекция действий управленца по разрешению конфликта.
Типичные ошибки в управлении конфликтом. Ошибки управленца, связанные с неучетом индивидуальных характеров конфликтующих и их психологического состояния. Ошибки управленца, связанные с неучетом самоценности каждой стороны противостоящих. Попустительство и жесткое навязывание со стороны управленца. Недооценка управленцем значимости заимствования позиций конфликтующими. Коррекция консультантом управленческих ошибок. Коррекция понимания управленцем реального конфликта. Коррекция действий управленца по разрешению конфликта. Коррекция концептуальных оснований действий управленца. Коррекция учета позиций конфликтующих сторон управленцем в управлении конфликтом.
Тема 5. Консультационная коррекция состояния управленца при снятии им конфликта.
Естественные и социокультурные формы управленческих действий по управлению конфликтом. Критический анализ действий управленца. Диагностика профессиональных и личностных качеств управленца. Типы субъективных механизмов разрешающего конфликт. Роль диагностики в консультировании. Разработка стратегии и тактики консультационного мероприятия. Критериальное проектирование консультационно-коррекционных воздействий. Проектирование развития профессионального уровня управленца в рамках управления конфликтом. Типология консультационно-коррекционных воздействий по устранению психологических барьеров и негативных факторов управленца.
Тема 6. Методика консультирования управленца, управляющего противодействием.
Цели и задачи управленческого консультанта при конфликтной ситуации в деятельности. Концептуально-технологические основы консультирования управленца. Условия продуктивности консультирования. Понятийные и ценностные критерии в оценке личности и деятельности управленца. Педагогический аспект в мыследеятельности консультанта. Идеология и ценности управляющего консультанта. Управление саморазвитием и ростом профессионализма управленца, управляющего противодеятельностью. Методика диагностики управленческого потенциала. Методика коррекции волевых и личностных качеств управленца.
Характерные ошибки в реализации методик консультирования. Самоконтроль и самокоррекция управленческого консультанта. Устранение внутренних факторов, мешающих консультанту при реализации культурных технологий. Самоорганизация и саморазвитие управленческого консультанта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимов О. С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. М., 1995.
2. Анисимов О. С. Основы методологии, т.1,2; М., 1994.
3. Богданов А. А. Тектология/ всеобщая организационная наука. М., 1989.
4. Генов Ф. Психология управления. М., 1981.
5. Дизель П. М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. М.,1993.
6. Журавлев А. Л., Ломов Б. Ф. Психология управления. М., 1978.
7. Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. М., 1992.
8. Заренок Н. Н. Культура управления. Минск, 1990.
9. Зигерт В., Лант Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.
10. Иванов Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие. М., 1992.
11. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 1975.
12. Котик М. А., Емельянов А. М. Ошибки управления. Таллин, 1985.
13. Кхол И. Эффективность управленческих решений. М., 1976.
14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
15. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
16. Петровский В. А. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.
17. Питерс Т., Уотерлин Р., В поисках эффективного управления. М., 1986.
18. Рубахин В. Ф., Филипов А. В. Психологические аспекты управления. М.,1974.
19. Шепель В. М. Управленческая психология. М., 1984.
20. Яблокова Е. А. Психология и личность. М., 1977.
Авторы программы: Верхоглазенко В.Н., Звезденков А.А.