Методология консультационной аналитики

Автор материала: 
Верхоглазенко В.Н.
Звезденков А.А.
Хлюнева М.В.
Кому предназначен материал: 
Разделы по содержанию: 

Данная разработка по консультационному анализу деятельности предприятия есть оформление нашего опыта управленческого консультирования. Работа затрагивает, в основном, внутреннюю работу управленческого консультанта. Позиционные отношения между консультантами аналитической кооперации и их взаимодействия с заказчиком рассматриваются очень кратко.

Структура технологии такова:

  1. Исследование

  2. Ценностный анализ

  3. Концептуализация

  4. Проблематизация

  5. Проектирование

Исследование

Целью этого типа аналитики служит получение реконструированной ситуации сложившейся на предприятии картины (событий, внешних характеристик производственных отношений, описания существующих нормативных предписаний в исследуемой деятельности и т.п.) Основная задача исследования, другими словами, - зафиксировать в тексте весь необходимый для дальнейшего анализа материал. Средством исследователя является специфический язык, основными характеристиками которого выступают описательность, неквалификационность, безоценочность и иммитационность. Исследовательская процедура - подготовительная для сущностного изучения события, и должна ограничиваться регистрацией ситуации на предприятии с достаточной степенью подробности.

Критерии исследовательской процедуры

Исходным материалом для исследователя служат его собственные наблюдения по ситуации в фирме, первичный материал, раскрывающий картину исследуемой деятельности, полученный в ходе встречи с клиентом (зафиксированный характер затруднений, выявленный из слов представителей фирмы, зарегистрированная существующая нормативная система, сведения о различных аспектах деятельности предприятия в соответствии со спецификой его работы и т.п.). Предметом исследования могут быть все существенные для этой деятельности (в рамках заказа) явления, так или иначе влияющие на ее функционирование или развитие (например, сложившийся рисунок функциональных взаимодействий, нормы и реалии иерархичных вертикальных отношений между сотрудниками, ресурсная обеспеченность производственных процессов, уровень профессионального мастерства деятелей, их мотивация к работе, конфликтность на предприятии и др.)

Выбор предмета исследования предопределен двумя типами оснований:

  • акцентом заказа, согласованным на стадии принятия заказа с руководителем предприятия-заказчика;
  • теоретическими ориентирами, имеющимися у исследователя.

Исследователь в своей деятельности должен руководствоваться рядом критериев, такими как:

  • безоценочность /недопустимость преждевременных квалификаций/
  • иммитационность фиксации /“что вижу, то пою”/
  • полнота фиксаций /т.е. фиксирование наиболее подробно всей необходимой информации/
  • историчность или эмпирическая каузальность /фиксация во временной последовательности существенного для анализа ряда событий, фактов /
  • безобобщеннность /т.е. недопустимость преждевременных обобщений материала/.
  • регистрационность разномнений /зафиксированность противоречивых (противоположных) взглядов на ситуацию/
  • цитатность /буквальность в фиксации мнений сотрудников, недопустимость преждевременного перевода в “свои слова”/
  • расчлененность материала (первичная сортировка информации, фактов по определенным группам по похожим внешним признакам)
  • подробность прописания мест затруднений /тщательная и детальная инвентаризация информации о затруднениях (“проблемах”) из различных источников/

Исследование предполагает проведение несколько этапов, включающих ряд типовых процедур.

Технология исследования

I. Первый этап исследования - подготовительный.

Первой процедурой, в рамках этого этапа, является уточнение значимых акцентов исследования. На этом шаге из всей палитры материала деятельности предприятия выбираются именно те ее части, которые, по мнению заказчика или консультанта, требуют более тщательного и первостепенного рассмотрения.

Затем исследователем подготавливается план исследования, в котором фиксируется общая канва проведения работы, функциональные блоки, требующие содержательного наполнения в ходе исследования, последовательность исследования с учетом выделенных на первом этапе фокусировок, порядок опроса сотрудников, конкретные сроки и прочие программные моменты.

Следующий, логически вытекающий из предшествующего шаг исследовательской деятельности, - это фаза подготовки вопросов и опорных точек для проведения непосредственно самого исследования, где используются представления о сущности деятельности предприятия такого типа, с одной стороны, и акцент заказчика, с другой.

II. После завершения подготовительного этапа исследователь должен перейти ко второму этапу - сбору необходимой информации, сведений, данных и т.д. в намеченных при подготовке формах исследования (анкетирование, сбор различных показателей деятельности предприятия, наблюдение и пр.). Наиболее эффективной формой исследования при сборе необходимого материала является опрос персонала на основе подготовленных вопросов и опорных точек. В ходе опроса исследователь должен вести тщательную фиксацию того материала, который будет выявляться в процессе беседы с сотрудниками. При этом исследователю не следует надеяться на свою память, т.к. обилие сведений обычно превышает возможности памяти. В связи с этим рекомендуется использование аудиотехники (конечно, в случае согласия на запись опрашиваемого сотрудника).

Документация, привлекаемая исследователем для своей последующей работы, может быть самой разнообразной и зависит от типа заказа. Так, например, при заказе на коррекцию стратегии предприятия привлекаются структурные схемы организации, нормативные документы, финансовые и экономические показатели, представительские и рекламные материалы и др.

III. После сбора и фиксации необходимой информации следует третий этап - первичная обработка материала.

Первая процедура этапа первичной обработки материала - феноменальная реконструкция, в которой выявленный материал фиксируется в определенной последовательности.

