Естественно, аналитическая работа по коррекции бизнес-модели очень ответственна и требует от руководства знаний общих законов рынка, на котором работает компания и правил построения эффективной бизнес-модели. Высокая ответственность обновления бизнес-модели иногда приводит к тому, что руководство на это не решается и пытается ограничиться «косметическими» изменениями. Такой подход зачастую ведет компанию к неизбежному кризису и банкротству.
Итак, менять БМ – опасно, не менять – преступно! Что делать? Ответ прост и непрост: нужно при перестройке бизнес-модели опереться на концептуальное основание, которое отражает сущностную картину данного типа бизнеса. При этом важно увидеть эту картину на нескольких абстрактно-конкретных уровнях, т.е. реализовать дедуктивный подход («от общего к частному»).
Пример показан на схеме "Дедуктивная схема места бизнеса в общей картине". Однако следует отдельно отметить, что в концептуальной картине слов недостаточно - нужно обязательно раскрыть на иллюстративной схеме то, что обозначено словами. При этом условие: на конкретном уровне должно удерживаться более абстрактное основание (логическая «родо-видовая связь», как в яблоне удерживается то, что это растение, а в растении то, что это живое).
Что дает коррекция бизнес-модели: