Тренинг «Продуктивное мышление»

Преамбула. При оформлении профессионального опыта специалисты зачастую испытывают серьезные затруднения. Трудности появляются не только в переводе своих представлений в адекватно их отражающий текст («как оформить в тексте без искажения?»).  Появляются также сложности: в последовательности (логичности) изложения («первая часть текста такова, а какая должна быть следующая часть текста?»); во введение основания для каждого тезиса («какое обоснование ввести?»); в упорядочивании текста, полученного после описания опыта («как перейти к более организованному представлению?») и др.

 

Для преодоления этих затруднений необходимо выйти на уровень продуктивного мышления.

Продуктивное мышление – процесс придания ясности и определенности неорганизованным представлениям, построенный наиболее эффективным способом. В свою очередь, эффективность способа организации мышления напрямую зависит от уровня культуры мышления, т.е. от степени соответствия объективным требованиям к мышлению. Система подобных требований, безотносительно к тем, кто их реализует, составляет нормативную предпосылку явлений культуры мышления реальных людей. Перечислим основные требования-критерии:

  • Соответствие теме (сохранение рамок темы);
  • Логичность (процессуальная непрерывность и непротиворечивость мысли);
  • Структурность (наличие связанных блоков содержания);
  • Внешняя представленность мыслительных процессов (проявленность мысле-шагов для контроля по критериям);
  • Оформленность промежуточных и конечного результатов мышления (представленность продуктов мышления в отчужденной для мыслителя форме);
  • Обоснованность (опора на концептуально-понятийные средства мысли);
  • Креативность (способность к порождению новых, нестандартных идей-представлений по теме)
  • Точность и однозначность использования предметной терминологии (недопущение слов с «размытыми», неоднозначными значениями);
  • Опора на проверенные факты, как материал мышления (использование достоверной информации об анализируемых явлениях);
  • Системность (сохранность и проявленность исходной, охватывающей идеи в конкретных частях, как «общее» сохраняется в «особенном»);
  • Корректность переходов между конкретным и абстрактным уровнем мышления (культура переходов от общего к частному и обратно).

Цель первого тренинга: формирование у участников навыков по относительному соответствию культурно-мыслительным критериям в интеллектуальной работе по оформлению своего профессионального опыта.

Задачи:

     Добиться однозначности и определенности в понимании значений критериев продуктивного мышления;

     Осуществить в рамках тренинга отработку следующих мыслительных процедур (содержание упражнений 1-6):

  • расчленение материала на однородные части и отбор значимых для анализа частей;
  • обобщение, т.е. сохранение только общих для подобных объектов характеристик (индуктивный ход);
  • сопоставление (пошажное сравнение объектов);
  • синтез элементов в единую схему (объект);
  • схематизация материала наблюдений (графическое изображение содержания);
  • содержательная интерпретация графической схемы (предметное прочтение схемы);
  • подведение под понятие (замещение субъекта мысли предикатом);
  • проблематизация концептуальной модели (вскрытие недостаточности схемы);
  • теоретическое конструирование (построение и перестроение концептуальной схемы);
  • абстрагирование (отвлечение от деталей объекта);
  • конкретизация (дедуктивный ход).

     Приобрести первичный опыт оформления своего профессионального опыта в отчуждаемом (для другого) продукте;

Тренер: Верхоглазенко В.Н. .

Продолжительность первого тренинга: 2 рабочих дня.

Количество участников: 10 – 15 чел

Формы работы:

  • работа в малых группах по выполнению задачи;
  • межгрупповое (пленарное) согласование результатов работы в малых группах;
  • групповой анализ по повышению эффективности работы;
  • консультации ведущего по вопросам участников.

Организационный план тренинга 

1 день

10.00

   Приветственные слова представителя руководства ОАО «Сухой»

10.10

   Установочное сообщение ведущего тренинг (цели, задачи, правила участия, распределение по группам участников)

10.25

   Групповая работа по первому упражнению.

11.25

   Пленарное обсуждение результатов групповой работы

12.25

   Консультация по вопросам участников

13.00

   Обед

13.30

   Групповая работа по второму упражнению.

14.30

   Пленарное обсуждение результатов групповой работы

15.20

   Консультация по вопросам участников

15.50

  Групповая работа по третьему упражнению.

16.50

   Пленарное обсуждение результатов групповой работы с элементами консультации

17.40

  Подведение итогов первого дня работы участниками

18.00 – 18.10

   Подведение итогов первого дня работы ведущим

2 день

10.00

   Сообщение ведущего по целям дня и установка на групповую работу

10.10

   Групповая работа по четвертому упражнению.

11.20

   Пленарное обсуждение результатов групповой работы

11.40

   Консультация по вопросам участников

12.00

   Групповая работа по пятому упражнению.

13.00

   Обед.

14.00

   Пленарное обсуждение результатов групповой работы

14.50

   Консультация по вопросам участников

15.50

   Групповая работа по шестому упражнению.

16.40

   Пленарное обсуждение результатов групповой работы с элементами консультации

17.30

   Подведение итогов тренинга участниками и планирование самостоятельной работы

17.30 – 18.00

   Подведение итогов тренинга ведущим