Историческая реконструкция ситуации на предприятии (фиксация стадии становления предприятия, его функциональной структуры, становления коллектива, исследование конфликтных ситуаций, реорганизации, коррекции и изменений, произошедших за исторический период функционирования предприятия)

Группировка материала по выделенным акцентам. Полученный материал разбивается на группы, объединение происходит по критериям, т.е. тот или иной материал входит в одну или другую группу в соответствии с акцентом и содержанием критерия).

Выделение значимого и иерархизация материала. Среди выделенного материала отбирается значимый для дальнейшего исследования (материал, не вошедший в группу значимого, сохраняется). Следующим шагом проводится иерархизация материала по уровням /более конкретный, более абстрактный; более частный, более общий, относящийся к конкретным проявлениям или к общим, типизированным/.

Построение иерархии затруднений. Затруднения, встречающиеся в фирме, выстраиваются в определенной последовательности иерархического типа, которые могут разделяться как:

  • лежащие на поверхности и легко разрешимые, и решающиеся более трудоемко;
  • затруднения, решение которых является первостепенным, и затруднения, не требующие оперативного разрешения;
  • разовые и воспроизводящиеся затруднения;
  • затруднения индивидуального (частного) и общего характера;
  • длящиеся и ситуативные конфликты;
  • и т.п.

Смысловая структурация. Этап формирования общей картины из всего первично обработанного ранее материала и зафиксированных затруднений. Но это начальный шаг в систематизации материала, поэтому связь между частями, логическая перетекаемость, взаимозависимость не имеют пока еще жесткости и определенности. Критерии оформления материала - смыслового типа, т.е. более интуитивные, без требований чисто логических законов, - это более описание и оформленные наблюдения, нежели строго проработанная, критериальная система.

Следующий шаг в первичной обработке материала - построение эмпирической каузальности /временной причино-следственности/ или феноменально-процессуальная реконструкция.

Если подробнее, то эта фаза работы состоит из двух частей:

а) расположение феноменов деятельности во временной последовательности (так из обработанного в первой фазе материала выделяются и располагаются в исторически разворачивающейся последовательности те группы фактов, тот опыт, которые отражают ситуацию и процессы, происходящие на предприятии.

б) фиксация разрывов причинно-следственных связей в зафиксированной последовательности. Для уточнения и более полного представления о ситуации, проводится доисследование с целью регистрации и обработки нехватающего материала.

IV. Заключительным этапом исследовательской фазы служит подготовка отчужденных продуктов исследования для дальнейшей их обработки на последующих типах аналитической работы. Конечный продукт, полученный в итоге исследовательской фазы, преображается в исходный материал для другого вида консультационной анализа (например, ценностного, концептуального и т.д.)

Остановимся подробнее на характеристиках типов продуктов, производимых исследователем для других членов аналитической кооперации.

Продукты исследователя

Продукт для передачи идеологу

  1. Миссия предприятия /т.е. ради чего было создано предприятие/. (регистрируется со слов персонала).

  2. Потребность общества в продукции предприятия /т.е. соответствие выпускаемой предприятием продукции объективному заказу общества/.

  3. Потребностно - мотивационная сторона управленцев высшего звена и персонала предприятия /т.е. основания самоопределения людей к работе. При этом должна быть зафиксирована “удовлетворенность-неудовлетворенность” сотрудников своей работой, работой других, взаимодействием между друг другом, всей деятельностью в целом/.

  4. Историческая динамика ценностных (идеологических) установок предприятия.

  5. Исходно-реализуемые ценности.

  6. Характер исторической трансформации ценностей деятельности.

  7. Ценностные регуляторы в настоящий период.

  8. Сведения о благотворительной деятельности предприятия.

  9. Информация о корпоративном “духе” на предприятии /т.е. насколько сильно-слабо чувство “мы”, есть ли готовность выполнять любые заказы и именно в том составе, который существует на предприятии, какова сплоченность коллектива и взаимозаменяемость/

Продукт для передачи концептологу

  1. Место предприятия на рынке (место внутренней системы во внешней). Характерные взаимодействия с внешней средой, т.е. какую роль, функцию среди множества других предприятий реально выполняет фирма, каковы ее особенности взаимодействия с другими организациями на рынке. В чем специфический вклад в развитие общего рынка, каковы особенности воздействия на рынок и какова обратная связь от других организаций и запросов на рынке.

  2. Общее описание предприятия /описывается предприятие в целом по различным акцентам, ситуация на данный момент исследования, строится обобщенная картина о том, чем занимается предприятие, какие виды деятельности существуют, каково финансовое положение и т.п./

  3. История становления, функционирования и развития предприятия /т.е. исторический генезис рассматриваемой ситуации: как предприятие создавалось, каким изменениям подвергалось, какие затруднения испытывало на различных фазах своего функционирования и развития/

  4. Описание организационной структуры предприятия. /Какие на предприятии существуют отделы, службы, подразделения, звенья. Кто кому подчиняется и с кем сотрудничает, т.е. регистрация вертикальных и горизонтальных отношений/

  5. Сложившиеся функции подразделений предприятия. /т.е. что делают и какую функцию реализуют подразделения, каков тип продукта деятельности того или иного отдела, звена и т.п. /

  6. Описание типовых взаимодействий подразделений. /т.е. с кем, с каким отделом и т.п. взаимодействуют и по какому поводу. Материал отражает закрепленные историей, сложившиеся взаимодействия между подразделениями (функционального и личностного характера)/

Продукт для передачи проблематизатору.

