Онтология аналитики или оборотная сторона красивых должностей

Форма материала: 
Разделы по содержанию: 
Кому предназначен материал: 
Автор материала: 
Емельянов А.Л.

В наше время достаточно много в организациях и даже фирмах развелось различных аналитических служб и центров. Если добавить к этому еще и такие феномены как: консалтинговые фирмы, центры экспертизы, аттестационные и квалификационные комиссии, а также вспомнить науку и ученых, советы и советников, проекты и проектировщиков, а еще появились методологи, прогрессоры и прогнозисты, то все то, что по ощущениям относится к аналитике становиться просто непомерным. И ответить вразумительно, и не напрягаясь, на вопрос, кто же такой аналитик, и чем он принципиально отличается от вивисектора, и чем анализ отличается от анализов, становится не просто.

Они дают много разных приглядных и неприглядных продуктов красивого вида. И можно было бы им простить то, что они перетягивают одеяло аналитики, и кроят его, как вздумается. Но когда тебе дают визитку, в которой сказано - эксперт и ты зовешь его как эксперта, а он приходит, как консультант, да еще и начинает давать советы, то перестаешь верить в разумность устройства этого мира деятельности. А ведь хочется!

Отсюда попытка внести определенность в различия между основными типами аналитической работы.

Понятие аналитической деятельности.

За краеугольный камень и исходное основание анализа возьмем саму простую систему деятельности и попробуем в ней позиционировать аналитику. Самая простая система деятельности состоит из трех элементов, трех типов деятельности: деятельности заказчика, деятельности управленца и деятельности исполнителя. Соответственно, заказчик выражает содержание своей потребности в чем-либо, управленец строит систему норм о том, как нужно изготовить то, что требуется заказчику и организует получение этого, исполнитель реализует созданную управленцем систему норм и получает требуемый продукт. Наверное, достаточно очевидно, что аналитическая деятельность - это удел управленца. Конечно, и заказчик и исполнитель используют аналитику, но она для них всегда вспомогательна и чаще всего мало сознаваема. В то время как для управленца аналитическая деятельность лежит в плоскости базового процесса и является предметом самых злостных размышлений.

Теперь попробуем наметить границы аналитики уже внутри самой управленческой деятельности. В ставшей деятельности, когда все «крутится», управленец реализует четыре основных функции: принимает решения в случае возникновения каких-то трудностей (аналитика), обеспечивает реализацию решений необходимыми материалами (снабжение), следит за тем, чтобы реальная деятельность исполнителей соответствовала бы принятому решению (контроль), и вмешивается в работу подчиненных, если что-то идет неправильно (коррекция). В случае, когда деятельность по принятию решения выделяется из целостности управления, а, затем, и делегируется специалистам, она превращается в аналитическую деятельность, а ее результат лишается статуса безусловного исполнения. Таким образом, аналитик - это управленец, разрабатывающий решения. Право придать результатам аналитической деятельности статус нормы, необходимости их исполнения (императивности), остается в руках управленца более высокого ранга, который начинает в данной ситуации разделения труда отвечать за соорганизацию реализуемости всех функций (в том числе и аналитики) в целостности всей управленческой деятельности.

Давайте теперь рассмотрим, какие типы результатов специфичны для аналитической деятельности. Термин «решение» недостаточно определен, он скорее отражает сам факт окончания раздумий и готовности к действию (ср. решительный), чем тип содержания этих раздумий. Мы предлагаем использовать для квалификации аналитических результатов в управлении понятие «норма». В норме содержится как описание того, что нужно сделать, так и предписание это сделать. Кроме этого, в понятии «норма» отражается социальная природа предлагаемого исполнителю предписания, подчеркивается его неиндивидуальный характер, в то время как термин «решение» несет в себе и заряд субъективности, индивидуальной воли, оставляя место для личного произвола руководителя.

