Ретроспектива: Большая игра с Оптимой Инвест (продолжение)

Рефлексия игры

При подведении итогов, индивидуальных ощущений от игры в целом, проживания игры и получения результата выявились различные группировки акцентов. От наиболее положительных до наиболее отрицательных. Среди положительных оценок можно выделить следующие моменты:

  • получили «теоретические» знания;
  • методологи помогали направить усилия в решении игровых задач;
  • неожиданно оказалось, что методологи и их техника мышления – помогают;
  • демонстрация «теоретического» мышления методологами была яркой и красивой, полезной;
  • игры нужны, но при более медленном темпе;
  • понравилась групповая работа, обладавшая большей конкретностью;
  • методологи давали возможность проявиться, но и «заставляли» мыслить по теме;
  • работа была комфортной и сплоченной;
  • удалось прийти к единому результату;
  • появились озарения;
  • ощутили полезность самостоятельных усилий;
  • осознали важность метода работы, его особую значимость;
  • стали видеть пользу сотрудничества в групповой работе;
  • осознали, что надо еще научиться работать в команде;
  • игра оказалась объединяющей всех;
  • осознали роль трудностей, неудач в стимулировании творчества;
  • поняли, что прорыв обеспечивается методом;
  • в игре был рост каждого и даже в духовном плане;
  • стало понятно, что сложное надо уважать, превозмогая себя, свои стереотипы ради собственного подъема;
  • стали лучше слушать друг друга;
  • поразило то, что сложное можно изобразить в простой картинке;
  • появилось много полезных выводов;
  • раздражение сменилось просветлением;
  • стали понятнее правила игры;
  • соединились теория и практика;
  • поняли, что методологи дают инструменты мысли тогда, когда мы готовы;
  • поняли, что в игре люди раскрываются;
  • стало понятно, что мы находимся в начале пути;
  • методологи помогали оформить материал и давали теоретические ориентиры;
  • выявили много неочевидного;
  • игра оказалась сложнее, чем мы привыкли ранее у В.Буторина;
  • полезность многих мнений стала очевиднее;
  • понравилась идея игры;
  • появившиеся плюсы перечеркнули минусы;
  • поворот от негатива в начале игры в сторону позитива привел к эффекту «зажигания»;
  • не было рутины;
  • появился фундамент;
  • обнаружилась неготовность к обилию теоретического;
  • появились мысли об улучшении метода работы;
  • не осталось равнодушных;
  • выявился огромный потенциал творчества у людей, их возможности.

Среди отрицательных оценок можно выделить следующие:Тем самым, возникли естественные «фракции» оценщиков.

  • не удалось зафиксировать противоречия, которые остались лишь помеченными;
  • методологи уделяли внимание «бесконечным» основаниям, а нам нужно решать конкретные задачи;
  • схемы показали свою дискретность, недостаточность;
  • игротехники работали плохо, неярко, имели минимальный вклад;
  • мысли методологов были «ни о чем»;
  • методологи не могли сделать содержания свои понятными «на уровне детей»;
  • до миссии СОИ не дошли, что означает провал игры;
  • язык методологов был непонятным;
  • все действия можно было бы осуществить намного быстрее, и шла затяжка во времени;
  • не давали ясных заданий;
  • методологи не понимали самих себя и не готовы к эффективным действиям;
  • со стороны методологов было много демагогии, общих утверждений, а мы привыкли к конкретному.

Как правило, отрицательные высказывания обеспечивались легким отношением к игровой работе, инертностью сознания, закрытостью к новизне в непривычном плане субъективной самоорганизации, частым игнорированием порядка (пропуском некоторых фаз игры) и др. Они характеризовали, по преимуществу, участников, более склонных к «рутине», решению типовых и стандартных задач.

И все же преобладающим можно считать мнение «оптимистов», которые отметили ряд фундаментальных особенностей игромоделирования и их открытость к новым формам работы, что, безусловно, может быть залогом создания ядра инновационного коллектива с высшими профессиональными притязаниями.

Верхоглазенко В.Н.: Анализ целедостижения в Большой игре

Перед участниками Большой игры стояло несколько взаимоувязанных целей. Первые две цели лежали в содержательной плоскости в соответствии с темой игры «Миссия и профессионализм в Сообществе».

  • Согласование представлений участников по миссии и видению будущего Сообщества «Оптимальные инвестиции».
  • Согласование представлений участников о профессионализме менеджеров, оказывающих профессиональные услуги.
Другие три цели относились к учебной плоскости и акцентировались на развитии профессионально значимых навыков и умений участников.
  • Развитие умений участников по стратегическому анализу деятельности компании.
  • Развитие способностей участников по коллективному принятию решений.
  • Развитие командных качеств участников.

По содержанию обсуждения участники проходили трехфазный путь:

фиксация опыта проявления миссии и профессионализма → согласование содержания понятий «миссия», «профессионализм» и «стратегия» → согласование миссии и стратегической цели с учетом профессионализма

При этом позиционно-ролевая структура групп предполагала, при правильном самоопределении групп, внесение каждой группой своего особенного вклада в деле совместного достижения общей цели в течение первых двух дней игры.

  •  Менеджеры-стратеги: раскрытие образцов проявлений стратегичности в деятельности СОИ; глубокая проработка понятия «стратегическое управление».
  • Менеджеры-структур: фиксация образцов проявлений стратегичности в деятельности СОИ; глубокая проработка понятийной пары «стратегия-тактика».

  • Аналитики-стратеги: фиксация образцов проявлений стратегичности в деятельности СОИ; глубокая проработка понятия «стратегия».

  • Аналитики-ценностники: раскрытие образцов проявлений неосознанной миссии СОИ; глубокая проработка понятий «миссия» и «профессионализм».

  • Аналитики-концептуальщики: фиксация образцов проявлений профессионализма сотрудниками СОИ; глубокая проработка понятия «профессионализм»

  • Комплексные заказчики: раскрытие образцов проявлений миссии СОИ для клиента и профессионализма сотрудников сообщества; глубокая проработка понятия «миссия» и «профессионализм» с точки зрения комплексного заказчика.

  • Моно-заказчики: фиксация образцов проявлений миссии СОИ для клиента и профессионализма сотрудников сообщества; глубокая проработка понятия «миссия» и «профессионализм» с точки зрения моно-заказчика.

За счет согласования на пленарном взаимодействии группы должны были продвинуть друг друга как звенья единой кооперативной системы.

В наибольшей степени эффект кооперативного поиска сработал применительно к понятию «миссия», прорыв к пониманию которого произошел на консультации второго дня. Многие участники отметили позднее субъективные ощущения «прозрения» в понимании природы миссии как синтетического единства образа абстрактной цели и абстрактных же мотивов.

В меньшей степени группы продвинулись в понимании «профессионализма», т.к. весь ресурс понятийной консультации был исчерпан прояснением понятия «миссии» и принципиального алгоритма ее строительства. В оптимистическом сценарии игры закладывалось понятийное раскрытие на консультации всей связки терминов «миссия – профессионализм - стратегическая цель». Однако в состоявшемся варианте (в отличие от запланированного) была достигнута более глубокая проработка понятия «миссии», которая была рассмотрена тщательнейшим образом на конкретном примере («Чистота женских ногтей»). Алгоритм, введенный на консультации, был применен игроками в заключительной групповой работе и привел к появлению шести версий миссии СОИ отличающихся по содержанию, но близких по своей понятийной основе.

Развитие умений участников по стратегическому анализу деятельности компании происходило за счет схематизации и обобщения опыта, т.е. в связи с необходимостью работы на абстрактном уровне. Коллективное принятие решений моделировалось в групповой работе: группе необходимо было понять требования задания, спланировать свою конкретную работу и скорректировать план в случае возникновения затруднений в его реализации. Совместная работа участников по решению этих задач обеспечивала не только прирост в способностях по коллективному принятию решений, но и способствовала развитию рефлексивной самоорганизации группы. В процессах игровых согласований единой групповой точки зрения у игроков развивались их командные качества. Максимальная мобилизация командных качеств требовалась от игрока в докладах от групп.

В приложении размещены 4-6-я страницы газеты по Большой игре.

<= К началу