  1. Общее описание предприятия /Какие затруднения индивидуальные, межличностные, между отделами, подразделениями, общие затруднения, касающиеся всех и предприятия в целом, конфликты, разногласия, несогласованности, недовольства и т.п. существуют на фирме (со слов работников).

  2. Общий список зарегистрированных затруднений /Все затруднения, о которых стало известно в процессе исследования, включая явно не проговоренные опрашиваемыми, но имеющие место.

  3. Затруднения, относящиеся к неоптимальности организационной структуры предприятия /каковы деструкции и противоречия, связанные с реально существующей структурой предприятия/

  4. Затруднения у подразделений предприятия в реализации сложившихся функций /какие трудности, сбои внутри каждого из подразделений и специфические деструкции в управленческих и исполнительских звеньях/

  5. Описание типовых затруднений во взаимодействии подразделений /каковы недопонимания, недосогласованности, конфликты и противоречия при межпозиционном взаимодействии отделов, подразделений и т.п. на предприятии/

  6. Подробное описание процессов, в которых сосредоточены затруднения /тщательная фиксация и историческая последовательность разворачивания события, где наблюдается затруднение./

  7. Описание мест разрывов эмпирической причинно-следственности /Прорисовка и локальность в описании мест, где переходимость от одного события к другому как-то интуитивно логически не вытекает одно из другого/

  8. Квалификация персонала (регистрируется со слов персонала).

  9. Самоопределение персонала к работе на предприятии. Цели и ценности сотрудников. Видение сотрудниками своих позиционных мест. (регистрируется со слов сотрудников) /Фиксация того, как сотрудники видят себя в предприятии в целом, на своем месте, насколько их желаемые представления соответствуют тому, что требуется от них деятельностью, как они видят свою роль в общем командном взаимодействии, каковы провозглашенные и реальные правила жизни в коллективе и на предприятии в целом/

  10. Уровень мотивации персонала к своей работе /Фиксация того, насколько работники охотно, с желанием и самоотдачей работают, насколько то, что каждый делает, удовлетворяет их потребности, какие затруднения и недовольства встречаются в работе/

  11. Сведения о конфликтах (регистрируется со слов персонала) /Регистрация возникавших конфликтных ситуаций, длящихся конфликтов с подробным описанием участников конфликтных ситуаций, их должностей, предмет их разногласий, этапы протекания конфликта и т.п./

Продукт для передачи проектировщику

  1. Сведения об удачных выходах из затруднений и конфликтов /Описание тех ситуаций, когда конфликт был разрешен, за счет чего он был снят, кто, когда и каким образом наладил взаимодействие и т.п. /

  2. Проектные идеи сотрудников /Фиксация идей, предложений, предположений, пожеланий сотрудников по налаживанию ситуации на фирме/

  3. Ситуативный прогноз развития событий в связи с затруднениями (регистрируется со слов персонала) /Фиксация предвидения или догадок о том, к чему может привести сложившаяся ситуация, чем это обернется для предприятия и для каждого в отдельности. По жанру: “Если так и будет продолжаться, то...” и т.п./

  4. Сведения о ресурсах различного типа /Фиксация различных ресурсов и возможностей предприятия как реальных, так и потенциальных, как материальных, так и моральных, физических, психологических, экономических, социальных и т.п./

  5. Информация о личностно-психологических и профессиональных качествах персонала /Фиксация достоинств и недостатков рассказывающего о себе, его мнение о других, включая руководство/

  6. Сведения об успешных проявлениях сотрудников предприятия /Описание позитивных проявлений сотрудников в рамках и за рамками своей функции/ 

Ценностный анализ

Уровни профессионализма консультанта в ценностном анализе

Основной целью ценностного анализа является построение системы ценностей для деятельности фирмы клиента, т.е. вскрывается то, ради чего существует деятельность консультируемой фирмы. Это предполагает построение такой ценностной иерархии, которая охватывает все значимые по сути направления работы фирмы. В качестве исходной выступает системообразующая ценность, имеющая охватывающий характер относительно исследуемой деятельности и содержащая в себе потенциал более конкретных ценностных ориентиров. Например, если рассматривается организация, деятельность которой протекает в базе своей в политической сфере, то системообразующей ценностью будет являться ценность политической деятельности.

Начальным уровнем профессионализма консультанта в этом контексте является отсутствие ценностного анализа вообще.

К первому уровню профессионализма консультанта в ценностном анализе относится рядоположенная, несистемная регистрация ценностных оснований деятельности фирмы.

На втором уровне профессионализма управленческий консультант располагает ценностные установки фирмы по абстрактно-конкретным уровням и осуществляет подконтрольную переходимость между ценностными тезисами.

Третья степень развития консультанта в данном аспекте анализа характеризуется построением системной взаимозависимости всех ценностных содержаний. Кроме того, он осуществляет строгую соотнесенность построенной ценностной системы с реальнореализуемыми идеалами и ценностями консультируемой фирмы. При этом анализ осуществляется по определенным технологическим шагам, описанным ниже.

К сожалению, ценностный анализ деятельности предприятия в действующих консалтинговых фирмах в настоящее время практикуется достаточно редко и развитие этого типа анализа является актуальным для многих консультационных групп. 

Технология ценностного анализа

1. Предварительный анализ ценностей и идеалов, реализуемых в конкретной практике предприятия.

На этом этапе осуществляется первичная структурация материалов исследователя по идеалам, макроцелям и ведущим потребностям, которые удалось зафиксировать исследователем. Однако, поскольку ценности являются предельно абстрактными, надситуативными представлениями о потребностях деятельности, их проявление очень сложно увидеть в реальной практике натуральным, непосредственным взглядом. Необходим тщательный анализ той оценочно-энергетической базы, которая выступает в основе реальных действий субъектов деятельности и деятельности предприятия в целом.

В ходе этой работы исследовательские материалы потребностно-мотивационного характера оформляются таким образом, чтобы облегчить последующее сопоставление с ценностной онтологией. Особое внимание следует уделять пониманию мотивов, макроцелей, идеалов и т.п. представителей управленческого звена, как наиболее ответственных и во многом предопределяющих целостность деятельности предприятия. Широта охвата ценностного анализа определяется масштабом рассмотрения деятельности предприятия и характером зарегистрированных затруднений (например, ценностный анализ, в частном случае, может быть сосредоточен на работе одного подразделения, но с учетом идеологической направленности деятельности всего предприятия).

На первой фазе первого этапа осуществляется гипотетическое выведение ценностных ориентиров и установок из потребностно-мотивационной и самоопределенческой картины предоставленной “ценностнику” исследователем.

Задача второй фазы состоит в предварительной структурации ценностей, выявленных на первой фазе. Для этого необходимо построить гипотезу взаимозависимости (взаимосвязи, взаимоотношений) выделенных ценностных установок в рамках абстрактно-конретных уровней. 

2. Поиск исходного ценностного основания для анализа ситуации.

Эта процедура предполагает выбор системообразующей ценности, предельно общей для рассматриваемой деятельности. Выбор охватывающей ценности предопределен двумя типами оснований:

  • версия ценностной системы реальной деятельности, построенная на предыдущем шаге ценностного анализа в результате обобщения мотивационно-ценностных установок;
  • онтологией ценностей универсума деятельности.

Завершаться эта процедура должна позитивным отождествлением предельного социо-культурного идеала деятельности предприятия с ценностью, выбранной в функцию системообразующей, при условии встроенности ее в общую онтологию ценностей универсума деятельности. 

3. Построение онтологической системы ценностей, соответствующей идеологии предприятия.

Для осуществления этой процедуры идеолог (т.е. консультант, анализирующий ценности), должен строить общую и целостно-структурную картину всех ценностей, так или иначе связанных с рассматриваемым видом деятельности. (При этом следует отметить диалектичный взаимоучет оппозиционных ценностных представлений в данной иерархической структуре). Данная структура базируется на универсумальнодеятельностных онтологических представлениях, с приданием последним позитивного оценочного статуса.

Данный тип работы предполагает конкретизацию исходной системообразующей ценности в сторону более конкретной ценностной направленности рассматриваемой деятельности предприятия. Результатом работы должна стать непротиворечивая система ценностей, охватывающая ценностную ориентацию рассматриваемой организации. При этом разработанная система ценностей, как правило, полнее и целостнее регистрационной системы, полученной на первом шаге в силу “дедуктивного” характера ее построения. 

4. Подготовка продуктов для концептолога и проблематизатора.

На этом этапе производится “оформительская адаптация” построенной системы ценностей к пониманию ее проблематизатором и концептологом. Причем для каждого из них подготовка к передаче имеет свою специфику. Рассмотрим ее подробнее.

В подготовке продукта для концептолога существенным выступает целостность и системность ценностной иерархии, обоснованность связей между зафиксированными в ней ценностными оппозициями. В продукте должна быть ярко выражена и проявлена переходимость между различными абстрактно-конкретными этажами выделенных ценностей. Кроме того, должно быть обеспечено удобство осуществления этой переходимости, в связи с чем возникают особые требования к графическому (схематическому) оформлению данных содержаний. В продукте недопустима размытая трактовка обозначенных ценностей, их смысловое понимание.

Продукт, передаваемый “ценностником” проблематизатору, должен соответствовать критериям удобства сопоставления содержаний ценностной иерархии. В связи с этим, напротив каждой из зафиксированных ценностей необходимо обозначить то, как она наиболее часто реализуется (т.е. в каких действиях проявляется) на практике. При этом нет необходимости в перечислении всех возможных вариантов ее (ценности) практических аналогов, требуется лишь ориентир, подсказка проблематизатору. 

Продукт для передачи концептологу

Идеологическое обоснование деятельности предприятия.

Всякое предприятие, если оно не является противозаконным, асоциальным и т.п., имеет свое ценностное оправдание, реализует определенные общественные интересы. Эта составляющая продукта раскрывает эту исходную ценностную базу, вписывая деятельность в универсум в контексте значимости ее для общества.

Иерархия ценностей деятельности.

Содержание этого аспекта продукта легче понять, ознакомившись с путем его получения (см. Шаги 2 и 3 технологии ценностного анализа). 

Продукт для передачи проблематизатору

  1. Иерархия ценностей деятельности.
  2. Перечень ценностей, не реализуемых (или частично реализуемых) в прежней деятельности.

Этот перечень есть результат инвентаризации тех ценностей из построенной иерархии, которые по предварительной (!) версии “ценностника” не имеют (или имеют, но не в полноте) проявленных аналогов в материале, описывающих практику. 

Концептуализация

Уровни профессионализма консультанта в концептуальной работе

Следующая, немаловажная составляющая консультационной деятельности - построение теоретических основ деятельности фирмы, т.е. функциональной картины консультируемой деятельности. Структура большинства фирм складывается скорее под воздействием времени, чем в результате целенаправленных усилий по ее совершенствованию. В связи с этим для анализа сложившейся структуры необходимо построение идеальной модели.