Управленец в большинстве случаев оперирует следующими типами норм: целями, планами, программами и технологиями, более специфичными выступают такие нормы как метод, методика, подход и принцип. Например, цель включает в себя представление о конечном результате деятельности как критерии ее окончания и требования достичь этот результат. План подчеркивает процессуальную характеристику цели, этапы ее достижения как необходимые требования. И т.д.

Кроме этого, есть еще такой особый тип норм как проект, понимание которого позволяет описать результаты аналитики. Проект - это норма, только лишенная требования ее актуальной реализации, это деэнергетизированная норма, полностью сохраняющая всю описательную часть нормативного представления, в том числе и содержание предписания. Именно проекты норм (целей, планов, программ, технологий и др.) выступают типовыми продуктами аналитической деятельности. После того, как управленец утвердит этот проект, он становится нормальной нормой (обычной целью, планом и т.д.) и отдается исполнителям для реализации.

Архитектура аналитической деятельности.

Используемое в нашем исследовании понимание аналитической деятельности базируется на результатах разработок Анисимова О.С[1]. В них введена иерархическая система ценностей аналитической работы. Исходная ценность аналитики - развитие анализируемой деятельности; потом, такое развитие анализируемой деятельности, которое не игнорирует исходную деятельность, какой бы неудачной она не была. Затем осуществляется переход к существенному развитию анализируемой деятельности, к локальному развитию деятельности (для трансформации предлагается только та сторона деятельности, которая стала причиной сложностей). Эта система ценностей позволяет аналитической деятельности развиваться, находясь в гармонии с другими компонентами системы деятельности, в которую она включена, со всем универсумом деятельности.

Для реализации этих ценностей аналитическая деятельность должна имеет соответствующее ей устройство, свою архитектуру. Аналитика может иметь несколько этажей сложности.

В подвале здания аналитической деятельности находится такое ее устройство, когда она состоит всего из одного типа анализа - проектирования. Хотя это пока еще стыдно называть аналитикой - просто проектирование. В этом случае проекты строятся вообще без опоры на ситуацию, без учета того, что уже сложилось, каждый раз все как бы переделывается заново. Для нашего времени это уже достаточно экзотический тип аналитики и в мировой практике он почти изжит, но рецидивы все-таки иногда случаются особенно в очень запутанной ситуации.

После того, как аналитическая деятельность развернется во всей своей полноте и появится звено концептуального анализа в проектировании можно будет выделить звенья тактического и стратегического анализа.

 

На первом этаже аналитики располагается ее двухзвенная структура. Это самая простая единица аналитической деятельности содержит два этапа: реконструкцию ситуации и разработку проекта (имеется то-то и то-то, давайте сделаем то и то). Это наиболее распространенная форма аналитической деятельности, даже международные финансовые институты, как правило, ею и ограничиваются (посмотрите требования к бизнес-планам, когда обращаетесь за кредитом: что у Вас за фирма (ситуация), что предполагаете сделать (проект) и все). Форма хоть и убогонькая, но простота - залог умственного здоровья. Давайте рассмотрим более болезненные случаи.

На втором этаже сложностей добавляется новое звено в анализе - разработка концепции. Оно состоит в построении концепции анализируемого случая и позволяет внести существенность в проводимый анализ. До этого он осуществлялся на обыденном уровне, без применения научных теорий того, что анализируется. Каждый уважающий себя человек пытается работать на этом уровне аналитики.После того, как народу надоест лепить концепции «на живую» (как придется или как получается) в концептуальном анализе выделится звено понятийно-категориального анализа, как конструктора, из которого собираются концепции под каждый конкретный случай.
На третьем этаже добавляется принципиально новое звено - постановка проблем и задач. Оно характеризуется тем, что здесь осуществляется тщательное сопоставление материала ситуационной реконструкции и концепции и выявляется то локальное звено деятельности, которое и явилось причиной недоразумений, заставивших нас заниматься анализом. Именно здесь из идеального концептуального представления оставляется только то, что может быть сделано в существующих условиях при имеющихся ресурсах. Понятно, что культурный человек уже не видит себя без постановки и решения проблем.
 

На четвертом этаже аналитики добавляется следующее звено - разработка ценностей - а ради чего, собственно, все будет происходить. Этот тип анализа позволяет соотнести проектируемое нами изменение со всей целостностью объекта. Каждый, кто хочет прослыть человеком не чуждым духовности вынужден обращаться к этому типу анализа.

На основании такого видения аналитической деятельности в ней можно выделить пять основных типов анализа: ситуационный, ценностный, концептуальный, проблемный и проектный, а само понятие аналитической деятельности подразумевает совмещенное функционирование всех этих типов. Они кооперативно друг с другом связаны, каждый принимает материалы от одного соседа и передает результаты своего труда другому. Но каждое из этих звеньев аналитической деятельности может автономизироваться, стать самостоятельной деятельностью.

Решение о том, какого уровня сложности аналитическая деятельность должна быть применена для разработки проекта в конкретном случае, зависит, с одной стороны, от того насколько фундаментально само затруднение, возникшее в управляемой деятельности, а с другой, от степени Вашей готовности его преодолеть: только сейчас или раз и навсегда.

Базовый цикл процессов в аналитической деятельности

В развитом виде базовый цикл аналитики состоит из следующих этапов:

  1. Нормальное функционирование управляемой деятельности;

  2. Возникновение затруднения в управляемой деятельности (под затруднением понимается любая невозможность (либо реальная, либо потенциальная) получить требуемый конченый продукт с заданными характеристиками);

  3. Переход к анализу.

  4. Реконструкция ситуации затруднения и ситуации ей предшествующей (ситуационный анализ);

  5. Подтверждение сохранения значимости функционирования управляемой деятельности и необходимости ее изменения, определение основных принципов этого изменения (ценностный анализ);

  6. Построение концепции изменения управляемой деятельности (концептуальный анализ);

  7. Сопоставление концепции изменения управляемой деятельности с материалами ситуационной реконструкции и определение возможных изменений в сложившихся условиях. Выявление возможных проблем при реализации изменений и определение путей их решения (проблемный анализ);

  8. Разработка проекта программы изменения управляемой деятельности (проектный анализ);

  9. Защита проекта у руководства.

  10. Окончание аналитической фазы и начало реализации разработанной программы.

  11. Нормальное функционирование

Прогнозирование и моделирование в аналитике

Для того, чтобы ввести всю полноту представления об аналитике, необходимо осветить еще две достаточно существенных пристройки к ее зданию. Это прогнозирование и моделирование.

Обратимся сначала к прогнозированию. Давайте более детально присмотримся к тому, как ведется проектирование. Берется концептуальное представление о том, что произошло. И начинают изучаться возможные линии дальнейшего изменения ситуации, из всех возможных вариантов выбирается именно тот, который ближе всего находится к желаемому результату - цели изменения. Потом этот вариант нормируется, в нем выделяются этапы и т.д. За рассмотрение возможных вариантов бытия объекта анализа и даже выбор одного или нескольких наиболее вероятных как раз и отвечает прогноз. Таким образом, прогнозирование выступает как вспомогательное звено при проектировании.

Необходимость в моделировании появляется тогда, когда возникает сомнение в правильности подготовленного проекта, или когда имеется много плохо учитываемых условий и нельзя с уверенностью говорить, как поведет себя объект анализа. Чтобы решить эту задачу прибегают к следующему: берут и делают копию анализируемого объекта, которая только в существенных для анализа сторонах остается изоморфной оригиналу. Создание такой копии, в которой оставлены только существенные черты, а несущественные убраны, и которая ведет себя, как и оригинал, и называется моделированием. Моделирование позволяет «в натуре», а не на бумаге рассматривать поведение анализируемого объекта, даже если это мыслительное моделирование, то мышление должно создавать такую натуру объекта, которая бы отражала свойства реальности.

Типология аналитиков

Введенное представление об устройстве аналитической деятельности достаточно для того, чтобы перейти к определению «кто есть кто» в сфере аналитики. Каждый тип аналитической деятельности имеет своего типового субъекта деятельности.

Исследователь - аналитик, занимающийся реконструкцией ситуации (что было, как все происходило, что имеется). Его работа не сводится просто к наблюдению и регистрации событий, это только исходный материал работы исследователя, но и его нужно уметь получить. Основной момент при регистрации событий - это уход от предвзятости, идеал наблюдателя - «что вижу, то пою». После регистрации материала начинается собственно работа самого исследователя. Его основная задача построить непротиворечивую картину того, что случилось. Все события там должны быть выстроены в непрерывный причинно-следственный ряд. Должно быть четко понятно: кто, что, откуда, куда, зачем, почему и т.д. Конкретная схема исследования задается структурой анализируемой ситуации, с одной стороны, и задачами исследования, с другой.

Ученый - это аналитик, который занимается исследованием и построением концепций, преследуя одну ценность - определить истинное устройство мира. Исследователю важно решить практическую задачу, затруднение то есть и мешает работать, надо сделать так, чтобы его не было. Ученому важно выяснить, как же все там в принципе устроено. Ученые разрабатывают для исследователей средства анализа. С помощью научных понятий, которые не зависят от конкретных условий практической деятельности, исследователь может гораздо эффективнее решать свои задачи, чем опираясь на свой опыт и индивидуальные обобщения. Нужно только правильно применять научные знания в практике.

Проектировщик - аналитик, занимающийся разработкой проектов. Его основные задачи: перевести концептуальное представление в проект цели, а затем, если это необходимо, развернуть его в план, программу или технологию. Основной акцент внимания у проектировщика сосредоточен на разворачивании структурного представления об объекте, данное в цели, в процессуальное, этапы его получения.

Советник - независимый аналитик, занимающийся разработкой проектов для конкретного управленца. Ведь совет, по сути, - это нормативное предложение: вот это сделать, а вот это не нужно делать и т.д. Позиция советника возникла, когда начала абстрагироваться позиция проектировщика, т.е. когда проектировщик организационно получил возможность предлагать свои услуги многим управленцам.

Кроме этого, в аналитической практике наметилось разделение советников на стратегических и тактических, но этот факт еще не отразился на их названии.

Концептолог - аналитик, занимающийся разработкой концепций, т.е. некоторых искусственных, теоретических конструкций, которые бы отражали суть ситуации. Концептолог непосредственно работает с материалом, который ему дал исследователь, но он выражает те же самые содержания теоретически, концептуально. Это позволяет выделить в ситуации главное, отбросить случайности.

Консультант - независимый аналитик, занимающейся разработкой концепций для конкретного управленца. Позиция консультанта возникла точно так же, как и позиция советника, когда концептолог получил возможность предлагать свои услуги многим управленцам. А раз он строит концепции для разных случаев, то он вынужден оперировать концепциями разного уровня абстрактности, и теми, которые подходят для всех управленцев данного типа и только для кого-то одного. Эти действия требуют особого умения.

Идеолог - аналитик, который занимается оценкой ситуации с точки зрения некоторой зафиксированной системы ценностей или идеалов. Если советник говорит: «Нужно делать так и все получиться», если консультант говорит: «То, что у Вас произошло - это есть то-то и то-то», то идеолог говорит: «Вот это есть хорошо, это приближает нас к благоденствию, а вот это не есть хорошо, это есть плохо».

Проблематизатор - аналитик, занимающийся постановкой и решением проблем. Его основные задачи следующие: необходимо найти причину затруднений, возникших в управляемой деятельности, для этого он занимается сопоставлением концептуального и ситуационного материала, находит в них точки несоответствия и оформляет их как проблему, после чего решает эту проблему, привлекая для этого концептолога.

Проблематизация одна из самых трудных аналитических деятельностей, она подразумевает способность оперировать как ситуационными, так и концептуальными представлениями разных уровней абстрактности. Наверное, поэтому аналитическая практика еще не выработала специальной выделенной позиции - независимого постановщика и решателя проблем.

Прогнозист - аналитик, занимающийся рассмотрением вариантов поведения объекта анализа в зависимости от изменения внешних или внутренних для объекта условий. Знание возможных вариантов поведения объекта анализа - залог успеха прогноза, нужно к этому только добавить знание, какой же из вариантов будет реализован в будущем.

Модельер - аналитик, который занимается проверкой проектов на реализуемость. Проверка, как правило, проводится не на реальных объектах, а на их моделях.

Методолог - аналитик, который занимается разработкой методов организации деятельности, в том числе и аналитической. Наукой давно установлено, что качество аналитического результата непосредственно предопределено методом его получения, проще говоря, какой метод - такой и результат (пока мы не обращаем внимание на человеческий фактор, который может этот метод неправильно применять). Поэтому методологи - очень ценные аналитики, но они пока еще страшно далеки от народа.

Прогрессор - аналитик, который занимается разработкой проектов усовершенствования деятельности. Чаще всего вся аналитика сводится к консультациям по развитию организации.

Помимо дифференциальных типов аналитиков существуют еще и интегральные. Интегральный тип аналитика возникает тогда, когда акцентировано выделяется не одно отдельное звено аналитики, а вся аналитическая деятельность в целом подстраивается под решение какой-то типовой задачи. В решении этой задачи совмещено участвуют все типы дифференциальных аналитиков и если считать, что эту задачу решает один человек,

Экспертиза и аудит (инспектриза)

Если в деятельности возникает значимое затруднение, которое не удается преодолеть за счет внутренних аналитических усилий или требуется получить наиболее надежный вариант решения, то появляется необходимость в привлечении внешних для организации (учреждения) аналитиков. Такое привлечение может осуществляться в двух функциях: либо контрольно-корректировочной, необходимой для поддержания воспроизводства, функционирования прежней системы деятельности, либо развивающей, необходимой для создания чего-то нового или усовершенствования старого.

Осуществление контрольно-корректировочного отношения к управляемой деятельности за счет привлечения внешних аналитиков по западному называется аудитом, а по-нашему - инспекторской деятельностью. Заказ управленца на аудит выглядит примерно так: «то, что мы делаем, соответствует ли нормативным положениям для данной деятельности? Если что-то не соответствует, то возможно ли обеспечить соответствие существующей системой деятельности и что для этого нужно сделать?»

Инспектор (аудитор) проводит анализ, подчиненный нахождению меры несоответствия реально проводимой деятельности имеющейся норме этой деятельности, например законодательству в какой-либо области. Это делается для того, чтобы обеспечить приведение реального действия в соответствие с уже известной нормой. Инспектор фиксирует полноценность процессов реализации нормы с тем, чтобы выявить внешние дестабилизирующие факторы, потом анализирует сам характер реализации нормы с тем, чтобы выявить внутренние дестабилизирующие факторы.

Типовым результатом действия инспектора (аудитора) выступает отчет, в котором отражаются замеченные отклонения от имеющейся нормы и предложения по их устранению.

Реализация развивающего отношения к управляемой деятельности за счет привлечения внешних аналитиков называется экспертизой. При этом у управленца оформляется заказ экспертного типа, состоящий в том, чтобы критериально ответить на вопрос о сущности имеющегося инновационного опыта и возможности или невозможности его интеграции в целое деятельности исполнительской системы.

Эксперт, в противовес инспектору, рассматривает несоответствие прежней норме деятельности как условие перехода к новой норме или к новому образцу деятельности, чем-то более совершенному. Для эксперта не существует готовой нормы, относительно, которой он оценивает то или иное явление в деятельности, эту норму ему придется еще построить.

Экспертиза используется для изучения необычного в чем-то объекта в сопоставлении с теми, которые не требуют экспертизы (например, инновационного опыта). В более сложном случае при экспертизе решается познавательная задача, когда заранее неизвестны возможные свойства объекта. При этом, чаще всего, услуги эксперта используются при наличии конкуренции двух или более точек зрения на один объект. В этом проявляется арбитражная функция экспертизы. Именно ее арбитражная роль и вынуждает не накапливать количество точек зрения, а переходить к средствам сопоставимости отдельных версий и их оценки на меру приближения к истине.

Аттестация и квалификация

Аттестация и квалификация - это частные, упрощенные случаи экспертизы и аудита. Причем, аттестация ближе к экспертизе, а квалификация к аудиту. В управленческой деятельности аттестация и квалификация применяется при работе с персоналом.

Аттестация выявляет наличие или отсутствие заданного свойства у объекта изучения при фиксированности того, какое свойство должно быть найдено. В другом случае при аттестации может выявляться одно из возможных свойств при фиксированности многообразия возможных вариантов. Это необходимо либо для сужения числа альтернатив, либо для заполнения необходимого звена в системе свойств, характерных для изучаемого объекта и идентификации гипотезы об объекте.

Квалификация позволяет отнести объект, к тому или иному классу или типу из заранее фиксированного набора таких классов (типов), игнорируя его уникальные особенности и характеристики.

Организационная структура типового аналитического центра

Прошу руководителей не падать без памяти от этой структуры аналитического центра. Ибо, во-первых, это все-таки «центр», а во-вторых, – типовой, т.е. который сдает проект «под ключ», а в третьих – «аналитический», что требует демонстрации возможностей всех основных типовых аналитических позиций. Для большей определенности нужно сказать, что такой тип АЦ может потянуть либо очень крупная коммерческая организация, либо их ассоциация, либо отрасль, либо регион. Да! Здесь расписана структура по базовому направлению деятельности, если будут добавляться еще и предметные анализы (экономический, социологический, политологический и пр.), то каждый из них, в принципе, может строиться по той же схеме. Но, как правило, за счет специальной организации труда дублирование некоторых позиций можно избежать.

Получив заказ,

  • Исследователь строит картину осуществляемой деятельности и передает ее другим кооперантам;

  • Идеолог разрабатывает идею изменения деятельности, с точки зрения как деятельностной, так и социальной (миссия);

  • Методолог осуществляет подбор подходов, принципов и методов будущей разработки;

  • На основе идеи консультанты строят концепцию будущей деятельности;

  • Эта концепция передается для моделирования, в ходе которого доказывается жизнеспособность концепции, как идеальной конструкции;

  • После такой проверки концепция передается экспертам, которые соотносят концепцию с картиной, данной исследователями, и выявляют необходимые точки изменения, если в ходе соотнесения выявляются проблемы в концептуальном видении, то концепция дорабатывается.

  • Эксперты передают концепцию, на которой отмечены места и объемы требуемых изменений, проектировщику. И тот разрабатывает программу перевода деятельности из существующего состояния в то, которое описано концепцией. Изменение осуществляется только тех участков деятельности, которые потребовали изменения.

  • После того, как разработана программа изменений, необходимо осуществить передачу ее заказчику. Аналитический товар, конечно, может передаваться просто так, в виде текста (схем), но это очень не эффективно. Необходимо осуществить организованную трансляцию содержания программы. Лучшим методом для этого выступает ОДИ. Команда игротехников разрабатывает и реализует проект трансляции программы сотрудникам заказчика.

  • После того как программа передана и начата ее реализация, вступают в дело советники, которые осуществляют тактические коррекции программы, что-то доразъясняют и дают рекомендации, как лучше осуществлять то или иное действие в соответствии с программой;

  • Для контроля правильности хода реализации программы периодически проводится аудит хода реализации;

  • Если в ходе реализации возникают значительные сложности, то эксперты выявляют их причины и могут идти доработки, переработки отдельных положений программы, концепции, или даже самой идеи

 Емельянов А.Л.
кандидат психологических наук
 

[1] Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. – М., 1991
Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. – М., 1995
Анисимов О.С. Акмеология мышления. – М., 1997
Анисимов О.С. Стратегии и стратегическое мышление. – М., 1999
Анисимов О.С. Организационные онтологии и анализ систем деятельности (А.А. Богданов и современная методология). – М., 2002