Программа «Школы стратегического мышления»

Пояснения к курсу школы

Стратегический менеджмент

Стратегическое управление компанией – пожалуй, одна из самых значительных отраслей менеджмента. Появившись как предмет в 60-х годах ХХ столетия, стратегический менеджмент очень быстро набирал популярность. Однако рост числа сторонников стратегического подхода в управлении организацией сопровождался и увеличением группы специалистов глубоко сомневающихся, а порой и весьма критически к нему относящихся. 

Дело в том, что резкая возгонка динамичности и непредсказуемой турбулентности внешней среды организации на пороге и в начале ХХI века существенно усложнили процессы как построения долговечных стратегем, так  и их адекватную реализацию. Беспрецедентная изменчивость экономической и социально-политической ситуации в мире сегодня проблематизирует практику стратегического менеджмента, склоняя стратегии к такой «гибкости», которая для них убийственна и попросту их упраздняет. Возникло противоречие: с одной стороны, понимание необходимости иметь устойчивую стратегию, а, с другой стороны, осознание высокой важности учета быстро меняющихся обстоятельств нового времени. 

Данное противоречие, с нашей точки зрения, может быть снято при соблюдении, как минимум, двух условий. Во-первых, разработка стратегии должна опираться на понимание объективных, незыблемых законов жизни экономики и страны в целом, которые неизменны, несмотря на кажущуюся непредсказуемую внешнюю изменяемость мира. Это залог твердости и неслучайности стратегии. 

Во-вторых, в процессе реализации стратегии должна быть налажена тактическая гибкость, чувствительность к особенностям конкретных ситуаций. Это гарантирует адекватность воплощения правильной стратегии в самых непредсказуемых конкретных условиях. Другими словами, должна стать тактика живым «буфером» между капризами ситуации и консервативностью стратегии. Но справедливости ради следует отметить, что управленец-тактик, не имеющий хотя бы начальной стратегической подготовки, с высокой вероятностью будет не только искажать стратегию в своих прагматичных решениях, но и активно стимулировать внесение неоправданных изменений в саму стратегию, разрушая ее цельность и устойчивость.

Актуальность школы стратегического мышления

Все вышесказанное создает предпосылки для такого учебного процесса по подготовки стратегов, который бы обеспечил надежное овладение участниками концептуально-понятийных средств стратегического анализа рыночного бытия организации. Причем в качестве потенциальных участников школы следует рассматривать не только представителей высшего управленческого уровне, но и управленцев среднего звена. 

Главный акцент школьного курса – развитие стратегического мышления участников. Именно эта линия подготовки стратегов, на наш взгляд, довольно слабо представлена в системе высшего и дополнительного образования, а также на рынке тренинговых услуг. Вторая составляющая деятельности любого стратега – организационная, менее важна в силу существенного преобладания аналитической специфики в деятельности стратега по прроде вещей. Кроме того, курсы по развитию организационных навыков управленческих кадров, в том числе стратегических, значительно более развиты, чем курсы по развитию стратегического мышления. 

Но что, собственно, означает «развитие стратегического мышления»? Первое – это формирование навыков работы с высокими абстракциями, т.к. стратег должен уметь размышлять на общем уровне, т.е. без деталей. Второе – эти абстрактные представления должны быть строго организованными теоретическими схемами в виде онтологий, понятий и концепций деятельности. Третье – обучение участников правильно оперировать понятиями в рамках стратегической аналитики. Четвертое – обеспечение в рамках школьного курса гармонизации процесса развития мышления с развитием мотивационных механизмов (личностно-профессиональных ценностей) и волевой самоорганизации участника, без чего невозможно достичь стратегического уровня мышления. И, наконец, пятое – формирование механизма саморазвития участников в позиции стратега с опорой на рефлексивно-деятельностную самоорганизацию, как залог его стратегической адекватности новым вызовам современной реальности.

О структуре курса

Курс состоит из двух блоков: 1) базис стратегического управления и 2) критерии стратегического управления.

Первый блок направлен на формирование у участников прочного управленческого основания, в которое включены понимание сути деятельности вообще (2-й модуль) и управленческой деятельности в частности (5-й модуль), способность осуществлять технологический цикл действий управленца (1-й модуль) с учетом субъективных и социокультурных факторов исполнительской подсистемы и представителей управленческого сервиса (3-4-й модули). 