Целью этого типа работы является построение общей картины деятельности предприятия, способной выступить в функции абстрактного заместителя реальной практики предприятия. Такой идеальный конструкт деятельности позволит на следующей фазе выявить системообразующие проблемы.

Другими словами, задачей концептолога является получение теоретически “выпрямленной” картины деятельности предприятия, базово-сервисных отношений в фирме, управленческо-исполнительской структуры, функциональной схемы распределения обязанностей на предприятии и пр. значимых для деятельности моментов.

На первом уровне данной работы можно обнаружить, с одной стороны, полное пренебрежение концептуальным жанром, либо использование вместо концепций единичных случаев (“удачных образцов”) из реальной практики, что не всегда может оказаться полезным при прямом переносе в консультируемую фирму.

С другой стороны, существует и другая крайность - формализм, построение концепций, которые не соотносятся с деятельностью фирмы клиента.

Второй уровень характеризуется наличием, во-первых, попыток использовать уже обобщенный, но все же опыт, что, конечно же эффективнее, нежели использование единичных примеров. Во-вторых, и это самый распространенный вариант работы современных консультантов, строительство синкретичной картины функционального назначения фирмы клиента, т.е. бессистемный набор теоретических представлений, лишь косвенно относящихся к деятельности клиента. Такая работа очень напоминает игру в “детские кубики”, которыми консультанты “умело” манипулируют, переставляя их с одного места на другое[1].

Логика третьего уровня профессионализма требует от консультанта способности к построению функциональной картины вида деятельности консультируемой организации. Содержание данной работы состоит в выделении исходной абстракции (например: понятие рынок и т.д.) и последующей ее конкретизации, вплоть до построения функционального предназначения консультируемой деятельности. Данная работа проводится не в субъективной логике конструкторского произвола, а по строгим принципам системного конструирования..

Не останавливаясь на рассмотрении деятельности консалтинговых групп, не осуществляющих построение функциональных оснований, отметим, что большинство ведущих консалтинговых фирм проделывают данную работу в пределах первого уровня профессионализма. Характерным примером является наличие в консультационных отчетах теоретических положений в функции оснований концепции с отсутствием системных перевязок этих положений - они рядоположены, перечислительны.

Исходным материалом в концептуальной работе служат теоретические представления о функции рассматриваемой деятельности, ее миссии и особом месте в ряду других типов деятельности. Следовательно, подготовительным этапом к конкретной концептуальной работе является представление конкретизируемое под тип исследуемой деятельности, о целостности деятельности (универсуме деятельности), куда “вписывается” рассматриваемая деятельность.

Концептуальный продукт должен соответствовать следующим критериям:

  • структурность - представление в целостной картине всех функциональных составляющих деятельности данного типа, которые находятся в определенной связи друг между другом, в жесткой функциональной взаимозависимости.

  • константность - фиксированность, неизменность построенных концептуальных оснований на одном уровне абстрактности.

  • внутренняя каузальность - причино-следственность в рамках “логики жизни” объекта, объектная логичность перехода предшествующего процесса в последующий, т.е. неразрывная процессуальность. Для этого требуется удовлетворение двум критериям: строгой онтологичности в последовательности и переходимости процессов из одного в другой.

  • цикличность - концепция должна содержать в себе поэтапность и законченность всей описанной деятельности, всего цикла, который воспроизводится в соответствии с построенной логикой жизни объекта ( например, начиная от поиска заказа до его реализации)

  • значеньевость - концепция должна быть построена на уровне безупречных критериев деятельности общекультурного значения, потенциально включающих в себя многие конкретные проявления деятельности, а не смысловое, случайное представление.

  • фокусированность - необходимая степень конкретности фокусируемой части при удержании целого, т.е. выделением определенным значимым акцентам, которые рассматриваются более подробно.

  • разноуровневость - концепция должна учитывать и абстрактные основания типа деятельности предприятия, и более конкретные представления о деятельности фирмы, ее составляющих. Причем должен быть удержан принцип уточнения от абстрактного к конкретному. Этот принцип дает возможность видеть конкретные ситуации, феномены, проявления деятельности в их абстрактных основаниях, а так же определять более сущностные причины затруднений деятельности (проблемы) фирмы, отличая их от ситуативных, несущественных затруднений. /так не видя истинных проблем можно вести неустанную и бесполезную борьбу со следствиями, не затрагивая ключевых причин).

  • схематичность оформления - схема как внешнее оформление внутренних мыслительных представлений, как образно-мыслительная конструкция, помогает увидеть концепцию деятельности во всей ее целостности. Схематичность, хотя и не отражает всего конкретного материала, учитывает это конкретное содержание в обобщенном абстрактном виде. Схема помогает зафиксировать, внешне представить и подвергнуть управляемой коррекции функциональную и организационную структуры деятельности, позиционные взаимоотношения и пр.

  • адаптированность концептуального языка - несмотря на теоретическую специфичность языка концептуальной работы, он должен адаптироваться до уровня требуемого для его понимания другими аналитиками кооперации и, при необходимости, заказчиком.

  • предметность - требование соответствия концептуальных содержаний предмету рассмотрения.

  • однородность - концепция строится в рамках теоретико-деятельностного подхода и должна непротиворечиво (органично) включать требуемые предметные фокусировки.

  • онтологичность - концептуальные описания должны соответствовать природе вещей или принципиальному “образу жизни” объектов в мире деятельности

  • псевдогенетичность (разноуровневость) - концепция должна включать генетически первичные части и “надстройки” над базисом, выведенные псевдогенетическим методом.  

