Верхоглазенко В.Н. Управление в методологическом подходе. Оглавление

Верхоглазенко В.Н. Управление в методологическом подходе. – М.: Авторская мастерская, 2019. – 346 с.
 
Новое тысячелетие предъявляет современным компаниям и новые требования. Требования непрерывного развития. И этим требованиям очень непросто научиться соответствовать, поскольку это требует максимального напряжения мысли, воли и смелости от руководства компании. И постоянного развития компетенций персонала. Требуется поддержания напряженного ритма непрерывного саморазвития. Это – нынешняя реальность. И от нее не отмахнуться. И те компании, которые сегодня станут игнорировать этот вызов внешних условий, не долго будут костенеть, ибо довольно быстро сойдут с рыночной арены. 
Данная книга, думается, будет непроста для понимания, в силу своих глубинных методологических оснований. Но она для тех управленцев, кто не прячется от нового вызова времени, а идет ему навстречу с готовностью развивать себя и свою компанию. Т.е. для тех, кто не пасует перед трудностями ни в действиях, ни в осмыслении текстов. 
 
  
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ 5
 
I. УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ПОДХОДЕ 9
Глава 1. Развивающий подход в управлении 9
Глава 2. Технологический цикл управления 19
Глава 3. Анализ термина "развитие" 34
Глава 4. Развитие деятельности 42
Глава 5. Управление компанией нового типа 52
 
II. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ 64
Глава 1. Анализ организационных "разрывов" в деятельности 64
Глава 2. Анализ простой кооперации 67
Глава 3. Анализ иерархической кооперативной системы 74
Глава 4. Анализ оргструктуры предприятия 80
Глава 5. Реконструкция деятельности предприятия 97
Глава 6. Построение схемы "разрывов" процессов (на примере сети магазинов) 102
 
III. УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ПОДХОДЕ 107
Глава 1. Типы команд в деятельности и управлении 107
Глава 2. Типы управления командой 127
Глава 3. Типы ролей в команде 134
Глава 4. Системная типология ролей в команде 141
 
IV. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ 149
Глава 1. Самоопределение как фактор 149
Глава 2. Понятие "Самоопределение" 154
Глава 3. Типология управленческого самоопределения 162
Глава 4. Линии управленческого самоопределения 166
 
V. РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА В РАМКАХ ОБУЧАЮЩЕГО КОНСАЛТИНГА 190
Глава 1. Принципиальная схема обучающего консультирования 190
Глава 2. Типы обучающего консалтинга 193
Глава 3. Особенности модульного обучения 204
Глава 4. Многоступенчатая модульная система обучения 212
 
VI. КОНСАЛТИНГ В РАЗВИВАЮЩЕМ ПОДХОДЕ 224
Глава 1. Развитие деятельности и консультирование 224
Глава 2. Проблемы традиционного обучающего консультирования 229
Глава 3. Особенности обучающего консультирования 235
Глава 4. Командный консалтинг 250
Глава 5. Особенности методологического консалтинга 261
 
ЛИТЕРАТУРА 268
 
КНИГИ И ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ 273
 
ПРИЛОЖЕНИЯ 276
Приложение 1  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по предмету "Принятие управленческих  решений в условиях неопределенности" 277
Приложение 2  ЦИКЛ УЧЕБНЫХ МИНИ-ИГР  по освоению базовых навыков  технологического цикла  управленческой деятельности 291
Приложение 3  ТРЕНИНГИ   Центра АКМЭ 296
Курс тренингов  "РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ" 296
Тренинг  "СПЛОЧЕНИЕ КОМАНДЫ" 303
Тренинг  "СИСТЕМНО-ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ" 305
Тренинг  "ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ДЕЛОВОГО СОВЕЩАНИЯ" 308
 
