Сложная коммуникация – структурно организованное взаимодействие участников обсуждения в пяти возможных позициях (автор, понимающий, критик, арбитр и организатор коммуникации) в строгом соответствии с требованиями по каждой позиции. Понятие многопозиционной коммуникации начало оформляться в московском методологическом кружке (ММК) под руководством Щедровицкого Г.П. Окончательное оформление схемы сложной коммуникации осуществил методолог Анисимов О.С.
Сложная коммуникация "вырастает" из простой коммуникации (см. простая коммуникация) в случае если понимающий, построивший представление соответствующее авторскому, имеет по теме обсуждения свою точку зрения, отличную от авторской. Тогда по правилам сложной коммуникации он может перейти в позицию критика. Критик высказывает автору несовершенства, неполноту или односторонность его версии, указывает на недостатки и указывает на то, что необходимо изменить автору в его представлении. При этом важно выделить два полярных типа критики - конструктивная критика и разрушительная критика.
Критик-разрушитель “стирает” авторскую версию, как неудовлетворительную, и полностью заменяет ее своей. Конструктивная же критика предполагает сохранение положительного в авторском представлении и устранение имеющихся в нем недостатков. Наиболее развитый вариант конструктивной критики - критика с основанием, где в качестве основания выступают организованные представления. Результатом конструктивной критики является усовершенствованное исходное представление автора, которое становится общим, согласованным представлением и автора, и бывшего критика.
Если же возникает затяжной спор между автором и критиком без перспективы согласования их представлений и прихода к одному общему, то возникает необходимость в еще одной функционально- коммуникативной позиции - позиции арбитра. Арбитр по коммуникативной функции - это держатель оснований, т.е. держатель более абстрактных и более организованных представлений по теме спора. Например, если спор у коммуникантов по экономической теме, то в качестве арбитра может выступить профессиональный экономист. Для организации взаимодействия коммуникантов в указанных позициях необходима пятая позиция - организатор коммуникации.
В функцию организатора коммуникации входит контроль и коррекция соответствия участников коммуникативным позициям. Например, организатор может скорректировать коммуниканта, вышедшего в позицию критика не до конца поняв мысль автора.
Такая коммуникация называется сложноорганизованной. Подчеркнем, что простота выделенных позиций - иллюзорна. В реальной коммуникации людям достаточно сложно соответствовать всем требованиям коммуникативных позиций. Но чем большая степень соответствия коммуникантов требованиям культурной коммуникации, тем вероятнее успешность коммуникации в целом.
Наличие на схеме всего пяти позиций вовсе не означает, что в коммуникации может участвовать всего пять человек. На схеме обозначены лишь типовые функциональные места коммуникантов. Например, в тот момент когда автор излагает свое сообщение позицию понимающего могут занимать сразу несколько человек, которые реально слушают и стараются понять содержание сообщения автора. Так, например, во время лекции в позиции понимающего может оказаться вся аудитория (за исключением тех, кто присутствуя натурально в аудитории, при этом не слушает лектора и занимается своими делами).
В критическую позицию также могут войти все участники коммуникации, но, само собой, излагать критику автору они могут лишь по очереди. И это естественно, ведь автор не может понимать одновременно две (и более) критические реплики. Он сможет понять их лишь последовательно, по порядку. Вообще, участники культурной коммуникации должны стараться говорить лишь по очереди иначе коммуникация легко перевоплощается в так называемую “коммуналку”.