Стратегическое управление компанией – пожалуй, одна из самых значительных отраслей менеджмента. Появившись как предмет в 60-х годах ХХ столетия, стратегический менеджмент очень быстро набирал популярность. Однако рост числа сторонников стратегического подхода в управлении организацией сопровождался и увеличением группы специалистов глубоко сомневающихся, а порой и весьма критически к нему относящихся.
Дело в том, что резкая возгонка динамичности и непредсказуемой турбулентности внешней среды организации на пороге и в начале ХХI века существенно усложнили процессы как построения долговечных стратегем, так и их адекватную реализацию. Беспрецедентная изменчивость экономической и социально-политической ситуации в мире сегодня проблематизирует практику стратегического менеджмента, склоняя стратегии к такой «гибкости», которая для них убийственна и попросту их упраздняет. Возникло противоречие: с одной стороны, понимание необходимости иметь устойчивую стратегию, а, с другой стороны, осознание высокой важности учета быстро меняющихся обстоятельств нового времени.
Данное противоречие, с нашей точки зрения, может быть снято при соблюдении, как минимум, двух условий. Во-первых, разработка стратегии должна опираться на понимание объективных, незыблемых законов жизни экономики и страны в целом, которые неизменны, несмотря на кажущуюся непредсказуемую внешнюю изменяемость мира. Это залог твердости и неслучайности стратегии.
Во-вторых, в процессе реализации стратегии должна быть налажена тактическая гибкость, чувствительность к особенностям конкретных ситуаций. Это гарантирует адекватность воплощения правильной стратегии в самых непредсказуемых конкретных условиях. Другими словами, должна стать тактика живым «буфером» между капризами ситуации и консервативностью стратегии. Но справедливости ради следует отметить, что управленец-тактик, не имеющий хотя бы начальной стратегической подготовки, с высокой вероятностью будет не только искажать стратегию в своих прагматичных решениях, но и активно стимулировать внесение неоправданных изменений в саму стратегию, разрушая ее цельность и устойчивость.
Все вышесказанное создает предпосылки для такого учебного процесса по подготовки стратегов, который бы обеспечил надежное овладение участниками концептуально-понятийных средств стратегического анализа рыночного бытия организации. Причем в качестве потенциальных участников школы следует рассматривать не только представителей высшего управленческого уровне, но и управленцев среднего звена.
Главный акцент школьного курса – развитие стратегического мышления участников. Именно эта линия подготовки стратегов, на наш взгляд, довольно слабо представлена в системе высшего и дополнительного образования, а также на рынке тренинговых услуг. Вторая составляющая деятельности любого стратега – организационная, менее важна в силу существенного преобладания аналитической специфики в деятельности стратега по прроде вещей. Кроме того, курсы по развитию организационных навыков управленческих кадров, в том числе стратегических, значительно более развиты, чем курсы по развитию стратегического мышления.
Но что, собственно, означает «развитие стратегического мышления»? Первое – это формирование навыков работы с высокими абстракциями, т.к. стратег должен уметь размышлять на общем уровне, т.е. без деталей. Второе – эти абстрактные представления должны быть строго организованными теоретическими схемами в виде онтологий, понятий и концепций деятельности. Третье – обучение участников правильно оперировать понятиями в рамках стратегической аналитики. Четвертое – обеспечение в рамках школьного курса гармонизации процесса развития мышления с развитием мотивационных механизмов (личностно-профессиональных ценностей) и волевой самоорганизации участника, без чего невозможно достичь стратегического уровня мышления. И, наконец, пятое – формирование механизма саморазвития участников в позиции стратега с опорой на рефлексивно-деятельностную самоорганизацию, как залог его стратегической адекватности новым вызовам современной реальности.
Курс состоит из двух блоков: 1) базис стратегического управления и 2) критерии стратегического управления.
Первый блок направлен на формирование у участников прочного управленческого основания, в которое включены понимание сути деятельности вообще (2-й модуль) и управленческой деятельности в частности (5-й модуль), способность осуществлять технологический цикл действий управленца (1-й модуль) с учетом субъективных и социокультурных факторов исполнительской подсистемы и представителей управленческого сервиса (3-4-й модули).