ГЛОССАРИЙ 310
 
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ 342
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Я не мог не написать эту книгу, поскольку считаю своим долгом, как специалиста в области управления, поделиться теми открытиями, которыми меня одарили последние несколько лет моей консалтинговой практики. Я заметил устойчивую тен-денцию в области управления компанией. Как ростки растения порой пробиваются сквозь потрескавшийся асфальт – так новые технологии менеджмента, рожденные под совершенно новую идею, упрямо пробивают себе путь в управленческие реалии. И те, кто способен сорвать свои шоры прежних подходов и пелену иллюзорных концепций западного менеджмента, уже начинают постепенно осваивать мощнейшие и удивительные инструменты, которые невидимы для руководителей, убаюкан-ных сказками об эффективности прежних управленческих методов и приемов. Сказочных книг по менеджменту написаны многие и многие тома. В них отражен весь путь "алхимических" поисков философского камня – чудо-технологии успешного управленца. Проведены десятки тысяч исследований передовых компаний и эффективных руководителей в попытках разгадать секреты успеха и перевести их на научную основу. Временами даже казалось, что все тайные покровы уже сорваны и осталось лишь слегка дооформить и систематизировать найденное. Но не успевали счастливые исследователи дооформить свои открытия по объективным механизмам преуспевающих предприятий, бывшие успешные компании в массовом количестве терпели крах и уходили с арены бескомпромиссной конкурентной борьбы, намекая самим фактом своего ухода на иллюзорность воспетых исследователями формул успеха.
Каков итог?
Пройдя через такие подходы, как "Научное управление", "Классическая школа в управлении", "Школа человеческих от-ношений", "Поведенческие науки", "Наука управления или количественный подход", "Процессный подход", "Системный подход" западный менеджмент привел нас, пожалуй, к самому расплывчатому и размытому учению под названием "Ситуаци-онный подход". Не побоюсь сделать жесткое заявление, что "Ситуационный подход", является, на мой взгляд, кульминацией кризиса западного менеджмента как науки. По сути дела он утверждает, что каждый руководитель должен самостоятельно выбирать способы действия (из имеющегося арсенала) в зависимости от сложившейся ситуации. Это означает провоз-глашение полного произвола и субъективизма в принятии управленческих решений. 
Таким образом, наука управления, в лице ситуационного подхода, "расписывается в собственном бессилии" в деле ока-зания помощи управленцу-практику и оставляет его "один на один" с его проблемами. Ведь там где нужно действовать по своему усмотрению нельзя вести речь ни о методологии, ни о науке. Наука сняла с себя ответственность за выдачу внятного руководства к принятию управленческого решения и вручила ее самому руководителю. Если он будет действовать строго по существующим технологиям менеджмента, но потерпит неудачу – это легко объяснить неправильно выбранной под ситуацию технологией; мол, плохо прочувствовал ситуацию и ошибся. Но на вопрос о методике по выбору технологии под сложившуюся ситуацию, специалиста менеджмента неопределенно "разведут руками" – выбирай по ощущениям. Словом, как писал поэт: "все это было бы смешно, если б не было так грустно".
Я не претендую на то, что данной книгой полностью закрою образовавшуюся брешь в науке менеджмента. Но мне удалось нащупать прочный базис для нового управленческого подхода – базис непрерывного развития компании. Развития, не вынужденного под жестким давлением внешних обстоятельств, а развития перманентного, опережающего потенциальные вызо-вы и новые угрозы. Развития не случайного, по озарению, а осознанного и проектно оформленного, как надежный механизм, переносящий компанию на ближайший более высокий качественный уровень. Развития как технологии, а не как искус-ства.
Некоторые скажут: ничего нового автор не ввел. Так назы-ваемое "Бережливое производство", например, все построено на идеологии непрерывного совершенствования. Да ведь все и де-ло-то в том, что между "совершенствованием" и "развитием" есть качественная разница. Не количественная, типа, "развитие" – это "усиленное совершенствование", а качественная! Мало кем удерживается и принципиальность отличия "развития" от "из-менения". Говорят: "развитие" – это "особое изменение". Это так. А дальше-то что? А дальше у авторов туманные и про-странные попытки нащупать существенную разницу. Попытки похвальные, но, как правило, малоэффективные. Вот здесь и появляется принципиальность ключа данной книги: чтобы понять суть подхода "развивающего менеджмента" нужно сначала четко и определенно уяснить для себя суть понятия "развитие". Без такого понимания определенность "развивающего подхода" рассыпается в десятки несвязанных между собой фрагментов. Я убежден, что понятие "развитие" – ключевое для современного времени. Кто его освоит в прикладном, практическом для компании аспекте – тот получит реактивный двигатель в то время, когда все еще используют винтовые. Он настолько может вырваться вперед, что в ближайшее десятилетие будет конкурировать только сам с собой, ибо коллеги по рынку задержатся в более слабой "лиге" и надолго останутся в качестве "догоняющих точку на горизонте".
Предлагаемая книга написана непростым языком. Бытовой (общенческий) язык не годен для изложения тонких материй управленческой реальности. Книга написана на языке управ-ленца, который, к сожалению, еще не преподают в ВУЗах. Но тот, кто наберется терпения и дочитает книгу до конца ни разу об этом не пожалеет, т.к. у него сложится картина парадигмы развития в приложении к таким областям деятельности, как управление развитием: компании, команды, персоналом. Он поймет, какое важнейшее место в развитии управленца занимает адекватное управленческое самоопределение. А также насколько существенным выступает правильная организация управленческой рефлексии (управленческого анализа) реального состояния компании перед рывком в развитие.
Конечно, в данной книге мною раскрыты далеко не все значимые аспекты рождающегося на наших глазах нового управленческого "развивающего подхода". Но, надеюсь, и книга эта – не последняя. Хочется верить, что читатель также будет очарован этим подходом и его богатыми перспективами, как и я, когда мои мысли впервые стали оформляться в предложенные в этой книге тексты о "развивающем подходе в управлении".