Второй блок создает учебные условия для участников по освоению адекватной стратегической аналитики систем многоуровневого управления (6-й модуль) в рыночных условиях (7-й модуль) с учетом сложноустроенной макроцелостности, в которой действует организация (8-й модуль). Завершается курс интегрированием полученных в школе навыков в рамках способности по осуществлению воспроизводящегося технологического цикла стратегической деятельности (9-1-й модули) в рамках метасистемного подхода.

Опыт проведения стратегических школ 

Белгородский опыт

В период июня 2011 г. – по апрель 2012 г. московской командой игротехников (В.Верхоглазенко, А.Емельянов и А.Смирнов во главе с профессором Анисимовым О.С.) был проведен 5-ти модульный учебный курс в рамках Белгородской школы стратегического управления (Заказчик: Администрация Белгородской области).

Каждый модуль имел продолжительность 3 полных рабочих дня и проводился в активных формах орг-деятельностной игры. В обучении приняли участие 25 человек, которые были отобраны из числа управленцев областной и районных администраций. В ходе обучения участники курса освоили: технологический цикл управления организацией, технологию стратегического анализа субъективных и социокультурных факторов в деятельности и технику работы в стратегической мыслекоммуникации с опорой на понятийные критерии.

 

Томский опыт

В период с мая 2012 г. по февраль 2014 г. в г. Томск в рамках «Томской школы стратегического мышления» для управленцев Холдинга ЗАО «Сибирская аграрная группа» было проведено десятимодульное обучение, направленное на развитие стратегических способностей участников (Заказчик: ЗАО «Сибирская аграрная группа»). Обучение осуществляла команда игротехников в составе проф. Анисимова О.С., Верхоглазенко В., Иванова А. и Инфанова А. Подготовка стратегов осуществлялась в наиболее прогрессивных активных формах проблемно-проектных игромодельных комплексов. 

В ходе обучения участники освоили целый ряд крайне важных для руководителя стратегического уровня технологий, таких как: технологический цикл управленческой деятельности, системный анализ деятельностных коопераций, анализ эффективности управленческих иерархий, микро- и макроэкономический анализ деятельности крупного предприятия, субъективные и социокультурные факторы производственных отношений, макроуправленческий анализ в рамках метасистемного подхода. В процессе обучения группа участников из 24 человек приобрела существенный, функциональный взгляд на процессы деятельности и уже в ходе обучения вносила весомые изменения в организацию своей управленческой деятельности. Все это помогло участникам овладеть на новом качественном уровне техникой принятия стратегического экономического решения. 

Цели школы

  1. Понять и присвоить ключевые понятия по стратегической деятельности высшего руководства предприятия в турбулентной среде.
  2. Сформировать навыки и умения по принятию стратегических решений на базе онтологии (теоретической схемы) деятельности предприятия на динамичном рынке.
  3. Сформировать прочные базовые навыки по выполнению командной аналитической работы на стратегическом уровне.
  4. Развить рефлексивную самоорганизацию, опирающуюся на организованные понятийно-концептуальные представления о деятельности стратега.
  5. Создать высокую мотивацию и волевую основу для дальнейшего саморазвития стратегических навыков и умений.

Продолжительность и режим работы школы 

Количество учебных единиц: 10 модулей по 30 часов каждый.

Продолжительность модуля: 3 дня 

Периодичность: один модуль в месяц.

Межмодульный период: выполнение домашней работы участниками по закреплению навыков.

Ведущие

Методологи-игротехники методологической школы ММПК («Московский методолого-педагогический кружок», лидер – проф. Анисимов О.С.), имеющие более чем 15 летний опыт игротехнической работы, в том числе проведения стратегических сессий для компаний различных областей деятельности.

Участники

Топ-менеджеры и руководители отделов (до 30 человек)

Учебные модули школы

Блок 1. Базис стратегического управления

Модуль 1. Технологический цикл управленческой деятельности.

Модуль 2. Понятийная схема «Акта деятельности» как средство анализа сложных систем деятельности.

Модуль 3. Субъективные факторы производственных отношений в компании.

Модуль 4. Социокультурные факторы производственных отношений в компании.

Модуль 5. Системный анализ деятельности компании. 

Блок 2. Критерии стратегического управления

Модуль 5. Стратегический анализ управленческих иерархий в сложных системах деятельности.

Модуль 7. Экономический цикл деятельности как средство стратегического анализа.

Модуль 8. Микроэкономический анализ деятельности предприятия.

Модуль 9. Макроэкономическая аналитика стратега в системном подходе.

Модуль 10. Принятие стратегического экономического решения. 

