Два спецкурса по управленческой мыслетехники

Форма материала: 
Разделы по содержанию: 
Кому предназначен материал: 
Автор материала: 
Верхоглазенко В.Н.

Программа первого спецкурса “Логическая организация суждения и умозаключения управленческого консультанта”

Цели и задачи курса    

Первый мыслетехнический спецкурс посвящен логической организации аналитической деятельности управленческого консультанта. Ведущий акцент спецкурса - логические основы мыслительной культуры консультанта аналитика. Необходимость развития культурномыслительных способностей управленческого консультанта достаточно очевидна, если принять во внимание сложность объекта консультирования, а именно рефлексивно-мыслительный характер управленческой деятельности.

Главной целью курса выступает формирование навыка организации суждения и умозаключения в логике уточнения, также приобретение логикомыслительного опыта для решения типовых консультационных задач и проблем. Кроме того, целью курса является также формирования концептуально-технологических представлений о суждении и умозаключении в логике, о различии между эмпирическими и теоретическими типами знаний, смыслом и значением, знаковым и символьными средствами мышления.

Основная задача курса включает в себя формирование первичных способностей по оперированию с субъектом мысли, предикатом и их соотнесении по правильным логическим формам, а также начальное освоение схемотехники в учебно-практическом действии.  

Тематический план

 
 
                  тема занятия
      вид занятия
кол-во
 часов
 1
Единица высказывания или
суждение в логике
      лекция
      семинар
      тренинг
    2
    2
    2
 2
Понятийное описание субъекта мысли
      лекция
      тренинг
    2
    4
 3
Подведение под понятие
      лекция
      тренинг
    2
    4
 4
Эмпирическое обобщение
 
      лекция
      тренинг
    2
    4
 5
Технология оформления феноменального
материала
      лекция
      тренинг
    2
    4
 6
Конкретизация предиката в логике
уточнения
      лекция
      тренинг
    2
    4
 7
Технология конкретизации исходного
предиката
      лекция
      тренинг
    2
    4
                                                                                 Всего 42 часа.  

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА 

Тема 1. Единица высказывания или суждение в логике
Познание в деятельности. Описание деятельности. Текст. Логическая организация высказывания. Три подпространства сознания. Подространство мысли. Логическая структура высказывания. Суждение. Функция субъекта мысли, предиката мысли и связки в суждении. Схема акта мысли. Процессуальность и структурность в схеме акта мысли. Три функции предиката. Отождествление предиката с субъектом. Истинность и ложность суждения. Опровержение отождествленного предиката.

Литература:
1. Анисимов О.С. Основы методологии т. 1 и 2. М., 1994.
2. Аристотель. Риторика /Античные риторики. М., 1978.
3. Коршунов А.М., Мантатов В.В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М., 1974.
4. Леонтьев А.А. Речевая деятельность/Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
5. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. С-Петербург, 1995.
6. Налимов В.В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении. Тбилиси, 1978.
7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
8. Щедровицкий Г.П. Избранные произведения. М.,1995.

Тема 2. Понятийное описание субъекта
Субъект мысли как результат иммитационного отражения явления. Генезис языка. Язык как средство общения. Коммуникация. Пространство построение мысли. Фиксация связки субъекта с предикатом. Пролема выбора предиката под субъект. Теоретическая парадигма. Организация процедуры отождествления понятия с субъектом. Относительность отождествления. Предикат как заместитель субъекта. Значеньевая характеристика субъекта. Раскрытие сущности субъекта посредством понятийной квалификации. Психологизм в логике. Типовые ошибки в понятийном описании субъекта.

Литература:
1. Анисимов О.С. Основы методологии т. 1 и 2. М., 1994.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. М., 1982, том 2.
3. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркаск, 1994.
4. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.,1986.
5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983.
6. Пиаже Ж. Логика и психология (Избранные психологические труды). М.,1969.
7. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М., 1933.
8. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. С-Петербург, 1995.
9. Щедровицкий Г.П. Избранные произведения. М.,1995.

Тема 3. Подведение под понятие
Предикат как организованное представление. Константность, структурность, и предметность представления. Предикат как средство мышления. Внеиндивидуальность и внеситуативность средст мышления. Культурная значимость предиката. Знаковый и символьный языки. Техника подведения под понятие. Предикат в функции заместителя субъекта. Замена субъекта содержанием предиката. Смысл и значение. Естественный и искусственный языки. Понятия и категории в логике. Формальная логика. Поиск субъектов-аналогов под понятие. Культура понятийной трактовки субъекта. Формализм в логическом мышлении. Типовые ошибки в осуществлении процедуры подведения под понятие.

Литература:
1. Анисимов О.С. Основы методологии т. 1 и 2. М., 1994.
2. Зиновьев А.А. Логика науки. М., 1971.
3. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.
4. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993.
5. Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике. М., 1990.
6. Натадзе Р.Г. К онтогенезу формирования понятия. Тбилиси, 1976.
7. Щедровицкий Г.П. Избранные произведения. М.,1995.

Тема 4. Эмпирическое обобщение.
Эмпирические наблюдения.Фиксации эмпирических наблюдений. Предварительное оформление феноменальных фиксаций.Индуктивная логика. Субъект как материал в логикомыслительных процедурах. Процедура обобщения. Структурирование материала. Текстовая блок-схема. Иммитационность и конструктивность в обобщении. Сочетание знаковых и символьных средств в обобщении. Изобразительная и средственная сторона символов. Необходимость расщепления субъекта мысли на части. Правила перевязки частей субъекта. Процедура восполнения недостающих частей субъекта мысли. Эмпирическая каузальность.

Литература:
1. Анисимов О.С. Основы методологии т. 1 и 2. М., 1994.
2. Анисимов О.С. Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. М., 1995.
3. Бекон Ф. Сочинения в 2-ух томах. М., 1978, том 2.
4. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркаск, 1994.
5. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. С-Петербург, 1995.
6. Щедровицкий Г.П. Избранные произведения. М.,1995.

Тема 5. Технология оформления феноменального материала
Феноменальная реконструкция. Функция и технология феноменальной реконструкции. Процессуальная реконструкция. Функция и технология процессуальной реконструкции. Функция схематических изображений в феноменальной и процессуальной реконструкции. Принцип иммитационности в оформлении субъекта мысли. Типовые ошибки в эмпирическом обобщении. Концептуально-технологические основы оперирования с феноменальным материалом. Культура работы с феноменальным материалом.

Литература:
1. Анисимов О.С. Основы методологии т. 1 и 2. М., 1994.
2. Бекон Ф. Сочинения в 2-ух томах. М., 1978, том 2.
3. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркаск, 1994.
4. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. С-Петербург, 1995.
5. Щедровицкий Г.П. Избранные произведения. М.,1995.

Тема 6 Конкретизация предиката в логике уточнения.
Филосовский и предметно-научный категориально-понятийный аппараты. Семантика и семиотика. Знак и символ в семиотике. Функция и инструментальность применения категориально-понятийного аппарата. Значимость теоретической интерпретации феноменов деятельности. Функция теоретического конструирования. Дополнение, уточнение и редукция в конструировании предикативных структур. Умозаключение формальной логики. Логика уточнения. Основные принципы и правила конструирования в логике уточнения. Взаимовлияние предикатов. Разделение пространства мышления на подпространства содержательных суждений и конструирования. Идея восхождения от абстрактного к конкретному.

Литература:
1. Анисимов О.С. Основы методологии т. 1 и 2. М., 1994.
2. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркаск, 1994.
3. Коршунов А.М. Мантатов В.В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М., 1974.
4. Лосев А.Ф. Проблема символов и реалистическое искусство.М.,1995
5. Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистики. М., 1990.
6. Щедровицкий Г.П. Избранные произведения. М.,1995.

Тема 7. Технология конкретизации исходного предиката.
Общие принципы метода восхождения от абстрактного к конкретному. Акт мысли в логике систематического уточнения. Средственная и содержательная сторона предиката. Исходный предикат. Выбор исходного предиката. Основания выбора исходного предиката. Подтверждение и опровержение исходного предиката. Функция субъекта мысли в логике уточнения. Выбор уточняющего предиката. Процедура синтеза: формальная и содержательная сторона. Отождествление субъекта мысли с уточненным предикатом. Критериальная организация одного шага уточнения. Типы ошибок в процедурах конкретизации.

Литература:
1. Анисимов О.С. Основы методологии т. 1 и 2. М., 1994.
2. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. т.1, М., 1970.
3. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в “Капитале” Маркса. М.,1961.
4. Щедровицкий Г.П. Избранные произведения. М.,1995. 

Программа второго спецкурса: “Техника схематизации в аналитической деятельности управленческого консультанта”

Цели и задачи курса

Курс по технике схематизации направлен на формирование базовых способностей управленческого консультанта в оперировании языком схематических изображений (ЯСИ). Использование консультантом ЯСИ в оперативном оформлении управленческой ситуации и в концептуальной работе является неотъемлемым атрибутом практики управленческого консультанта.

Основная цель курса заключается в формировании культурных навыков оперирования ЯСИ в феноменальных и концептуальных оформлениях содержаний. Другие цели курса характеризуются приобретением требуемого минимума опыта в работе со схемами и теоретических представлений концептуально-технологического типа по теме.

В главные задачи курса входит освоение участниками процедур парадигматизации, синтагматизации и семантизации, которые являются основами операционального использования языка схематических изображений в иллюстративной и средственной функциях.

тематический план

 
 N
                   тема занятия
 тип занятия
кол-во
 часов
 1
Техника       иммитационной    схематизации феноменального материала в деятельности
 управленческого консультанта
лекция
тренинг
2
4
 2
Разложение понятийной схемы на элементы
              (парагматизация)
лекция
тренинг
2
4
 3
Синтезирование парадигматических элементов
в схему (синтагматизация).
лекция
тренинг
2
4
 4
Содержательное наполнение схемы
             (семантизация)
лекция
тренинг
2
4
 5
Культура использования языка схематических
изображений в деятельности управленческого консультанта
лекция
тренинг
2
4
 
 
         Всего
30 часов

 

Тема 1. Техника схематизации феноменального материала в конскльтационной практике.

Функция схематических изображений в конскльтационной практике. Роль схематического оформления субъекта мысли в деятельности управленческого консультанта. Субъект мысли как результат созерцательных запечатлений. Субъект мысли, выраженный текстом и в схематической форме: преимущества и недостатки. Типичные ошибки в эмпирической схематизации. Иллюстративная схема как результат первичного обобщения феноменального материала.
 
Тема 2. Разложение понятийной схемы на элементарные составляющие. (Парадигматизация)
Понятийно-категориальные средства мышления управленческого консультанта. Язык схематических изображений (ЯСИ). Природа языковых средств. Особенности символьных средств. Азбучные схемы теории деятельности. Разложение понятийной схемы. Критерии конечности разложения схемы на элементы. Типизация элементов. Минимизации парадигматического набора словаря. Техника процедуры парадигматизации.
 
Тема 3. Синтезирование парадигматических элементов.
Синтез парадигматических элементов. Учет особенностей элементов парадигмы в синтезировании. Правила соединения парадигматических единиц. Атрибутивные характеристики понятийной схемы. Критерии процессуальности, цикличности, структурности и однородности. Взаимовлияние и взаимоадаптация парадигматических элементов в синтетической схеме. Синтаксис языка схематических изображений. Техника конструирования схем. Типология ошибок в конструировании схем.
 
Тема 4. Содержательное наполнение схемы (Семантизация).
Содержательная интерпретация схематического изображения (СИ). Семантика и семиотика. Совмещение содержательной и формной стороны мышления. Четыре уровня содержательности СИ. Правила содержательной интерпретации схем на разных уровнях.С Организация межуровневых переходов. Типичные ошибки в прочтении СИ. Индивидуальный субъективизм в содержательной интерпретации СИ. Самоконтроль и самокоррекция в семантической работе.
 
Тема 5. Культура использования языка схематических изображений в деятельности управленческого консультанта.
Символическая организация мышления. Роль ЯСИ в структурировании смыслов. ЯСИ как средство перехода от смыслов к значениям, понятиям, категориям. Техника использования символических средств. Доинструментальное и инструментальное использование ЯСИ. Сохранность логики средства в оперировании. Средственность сознания и культура мышления управленческого консультанта.Применение ЯСИ управленческим консультантом в различных типах анализа.
 

Литература:
1. Анисимов О.С., “Основы методологии” т. 1 и 2., М., 1994.
2. Белый А., “Эмблематика смысла”, М.,1910.
3. Гегель Г.В.Ф., “Наука логики.”, т.1, М., 1970.
4. Гуссерль Э., “Философия как строгая наука”, Новочеркаск, 1994.
5. Кант И. “Критика чистого разума”, М., 1994
6. Кассирер Э., “Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции”, Спб., 1912.
7. Коршунов А.М., Мантатов В.В., “Теория отражения и эвристическая роль знаков”, М., 1974.
8. Лосев А.Ф.,“Проблема символов и реалистическое искусство.”М.,1995
9 . Лосев А.Ф., “Очерки античного символизма и мифологии.”,М.,1930.
10. Уваров Л.В., “Образ, символ, знак. Анализ современного гносеологического символа”, Минск, 1967.
11. Флоренский П.,”Символическое описание”, М.,1922.
12. Щедровицкий Г.П., Избранные произведения, М.,1995.