Технология концептуализации

  1. Анализ материалов, полученных от исследователя и идеолога в контексте базовой функции, реализуемой предприятием.

  2. Построение онтологии деятельности предприятия. На этой фазе работы строится целостная картина деятельности.

  3. Выбор исходного абстрактного представления. Данная процедура состоит в поиске такого понятийного (идеального) представления, которое бы “схватывало” базовую функцию предприятия, т.е. “встроенность” анализируемого предприятия в мир деятельности. Общее теоретическое представление, замещающее реальную действительность предприятия, должно характеризовать главную предназначенность, генеральную миссию, вклад исследуемой организации в социальном, экономическом, политическом, правовом и др. пространствах.

При разнохарактерной деятельности предприятия (например, при совмещении экономической, социокультурной, политической и т.д. требуется “вычленить” системообразующий “фундамент”, применяя категории “основание-основанное”.) В процессе поиска общего понятийного представления нужно вовлекать исследовательские материалы по истории предприятия, характеру внешних связей, типовым продуктам (услугам) и др. (Однако, при подборе концептуального основания действующей организации следует учитывать, что не всегда исторически исходная деятельность организации является концептуально исходной, т.к. при реальном становлении и развитии предприятия могли произойти принципиальные, кардинальные изменения):

  • Соотнесение базовой абстракции с описанием деятельности, полученным от исследователя.
  • Нахождение значимого несоответствия между концептуальным содержанием и феноменов реальной деятельности. (Несоответствие должно быть внутри отождествленной целостности концептуального основания)
  • Характеристика места разотождествления концепции с частью исследовательского материала.
  • Поиск концептуального содержания, уточняющего место несоответствия.
  • Включение уточняющего абстрактного содержания в исходное в месте разотождествления.
  • Соотнесение уточнённой концепции с описанием деятельности, полученным от исследователя на соответствующем уровне абстрактности.
  • Повторение цикла п.5-п.8 до момента, когда степень конкретности концепции станет соотносимой со степенью развития деятельности предприятия.
  • Контроль удержания ценностей.
  • Подготовка продуктов для передачи проблематизатору и проектировщику. 

Продукт для передачи проблематизатору.

  • Концептуальное описание деятельности предприятия.
  • Базово - сервисные отношения в деятельности.
  • Характер позиционных отношений в управленческо - исполнительской структуре.
  • Описание генетического ряда состояний развития предприятия.

Продукт для передачи проектировщику

  • Концептуальное описание деятельности предприятия.
  • Основание для стратегии.
  • Описание механизмов взаимодействия основных и фокусированных элементов концептуальной системы. 

Проблематизация

Цель проблематизации - раскрытие сущностных причин затруднений в практической деятельности предприятия. Данный тип анализа предполагает сопоставление исследовательской картины групп затруднений в реальной деятельности предприятия с его концептуальной моделью. В качестве исходного материала берется функциональное содержание концепции, отождествленное с базовой функцией, выполняемой реальной деятельностью предприятия. По ходу работы проблематизатор, в случае обнаружения недостаточности концепции или исследовательского материала делает дополнительные заказы концептологу и исследователю. Завершением работы является локализованные в концепции системные разрывы, порождающие все основные затруднения в практической деятельности. Проблема (или проблемы) формулируется в виде вопросов к проектировщику о содержании нормативных требований, позволяющих снять зафиксированные системные разрывы в концепции. При этом составляется список того, что необходимо исключить в окончательном проектном предписании к деятельности предприятия. 

I. Отождествление исходного понятийного представления с общей направленностью деятельности исследуемого предприятия

а) Общефункциональное отождествление.

На этом шаге необходимо подтвердить соответствие выбранного понятийного представления (исходного предиката <Рисх>). Для этого нужно обосновать тезис о том, что общее представление (содержание Рисх) в целом отражает основную направленность (общую функцию) анализируемого предприятия (субъекта мысли <S>). В ходе подтверждения соответствия выбранного теоретического основания, следует “абстрагироваться” от деталей, частностей и нюансов многоплановой деятельности организации.

Данная процедура завершается подтверждением тождественности сути взятого основания (Рисх) базисной функции предприятия.

В случае обнаружения нетождественности,  проблематизатором формируется “заказ” концептологу на поиск иной теоретической абстракции, соответствующей природе деятельности анализируемого предприятия.

б) Структурное отождествление

Данная процедура предполагает установление тождества значимых частей исходного понятийного основания (Рисх) с “крупноблочным” исследовательским представлением о деятельности реального предприятия (S). В основную задачу этой аналитической операции входит поиск таких описательных материалов по деятельности предприятия (в субъекте S), которые являются практическими “представителями” структурных элементов понятийного представления (Рисх). Результатом этой фазы работы служит подтверждение наличия фактических аналогов в деятельности предприятия базовых структурных блоков понятийного основания (Рисх).

Пример. Если исходное понятие - предпринимательская деятельность в сфере производства продуктов потребления, то ее структурными элементами будут функции: исследование потребительского спроса, бизнес-планирование, исследование рынков кредита и требуемых для производства ресурсов и т.д. Тогда, в рамках структурного отождествления, необходимо найти в зафиксированном фактическом материале по предприятию те реально протекающие процессы, выполняемые функции и т.п., которые соответствуют понятийным. 

