При подведении итогов, индивидуальных ощущений от игры в целом, проживания игры и получения результата выявились различные группировки акцентов. От наиболее положительных до наиболее отрицательных. Среди положительных оценок можно выделить следующие моменты:
Среди отрицательных оценок можно выделить следующие:Тем самым, возникли естественные «фракции» оценщиков.
Как правило, отрицательные высказывания обеспечивались легким отношением к игровой работе, инертностью сознания, закрытостью к новизне в непривычном плане субъективной самоорганизации, частым игнорированием порядка (пропуском некоторых фаз игры) и др. Они характеризовали, по преимуществу, участников, более склонных к «рутине», решению типовых и стандартных задач.
И все же преобладающим можно считать мнение «оптимистов», которые отметили ряд фундаментальных особенностей игромоделирования и их открытость к новым формам работы, что, безусловно, может быть залогом создания ядра инновационного коллектива с высшими профессиональными притязаниями.
Перед участниками Большой игры стояло несколько взаимоувязанных целей. Первые две цели лежали в содержательной плоскости в соответствии с темой игры «Миссия и профессионализм в Сообществе».
По содержанию обсуждения участники проходили трехфазный путь:
фиксация опыта проявления миссии и профессионализма → согласование содержания понятий «миссия», «профессионализм» и «стратегия» → согласование миссии и стратегической цели с учетом профессионализма
При этом позиционно-ролевая структура групп предполагала, при правильном самоопределении групп, внесение каждой группой своего особенного вклада в деле совместного достижения общей цели в течение первых двух дней игры.
Менеджеры-структур: фиксация образцов проявлений стратегичности в деятельности СОИ; глубокая проработка понятийной пары «стратегия-тактика».
Аналитики-стратеги: фиксация образцов проявлений стратегичности в деятельности СОИ; глубокая проработка понятия «стратегия».
Аналитики-ценностники: раскрытие образцов проявлений неосознанной миссии СОИ; глубокая проработка понятий «миссия» и «профессионализм».
Аналитики-концептуальщики: фиксация образцов проявлений профессионализма сотрудниками СОИ; глубокая проработка понятия «профессионализм»
Комплексные заказчики: раскрытие образцов проявлений миссии СОИ для клиента и профессионализма сотрудников сообщества; глубокая проработка понятия «миссия» и «профессионализм» с точки зрения комплексного заказчика.
Моно-заказчики: фиксация образцов проявлений миссии СОИ для клиента и профессионализма сотрудников сообщества; глубокая проработка понятия «миссия» и «профессионализм» с точки зрения моно-заказчика.
За счет согласования на пленарном взаимодействии группы должны были продвинуть друг друга как звенья единой кооперативной системы.
В наибольшей степени эффект кооперативного поиска сработал применительно к понятию «миссия», прорыв к пониманию которого произошел на консультации второго дня. Многие участники отметили позднее субъективные ощущения «прозрения» в понимании природы миссии как синтетического единства образа абстрактной цели и абстрактных же мотивов.
В меньшей степени группы продвинулись в понимании «профессионализма», т.к. весь ресурс понятийной консультации был исчерпан прояснением понятия «миссии» и принципиального алгоритма ее строительства. В оптимистическом сценарии игры закладывалось понятийное раскрытие на консультации всей связки терминов «миссия – профессионализм - стратегическая цель». Однако в состоявшемся варианте (в отличие от запланированного) была достигнута более глубокая проработка понятия «миссии», которая была рассмотрена тщательнейшим образом на конкретном примере («Чистота женских ногтей»). Алгоритм, введенный на консультации, был применен игроками в заключительной групповой работе и привел к появлению шести версий миссии СОИ отличающихся по содержанию, но близких по своей понятийной основе.
Развитие умений участников по стратегическому анализу деятельности компании происходило за счет схематизации и обобщения опыта, т.е. в связи с необходимостью работы на абстрактном уровне. Коллективное принятие решений моделировалось в групповой работе: группе необходимо было понять требования задания, спланировать свою конкретную работу и скорректировать план в случае возникновения затруднений в его реализации. Совместная работа участников по решению этих задач обеспечивала не только прирост в способностях по коллективному принятию решений, но и способствовала развитию рефлексивной самоорганизации группы. В процессах игровых согласований единой групповой точки зрения у игроков развивались их командные качества. Максимальная мобилизация командных качеств требовалась от игрока в докладах от групп.
В приложении размещены 4-6-я страницы газеты по Большой игре.