Форма работы:

Формат работы – формы организационно-деятельностной, орг-мыслительной и орг-коммункативной игры, включающая в себя  работу в группах, межгрупповые (пленарные) дискуссии, групповой анализ способа работы (рефлексия), элементы игротренинга, индивидуальная работа и методологические консультации ведущего.

Типовой цикл работы:

  • Введение ведущим цели работы в цикле и постановка задачи на групповую работу;
  • Решение поставленной задачив группах и подготовка сообщений результатов работы;
  • Межгрупповое (пленарное) обсуждение результатов работы групп;
  • Методологическая консультация ведущего по актуальным вопросам участников по ключевым понятиям сессии и по форме работы (при необходимости):
  • Подведение итогов цикла работы ведущим совместно с участниками и переход к следующему циклу работы.

Разделение участников на группы

Для работы в сессии формируются 2-3 рабочие группы по 7-9 человек. 

Тематический план и главные цели модулей «Школы стратегического мышления»

Модуль 1. Технологический цикл управленческой деятельности.

Цели:

  • Освоение технологического цикла управленческой деятельности;
  • Усвоение исходных понятий, раскрывающих сущность управленческой деятельности;
  • Приобретение первичного опыта рефлексии и самоопределения к учебной деятельности.

Темы дней:

  1. «Использование схемы «Т-цикл управления» в качестве средства анализа деятельности компании»
  2. «Использование схемы «Т-цикла управления» в качестве средства анализа деятельности компании» - вторая, усовершенствованная попытка.
  3. «Демонстрация кооперативного взаимодействия с использованием схемы «Т-цикл управления»

Модуль 2. Понятийная схема «Акта деятельности» как средство анализа сложных систем деятельности.

Цели:

  • Приобретение первичного опыта использования теоретико-деятельностной схемы («Акт деятельности») в анализе сложной системы деятельности;
  • Формирование первичных форм осознания специфики использования теоретических схем в анализе ситуационного материала;
  • Формирование неслучайных форм рефлексивной самоорганизации и соответствующего самоопределения к реализации мыслительных технологий.

Темы дней:

  1. «Использование схемы акта деятельности в качестве средства анализа деятельности компании»)
  2. «Использование схемы акта деятельности в качестве средства анализа деятельности компании» вторая, усовершенствованная попытка.
  3. «Демонстрация кооперативного взаимодействия с использованием схемы «Акт деятельности»).

Модуль 3. Субъективные факторы производственных отношений в компании.

Цели:

  • Приобретение организованные представления о зависимости успешного производства от субъективных факторов.
  • Приобрести способности к субъективно ориентированной рефлексии.
  • Приобрести способности к использованию понятийных критериев, выражающих сущность субъективных проявлений человека.

Задачи:

  • Осуществить моделирование генезиса конфликта в производственных отношений.
  • Осуществить моделирование анализа сущности конфликта с помощью специальных критериальных понятий.
  • Осуществить моделирование зависимости успеха в решении игромодельных задач от этапов развития субъективности. 
 

Модуль 4. Социокультурные факторы производственных отношений в компании.

Цели:

  • Приобретение организованного представления о факторах преодоления конфликтов в управленческой деятельности и роли арбитражной позиции в этом.
  • Приобретение дополнительной способности к субъективной рефлексии социо-культурных факторов в деятельности.
  • Приобретение способности к управленческой коммуникации с наличием арбитражной позиции.
  • Приобретение способности к использованию понятийных критериев организации управленческой коммуникации в ситуации межпозиционных конфликтов с установкой на позитивное продолжение конфликтов на благо холдинга.

Задачи:

  • Осуществить моделирование управленческой коммуникации в установке на анализ конфликта и прохождение путей его преодоления.
  • Осуществить моделирование усложнения управленческой коммуникации с введением позиции арбитра.
  • Осуществить моделирование преодоления конфликта в управлении благодаря применению арбитражных средств коммуникации.
  • Выявить зависимость успешности преодоления конфликта и применения критериев арбитражного типа от самосовершенствования, развития субъективных механизмов.

Модуль 5. Системный анализ деятельности компании.

Цели:

  • Приобретение первичного опыта использования схемы «Социо-технической единицы» в рамках системного анализа деятельности;
  • Совершенствование способности применения понятийных средств в анализе систем деятельности;
  • Совершенствование рефлексивной самоорганизации в аналитическом процессе.

Темы дней:

  1. «Использование схемы «Социо-технической единицы» в качестве средства анализа систем деятельности.
  2. «Повторное решение задачи по использованию схемы «Социо-технической единицы» в качестве средства анализа систем деятельности с учетом процесса и результата первой попытки»
  3. «Демонстрация системо-деятельностного анализа компании».

 

Блок 2. Критерии стратегического управления

Модуль 6. Стратегический анализ управленческих иерархий в сложных системах деятельности.

Цели:

  • Приобретение опыта анализа микроэкономических явлений в холдинге;
  • Освоение базисных средств микроэкономического анализа;
  • Выявление различий средств анализа деятельностных и экономических (микроэкономических) явлений;
  • Поиск более адекватного сочетания форм мышления в анализе деятельностных и экономических явлений;
  • Приближение к возможности постановки микроэкономических проблем и задач.

Темы дней:

  1. «Постановка микроэкономических проблем в предприятиях холдинга»
  2. Повторное решение задачи по теме «Постановка микроэкономических проблем в предприятиях холдинга» с введением более совершенной версии
  3. Демонстрация по теме «Трехакцентные проблематизация и депроблематизация на материале предприятий холдинга».

Модуль 7. Экономический цикл деятельности как средство стратегического анализа

Цели:

  • Приобретение опыта анализа микроэкономических явлений в холдинге;
  • Освоение базисных средств микроэкономического анализа;
  • Выявление различий средств анализа деятельностных и экономических (микроэкономических) явлений;
  • Поиск более адекватного сочетания форм мышления в анализе деятельностных и экономических явлений;
  • Приближение к возможности постановки микроэкономических проблем и задач.

Темы дней:

  1. «Постановка микроэкономических проблем в предприятиях холдинга»
  2. Повторное решение задачи по теме «Постановка микроэкономических проблем в предприятиях холдинга» с введением более совершенной версии
  3. Демонстрация по теме «Трехакцентные проблематизация и депроблематизация на материале предприятий холдинга»

Модуль 8. Макроэкономическая аналитика стратега в системном подходе.

Цели:

  • Знакомство с особенностями макроэкономического анализа;
  • Приобретение предварительного опыта использования понятийных схем по теме;
  • Соотнесение с особенностями макроэкономического анализа.

Задачи:

  • Соотнесение материала сведений о макроэкономических событиях с содержанием базисных (понятийных) схем;
  • Проведение соотнесения с акцентом технологического типа (структурным, системным и «переходным»);
  • Выявление проблемных «узлов» в ситуации относительно применяемых базисных схем;
  • Предварительная депроблематизация с опорой на базисные схемы.

Темы дней:

  1. Первичная попытка макроэкономического анализа по введенному (избранному) материалу ситуации с учетом акцентировок
  2. Вторичная попытка макроэкономического анализа с выделением особенностей содержания и способа в сравнении с первой попыткой).
  3. Макроэкономический анализ с учетом полезности системно-структурных акцентировок в способе анализа).

Модуль 9. Макроуправленческий анализ в рамках метасистемного подхода

Цели:

  • Знакомство с особенностями метасистемного анализа, лежащего в основе стратегического мышления.
  • Приобретение первичного опыта метасистемного анализа с применением соответствующих понятийных средств
  • Выявление отличия системного и метасистемного анализов.

 

Задачи:

  • Соотнесение вобранного материала макроуправленческих ситуаций со средствами метасистемного анализа.
  • Выявление проблемных узлов в процессе метасистемного анализа.
  • Предварительная депроблематизация в процессе метасистемного анализа.
  • Соотнесение особенностей системного и метасистемного анализа.

 

Темы дней:

  1. Первичная попытка метасистемного анализа материала макроуправленческих сюжетов.
  2. Вторичная попытка метасистемного анализа материала макроуправленческих сюжетов.
  3. Макроуправленческий анализ с учетом полезности сочетания системного и метасистемного подходов).

Модуль 10. Принятие стратегического экономического решения в рамках метасистемного подхода

Цель:

  • Приобретение первичной способности к принятию стратегического экономического решения.

Задачи:

  • Моделирование макроэкономических угроз для холдинга.
  • Анализ возможных сценариев нейтрализации угроз для холдинга.
  • Моделирование эффективной защиты холдинга от макроэкономических угроз.

Темы дней:

  1. Моделирование внешних угроз для холдинга.
  2. Предварительный анализ путей нейтрализации угроз для холдинга.
  3. Коррекция предварительного сценария нейтрализации угроз для холдинга.
  4. Демонстрация окончательного сценария нейтрализации угроз для холдинга.