II. Разотождествление понятийного основания с представлением о реальной практике предприятия

Эта фаза предназначена для обнаружения отсутствия значимых, с точки зрения концепции (Рисх), частей в описанной исследователем практике деятельности, (действительной деятельности организации данного предприятия). Другими словами, фиксируется отсутствие в реальной деятельности предприятия каких-то элементов структурных единиц понятийного (концептуального) представления, которые были отождествлены на предшествующем шаге с реальным крупноблочным представлением о деятельности исследуемого предприятия.

Например, в введенной выше иллюстрации, если в концептуальном видении присутствует пошажная представленность бизнес-планирования: фиксация оснований для стратегии, разработка самой стратегии, соотнесение стратегемы с ресурсными возможностями и т.п., а в реальной практике предприятия каких-то шагов нет, то такая фиксация служит ориентиром для раскрытия несовершенств и деструкций в рассматриваемой деятельности организации.

  1. Поиск части концептуальной схемы, не имеющей аналога в описанной деятельности предприятия.
  2. Обнаружение процесса на концептуальной схеме, который не завершается результатом, заложенным в концепции.
  3. Обнаружение сервисных процессов, тесно связанных с незавершенным процессом, обнаруженном на предыдущем шаге.
  4. Оформление в тезис результата разотождествления. 

III. Передача результата разотождествления концептологу.

  1. Формулировка заказа концептологу на конкретизацию (детализацию) незаконченного процесса и связанных с ним служебных процессов.
  2. Проверка правильности понимания заказа концептологом. 

IV. Получение уточненной концептуальной схемы (уточненного предиката <Рут>) от концептолога.

  1. Проверка правильности понимания уточненной концептуальной схемы (уточненного предиката) проблематизатором.
  2. Понимание последствий разрывов процессов в уточненной части концептуальной схемы. 

V. Отождествление уточненной концептуальной схемы (Рут) с соответствующей частью исследовательского представления о деятельности предприятия (S1).

1. Последовательное и пошажное подтверждение соответствия процессов в уточненной концептуальной схеме (уточненном предикате) с действиями, описанными в исследовательской картине деятельности анализируемого предприятия (с S1).

Здесь необходимо подтвердить соответствие процессов, детализированных в уточненной концептуальной схеме, процессам, осуществляемым в практике предприятия. Это нужно для того, чтобы, с одной стороны, проконтролировать правильность направления уточнения произведенным концептологом. С другой стороны, для проведения границы между процессами концептуальной схемы, присутствующими в практике и не подтверждаемыми ею. Данный шаг направлен на фиксацию всех процессов в концепции, имеющих аналоги в реальной работе предприятия. После максимально возможного подтверждения осуществляется переход к разотождествлению Рут и S1. 

VI. Разотождествление соответствующей части исследовательского представления (субъекта) и введенной части уточненной концепции (предиката).

  1. Обнаружение границы части уточненного предиката, не подтвержденной в субъекте.
  2. Обнаружение процесса, незавершенность которого приводит к разотождествлению части уточненного предиката.
  3. Обнаружение сервисных процессов к незавершенной части базового.
  4. Оформление в тезис результата разотождествления.

/ При необходимости выдача заказа на доуточнение концептологу./

VII. Построение границы в уточненной концептуальной схеме.

Проведение границы по выявленным точкам разрывов процессов в соответствии с логикой концептуальной схемы

VIII. Построение границы в описательной схеме деятельности анализируемого предприятия

  1. Выдача заказа и получение от концептолога интегральной гипотезы последствий зафиксированных разрывов процессов.
  2. Соотнесение прямых и сопутствующих действий в описательной схеме деятельности анализируемого предприятия (субъекте) к разграниченным частям концептуальной схемы (предиката).
  3. Выделение действий в описательной схеме деятельности (субъекте), не отнесенных ни к одной из частей концептуальной схемы (предиката).
  4. Соотнесение выделенных действий с содержанием гипотезы последствий.
  5. Подтверждение гипотезы.
  6. Отделение действий, зафиксированных в описании деятельности данного конкретного предприятия, соответствующих уточненной концептуальной схеме, от несоответствующих. 

IX. Стирание ограниченной части в субъекте.

  1. Удаление из феноменального описания деятельности предприятия (субъекта) процессов, не соответствующих уточненной концептуальной схеме (уточненному предикату).
  2. Обобщающая формулировка “стираемой” части реальных процессов.

X. Формулирование проблемы.

  1. Формулирование локализованного места в предикате.
  2. Формулирование вопроса о том, какими действиями нужно наполнять локализованное место с учетом требований, построенных на основе формулировки стираемой части действий.

Структура формулировки проблемы.

  1. Локализованное место, требующее наполнения конкретными действиями.
  2. Требования к новым конкретным действиям, учитывающие отрицательный опыт “стертых” действий.
Продукт для передачи проектировщику
  • Локализованное место напряжения (разрыва).
  • Содержательное раскрытие места разрыва процесса в прежней деятельности.
  • Иерархия затруднений (зафиксированных исследователем).
  • Требования к новому наполнению.
  • Требования к нормативным изменениям, которые обеспечат нормальное переформирование и функционирование деструктивного звена и предприятия в целом.
  • Измененный (деформированный) вариант концепции.
Критерии.
1. Природосообразность.
2. Реалистичность.
3. Предельная локализованность проблемы.
 

Проектирование

В основную цель проектирования входит построение нормативной картины деятельности предприятия на различных уровнях обобщения. Степень проработки предписаний предопределена характером разрывов в деятельности предприятия, выявленных на фазе проблематизации. С другой стороны, уровень конкретности предопределен акцентами заказа на консультационную услугу. Поскольку проектирование есть конечная стадия работы консультационно-аналитической группы, к проектировщику предъявляются особенно сложные требования по согласованию проектных разработок с заказчиком. Причем проектировщик должен не только удовлетворить ожидания заказчика, но и сохранить принципиальные позиции, раскрытые кооперантами-аналитиками на предшествующих фазах работы.

Проектировщик по функции обязан “входить” в нюансы консультируемой деятельности по ее различным аспектам, черпая дополнительные сведения не только от исследователя, но и из оперативных коммуникаций непосредственно с заказчиком. Одной из ведущих ценностей проектировщика является создание реализуемого проекта, ведущегок снятию существующих проблем предприятия. Игнорирование даже порой незначительных факторов реальной деятельности (психологических, ресурсных и т.п.) может вести к нереализуемости теоретически верного проекта. Данное обстоятельство настолько серьезно, что может потребовать видоизменение концепции в сторону ее “противоприродных” деформаций.

Способ работы проектировщика должен строится на базе метода нормативного описания пространств деятельности. 

Технология проектирования

  1. Понимание продуктов, полученных от концептолога:
  • Концептуальное описание деятельности предприятия.
  • Основание для стратегии.
  • Описание механизмов взаимодействия основных и фокусированных элементов концептуальной системы.
  • Процессуально-нормативное прочтение концептуального описания деятельности.
  • Анализ проблем (проблемы) и требований к нормативным описаниям.
  • Понимание локализованного места, требующего наполнения конкретными действиями.
  • Понимание требований к новым конкретным действиям, учитывающим отрицательный опыт “стертых” действий.
  • Инвентаризация затруднений, зафиксированных исследователем и выделение воспроизводящихся.
  • Инвентаризация затруднений производится по двум основным критериям: неслучайность и воспроизводимость.
  • Группировка затруднений в соответствии с выявленными проблемами.
  • Эта процедура требует группировки аналогичных затруднений в соответствии с поставленными проблемами.
  1. Предварительный анализ материалов исследования.

На данном этапе предполагается анализ:

  • сведений о ресурсах предприятия различного типа /как реальных, так и потенциальных, как материальных, так и моральных, физических, психологических, экономических, социальных и т.п./;

  • сведений об удачных выходах из затруднений и конфликтов /Например, описание тех ситуаций, когда конфликт был разрешен, за счет чего он был снят, кто, когда и каким образом наладил взаимодействие и т.п. /;

  • проектных идей, предложений сотрудников, зафиксированных исследователем, пожеланий сотрудников по налаживанию ситуации на фирме.

  • информации о психологических качествах персонала (личные, личностно-профессиональные, профессиональные);

  • сведений об успешных проявлениях сотрудников предприятия, которые носят положительный характер как для взаимоотношений между отделами, так и для фирмы в целом.

  1. Абстрактно - нормативное описание деятельности. Это предписание предполагает позитивное утверждение тех абстрактно-нормативных принципов, стратегических установок и т.п., которые не нуждаются в изменении. Здесь предполагается лишь более жесткое и определенное их оформление.
  2. Выбор абстрактных норм, обеспечивающих снятие разрывов. Эти нормы должны затрагивать лишь принципиальные стратегические основы и снимать системные разрывы, без недопустимой на этой стадии конкретизации.

  3. Внедрение норм, выделенных на предыдущем шаге в концептуально нормативную схему.

  4. Анализ ресурсного обеспечения встроенного звена.

  5. Коррекция вписанных норм под наличные (или потенциально возможные) ресурсы.

  6. Моделирование внедрения изменений в деятельность организации. Основной целью данной фазы является проверка на реализуемость внедрения новых норм в деятельность. Данный этап может предполагать мыслительное моделирование внедрения с учетом имеющихся ресурсов как внутри организации, так внешних ресурсов.

  7. Прописание деятельности встроенного звена в виде конкретных норм. Эта часть подразумевает создание конкретных норм всех необходимых звеньев деятельности ( например, дополнительные функциональные обязанности, позиционные нормы, дополнения к должностным инструкциям и пр.)

  8. Разработка путей внедрения нормативных изменений в деятельности предприятия с подробным описанием необходимых этапов и подэтапов, распределением временных поручений по внедрению между сотрудниками и т.п.

Типы проектировочных продуктов:

  • Функциональная структура предприятия.
  • Организационная структура предприятия.
  • Позиционная схема предприятия.
  • Стратегия (скорректированная стратегия деятельности).
  • Тактические установки по реализации стратегии.
  • Подробные нормы механизмов деятельности звеньев, встроенных в структуру предприятия.
  • Функциональные обязанности.
  • Инструкции по взаимодействию.
  • Должностные инструкции.
  • и т.п.

Требования к продукту проектировщика:

  • Реализуемость.
  • Сохранность концептуальных оснований.
  • Сохранность ценностных оснований.
  • Разрешенность проблемы.
  • Адаптированность к языку заказчика.
  • Определенность нормативных предписаний.
  • Согласованность с заказчиком.



[1] Нам довелось наблюдать такую “игру в кубики” на деловом совещании в одной из PR фирм. В качестве “кубиков” были элементы организационной структуры. Должностные единицы переставлялись в произвольном порядке, причем количество вариантов “обновленной” оргструктуры соответствовало количеству участников делового совещания. Результат – увольнение по собственному желанию двух высокопрофессиональных, но очень обидевшихся сотрудников. 

 

Скачать полный текст статьи в формате Word

Статья была впервые опубликована: 
Технология консультационной аналитики
// Анисимов О.С. Акмеология и методология:
проблемы психотехники и мыслетехники. – М., 1998.