Второй блок создает учебные условия для участников по освоению адекватной стратегической аналитики систем многоуровневого управления (6-й модуль) в рыночных условиях (7-й модуль) с учетом сложноустроенной макроцелостности, в которой действует организация (8-й модуль). Завершается курс интегрированием полученных в школе навыков в рамках способности по осуществлению воспроизводящегося технологического цикла стратегической деятельности (9-1-й модули) в рамках метасистемного подхода.
Белгородский опыт
В период июня 2011 г. – по апрель 2012 г. московской командой игротехников (В.Верхоглазенко, А.Емельянов и А.Смирнов во главе с профессором Анисимовым О.С.) был проведен 5-ти модульный учебный курс в рамках Белгородской школы стратегического управления (Заказчик: Администрация Белгородской области).
Каждый модуль имел продолжительность 3 полных рабочих дня и проводился в активных формах орг-деятельностной игры. В обучении приняли участие 25 человек, которые были отобраны из числа управленцев областной и районных администраций. В ходе обучения участники курса освоили: технологический цикл управления организацией, технологию стратегического анализа субъективных и социокультурных факторов в деятельности и технику работы в стратегической мыслекоммуникации с опорой на понятийные критерии.
Томский опыт
В период с мая 2012 г. по февраль 2014 г. в г. Томск в рамках «Томской школы стратегического мышления» для управленцев Холдинга ЗАО «Сибирская аграрная группа» было проведено десятимодульное обучение, направленное на развитие стратегических способностей участников (Заказчик: ЗАО «Сибирская аграрная группа»). Обучение осуществляла команда игротехников в составе проф. Анисимова О.С., Верхоглазенко В., Иванова А. и Инфанова А. Подготовка стратегов осуществлялась в наиболее прогрессивных активных формах проблемно-проектных игромодельных комплексов.
В ходе обучения участники освоили целый ряд крайне важных для руководителя стратегического уровня технологий, таких как: технологический цикл управленческой деятельности, системный анализ деятельностных коопераций, анализ эффективности управленческих иерархий, микро- и макроэкономический анализ деятельности крупного предприятия, субъективные и социокультурные факторы производственных отношений, макроуправленческий анализ в рамках метасистемного подхода. В процессе обучения группа участников из 24 человек приобрела существенный, функциональный взгляд на процессы деятельности и уже в ходе обучения вносила весомые изменения в организацию своей управленческой деятельности. Все это помогло участникам овладеть на новом качественном уровне техникой принятия стратегического экономического решения.
Количество учебных единиц: 10 модулей по 30 часов каждый.
Продолжительность модуля: 3 дня
Периодичность: один модуль в месяц.
Межмодульный период: выполнение домашней работы участниками по закреплению навыков.
Методологи-игротехники методологической школы ММПК («Московский методолого-педагогический кружок», лидер – проф. Анисимов О.С.), имеющие более чем 15 летний опыт игротехнической работы, в том числе проведения стратегических сессий для компаний различных областей деятельности.
Топ-менеджеры и руководители отделов (до 30 человек)
Блок 1. Базис стратегического управления
Модуль 1. Технологический цикл управленческой деятельности.
Модуль 2. Понятийная схема «Акта деятельности» как средство анализа сложных систем деятельности.
Модуль 3. Субъективные факторы производственных отношений в компании.
Модуль 4. Социокультурные факторы производственных отношений в компании.
Модуль 5. Системный анализ деятельности компании.
Блок 2. Критерии стратегического управления
Модуль 5. Стратегический анализ управленческих иерархий в сложных системах деятельности.
Модуль 7. Экономический цикл деятельности как средство стратегического анализа.
Модуль 8. Микроэкономический анализ деятельности предприятия.
Модуль 9. Макроэкономическая аналитика стратега в системном подходе.
Модуль 10. Принятие стратегического экономического решения.
Формат работы – формы организационно-деятельностной, орг-мыслительной и орг-коммункативной игры, включающая в себя работу в группах, межгрупповые (пленарные) дискуссии, групповой анализ способа работы (рефлексия), элементы игротренинга, индивидуальная работа и методологические консультации ведущего.
Для работы в сессии формируются 2-3 рабочие группы по 7-9 человек.
Цели:
Темы дней:
Цели:
Темы дней:
Цели:
Задачи:
Цели:
Задачи:
Цели:
Темы дней:
Цели:
Темы дней:
Цели:
Темы дней:
Цели:
Задачи:
Темы дней:
Цели:
Задачи:
Темы дней:
Цель:
Задачи:
Темы дней: